Лучший педагог года

Сценарий мероприятия педагога-психолога. Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Яна Галь
Сценарий мероприятия педагога-психолога. Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Сценарий мероприятия педагога-психолога - родительское собрание : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

Аспекты взаимодействия»

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучение детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Публикация «Сценарий мероприятия педагога-психолога, Родительское собрание „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания; у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Важно построить отношения между ними, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком в период адаптации, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, давая больше самостоятельности в своих действиях малышу, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

Важность проведения первого родительского собрания по адаптации детей к условиям детского сада определяет ход и систему взаимодействия между участниками образовательного процесса для безболезненного прохождения детьми данного периода в жизни.

Цель: развитие знаний об особенностях адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Задачи:

1. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

2. Знакомство с особенностями и организацией процесса адаптации в детском саду.

3. Развитие знаний в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

Форма проведения мероприятия : родительское собрание – семинар-практикум.

Методы – монолог, диалог, информационные ресурсы, тестирование, элементы тренингов, метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.

Ход собрания.

Водная часть. Создается атмосфера доброжелательности и доверия, концентрируется внимание на совместное решение проблем. Играет песня «Наш детский сад» (Писарева Е. В.).

Педагогом-психологом сообщается тема, коротко содержание собрания (используется слайдовая презентация (см. Приложение 1., слайд 1) на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Аспекты взаимодействия»).

Основная часть

1. Выступление педагога-психолога : «Уважаемые родители! Адаптация детей к дошкольному учреждению является важным этапом в жизни малышей. И от того насколько мы ознакомлены с данным этапом и эффективно взаимодействуем со специалистами детского сада, зависит степень привыкания детей к условиям дошкольного образования. Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько лет. Поэтому для знакомства друг с другом проведем игру с клубком из ниток. Вам необходимо называть свое имя, имя ребенка, а также, какую информацию (опыт) Вы бы хотели получить на данной встрече, передавая друг другу клубок из ниток.»

Данное упражнение «Приветствие» направленно на знакомство, изучение будущих трудностей или потребностей родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ. В конце упражнения клубок с нитками должен оказаться у педагога-психолога. Педагог-психолог сравнивает «разматывание» клубка с процессом адаптации детей к ДОУ, отмечая, что в этот период дети привыкают постепенно к стенам детского учреждения, к режимным моментам. Время посещения детьми сада начинается с 2-х часов. Оно увеличивается в зависимости от поведенческих проявлений ребенка.

2. Далее педагог-психолог переводит внимание на слайдовую презентацию (см. приложение №1). В данной презентации представлены теоретические материалы по проблеме адаптации – понятие адаптации; проявления детей на разных уровнях адаптации; степени адаптации; участники адаптации; причины тяжелой адаптации. На слайде №7 презентация останавливается.

3. Родителям предлагается тестирование по проблемам адаптации детей раннего возраста, с целью осознания родителями в необходимости развития знаний в этой области. Родители самостоятельно оценивают свои знания. Педагог-психолог комментирует правильные ответы по тесту. По желанию родители высказываются по затруднениям в данном тесте.

4. Внимание родителей переводится на 2-а мольберта. На мольбертах представлены два рисунка ребенка. Педагог-психолог предлагает поиграть в игру с карточками. В карточках идет описание факторов, мешающих адаптации и признаки успешной адаптации детей раннего возраста. Родителям предлагается поделиться на две команды и распределить правильно карточки, украсив при этом рисунки представленных детей согласно заданной тематике. Далее предлагается обратить внимание родителей на слайдовую презентацию (слайды 9 и 10) для оценки результатов выполненной работы. Данное упражнение направленно на закрепление знаний в данной области. Далее по желанию родители высказываются по данному упражнению, идет дискуссия.

5. Внимание родителей переводится на слайд №8. Педагог-психолог перечисляет рекомендации с комментариями по вопросам успешной адаптации к детскому учреждению.

Заключительная часть.

1. По окончании собрания подводится итог встречи (рефлексия). Используется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Родители делятся на 6 команд. Используются реальные шляпы. Представитель каждой команды отвечает на вопрос: «Какая информация была полезна для нас…» с точки зрения людей:

- в белых шляпах - ответ не должен содержать никаких эмоций, только факты (факты, данные, статистика);

- в красных шляпах – ответ должен содержать эмоции, догадки или интуитивное прозрение («Вот, что я чувствую по этому поводу…»);

- в черных шляпах – ответ содержит отрицательную критику и суждения, риски и опасности («Что может случиться или пойти не так…»);

- в желтых шляпах – ответ содержит только оптимистические суждения.

