Марина Хараман
Сценарий музыкального развлечения «Играй, гармонь» для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-Формирование нравственных чувств: патриотизма, любви и уважения к Родине.
-Воспитание творческого отношения к музыке в доступной для детей деятельности (передача образов в музыкальных играх и хороводах, исполнение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок).
Действующие лица: ведущий, дети в русских костюмах.
Оборудование: компьютер, видео, презентация о гармони, игрушка- гармошка.
Публикация «Сценарий музыкального развлечения „Играй, гармонь“ для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Музыкальный репертуар : РНП «Светит месяц», аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой», музыка и слова И. Николаева, РНП «Как под горкой, под горой», РНП «Калинка», «Кадриль», слова Темникова Е., музыка Темнов В., песня «Катюша», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера, частушки.
Ход развлечения.
Музыкальный руководитель играет на гармошке РНП «Светит месяц» и приглашает детей в группу.
Ведущий:
Гармонь моя поет, играет,
Вас на праздник приглашает.
Проходите, не стесняйтесь,
Удобно все располагайтесь.
Посидим рядком,
Да поговорим ладком.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий:
Вы послушайте немножко, расскажу вам про гармошку. Появился этот инструмент на Руси очень давно.
На компьютере демонстрируются слайды, видео.
Ведущий:
Впервые ее привезли в Петербург Екатерине 2 как портативный переносной орган. Губную гармошку придумал в 1821году немецкий мастер Христиан Бушман. И главным его изобретением стала «ручная эолина». Немецкую ручную гармошку Бушмана летом 1830 года привезли на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Тульский оружейный мастер Иван Сизов, услышав, как какой-то цыган играет на диковинном инструменте. Не смог удержаться и вместо лошадей привез домой гармошку. Сначала он ее разобрал. Чтобы узнать, как она устроена. А потом снова собрал, но по- своему. И заиграла гармонь, запела красиво, с душой и по-русски.
Звучит аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой», музыка и слова И. Николаева.
Мальчик в русском костюме:
Песен на Руси не мало, все поют и стар, и млад.
А с гармошкой-говорушкой песни радостней звучат.
Девочка в русском костюме:
Ах, гармошка-говорушка,
Всему свету госпожа!
Только кнопки заиграют,
Запоет моя душа!
Ведущий:
С тех пор полюбилась русскому народу гармошка, многим пришелся по душе ее голос. И в каждой губернии нашлись мастера, которые старались сделать свою гармошку особенной. В Туле на инструмент вешали зеркала и пускали солнечных зайчиков, когда играли на гармошке. У всех окружающих поднималось настроение, и никто не оставался в стороне, если звучала русская плясовая.
А в городе Саратове на гармошку вешали колокольчики, и она не только играла, но и звенела.
Особым шиком считалось, когда шел гармонист по улице в солнечный день. Блестел на нем лаковый козырек, сияли сапоги, а от гармошки лучи в разные стороны!
Мальчик:
Не просто так поет гармошка, нас зовет она играть!
Мы сейчас ее по кругу будем всем передавать.
Девочка:
Вот гармошка у меня,
Танцевать с ней буду я!
Проводится игра «Передай гармошку».
Дети выстраиваются в круг, под мелодию РНП «Как под горкой, под горой» они передают гармошку друг другу и поют :
Без гармошки вот беда,
Ходят ноги не туда.
А гармошечку почуют-
Сами ноженьки танцуют.
Тот, у кого гармошка окажется в руках, выходит в круг, танцует, под РНП «Калинка», остальные хлопают.
Ведущий:
А в Череповце делали такие маленькие гармошки, что они помещались в кармане. Их прозвали черепашками. Раньше не было ни магнитофонов, ни телевизоров, ни музыкальных центров, зато в каждой деревне была гармонь. Человек, который умел играть на ней, был уважаемым. Гармониста всегда приглашали в гости на различные торжества. Не может русский человек без гармони. Ведь помощница она ему и в радости, и горе.
Огромную роль сыграла гармошка в годы Великой Отечественной войны. Она звучала всюду – на привалах, землянках и даже на полях сражений. Гармошка скрашивала суровое время, снимала усталость, придавала силы, вдохновляла на боевые подвиги во имя Родины.
Исполняется песня «Катюша».
Ведущий:
Эх, ребята, вернуть бы нам то время, когда и селе, и в городе так часто звучала гармонь, а под ее аккомпанемент вылетала бойкая, задорная, крылатая частушка.
Мальчик:
Кто сказал, частушки вроде
В наши дни уже не в моде,
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе.
Дети исполняют частушки:
Говорят, гармонь отходит, в моде электроника.
Знаю, не умрет в народе русская гармоника!
Про задорную гармошку вам частушки пропою,
Про задорную гармошку все как есть, я расскажу.
Не могу я без частушек, не могу без песен,
Без гармошки заводной мир как будто тесен.
Я играю на гармошке, хоть гармонь моя с ладонь.
Когда вырасту немножко, подрастет моя гармонь.
Ведущий:
Вот и подходит к концу наш праздник русской гармони! Русская гармонь сегодня нас объединила, подарила музыку, которую создал сам народ. Талантлив наш народ!
А закончить предлагаю задорной русской пляской, которую раньше исполняли под гармонь.
Мальчик:
Вставайте все на перепляс!
Кадриль исполним мы сейчас!
Исполняется танец «Кадриль».
Девочка:
Радостно звучат оркестры, все танцуют и поют.
Стоит заиграть гармошке – все поклон ей отдают.
Дети кланяются в пояс под звучание гармони.
Используемая литература:
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №10, 2014г., с. 57.