- в зеленных шляпах – ответ фокусируется на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

- в синих шляпах – ответ содержит осмысленность и рефлексию («Дирижер оркестра»).

2. Внимание родителей переводится на слайд «11 заповедей Марии Монтессори» (см. Приложение №2) с звуковым сопровождением. Педагог-психолог монотонно зачитывает данные заповеди с целью подчеркивания значимости родителей в воспитании, обучении и развитии собственных детей. Далее раздается материал родителям на бумажном носителе «Памятка: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» (см. Приложение №3).

Список источников

1. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. - №1.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация. – Л. :Наука, 1988.

3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М. 1998.

4. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса, 2002.

5. Галигузова Л. Адаптация ребенка к детскому саду. // «Дошкольное воспитание» - 1988 - № 6, стр. 45.

6. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб. : Речь. – 2001.

7. Мещерякова С. Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб. : Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. Лисиной. – М. 1974.

8. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. Дисс. канд псих. Наук. – М., 1999.

9. Налчаджян. Социально – психологическая адаптация личности. – М. 1988.

10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к ДОУ. – М. : Книголюб, 2004.

11. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Тонковой – Ямпольской – М. 1980.

Приложение №1.

11 заповедей Марии Монтессори.

- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

- Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.

- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

- Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.

- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

- Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Приложение 3.

Памятка для родителей «Адаптация детей к условиям детского учреждения»

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

-повышение температуры тела

-изменения характера стула

-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.

Что должны знать и уметь родители :

Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

- в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

- приблизить домашние условия к особенностям д/с : внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.

Сразу хотим заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хотим Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

Уходим незаметно

Так насколько же надо увлечь ребенка, чтобы ваш уход прошел для него незамеченным? Удастся улизнуть или нет, вот в чем вопрос.

На первый взгляд может показаться, что легче улизнуть, пока малыш занят с воспитателем в детском саду, чем выдерживать утомительный ритуал прощания. Однако малыш не так прост. Обычно он отвлекается от игры как раз в тот момент, когда вы уже у двери. И как он это должен понимать? Что вы безответственны, и он не может доверять вам? В следующий раз, когда вы станете искать шанс удрать незаметно, он будет следить за вами как молодой ястреб и провожать вас из комнаты в комнату.

Вам, малышу и няне станет намного легче, если вы будете заранее готовить малыша к своему уходу. Поделись с малышом, куда вам надо идти и зачем, и как это важно для вас, и не забудьте сказать, что вы скоро вернетесь к нему. Будьте любящим, но твердым. Вы лишь сообщаете малышу о своих планах, а не просите у него разрешения отлучиться. Вы не нуждаетесь в его разрешении. Возможно, ваша кристальная искренность вызовет слезы у малыша, но он будет предупрежден о вашем уходе и не почувствует себя обманутым, когда вы наконец-то ушли.

Теперь вам предстоит побороть собственную тревогу. Как там малыш? Что с ним? Вы не в состоянии не думать о нем. Не сопротивляйтесь желанию позвонить воспитателю, хотя прошло лишь полчаса или около того. Если малыш успел расположиться к воспитателю, он, вероятно, успокоится через несколько минут после вашего ухода. Возвращайтесь домой, никогда не опаздывая, хотя малыш еще и не умеет считать время. Напоминайте ему, что каждый раз вы возвращаетесь вовремя из своих отлучек. Приучитесь объявлять ему с бодрым торжествующим видом: «Видишь, я говорила, что вернусь, вот я и здесь!»

Главное, что нужно запомнить

Малыш разрывается между жаждой независимости и потребностью в вашей поддержке.

Даже если опасности не существует, страх малыша вполне реален.

Ваши чрезмерные опека и мнительность при расставании плохо действуют на малыша, который начинает сомневаться в своей безопасности в ваше отсутствие.

Разговаривайте с малышом о том, что пугает его. Покажите ему, как вы любите его и как стремитесь понять все его опасения.

Придумайте несложный, но запоминающийся ритуал своего ухода и возвращения.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Цель: информирование родителей об особенностях реакций детей в период привыкания.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Фазы адаптационного периода Фазы адаптационного периода. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (первая младшая группа) Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (1 младшая группа) Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада» Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка.

Презентация «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» Подготовила: воспитатель Одинцова.

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада» Протокол №1 родительского собрания группы №2 Тема: «Адаптация детей к условиям детского сада» От «18» сентября 2018года. Присутствовало:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Проблемы и пути их.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия педагога-психолога. Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 21:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД