Любовь Потопахина
Сценарий наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком по освоению образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Первое наблюдение.
Цель:1. Обнаружить изменения в состоянии мать – и – мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев).
2. Сравнить с появляющимися цветами одуванчика, выявить различие и сходство растений.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание растения на прогулке.
Ход:
Начать наблюдение с загадывания загадок о растениях, за которыми дети будут наблюдать.
Отцвел желтенький цветок,
Остался беленький пушок.
Публикация «Сценарий наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком по освоению образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Мать-и-Мачеха. Первоцветы
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Прогулки, наблюдения
- Одуванчики. Сценарии развлечений
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Прогулки, наблюдения за первыми цветами
- Первоцветы. Сценарии экологических мероприятий
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
(Одуванчик)
Этот цветок одной стороной листа погладит,
как мать, а другой
стороной пожурит, словно мачеха.
(Мать-и-мачеха)
Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Обратить внимание детей на то, что у некоторых растений вместо бутона появились пушки-семена. Затем обратить внимание на растение мать-и-мачеха. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. С детьми сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.
Второе наблюдение.
Цель:1. Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зелёной травы.
2. Сравнить места цветения одуванчиков с картинами мать – и – мачехи, установить разницу стадий в развитии растений.
3. Рассмотреть пушистые семена мать – и – мачехи, наблюдать, как они летают от дуновения ветра.
Предварительная работа: рассматривание растений на участке, сравнивание с одуванчиком, беседы, чтение стихов.
Ход:
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
М. Полянская
Обратить внимание детей на то, что одуванчики растут повсюду и похожи на маленькие солнышки. Объяснить,что это происходит благодаря особенности распространения семян («парашютики- семена при помощи ветра перемещаются по большой территории). Сравнить стадии развития одуванчика и мать-и –мачехи на период наблюдения, установить разницу. Рассмотреть «парашютики»- семена мать-и- мачехи. Провести опыт- показать, как семена мать-и-мачехи летают при помощи ветра.
Третье наблюдение.
Цель:1. Сравнить листья по форме, окраске, характеру поверхности.
2. Показать, что листья мать – и – мачехи продолжают расти и увеличиваться.
3. Рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхности, выявить различия, предложить детям объяснить название растения («мать» - тёплая и мягкая сторона листа, «мачеха» - холодная и гладкая его сторона).
4. Предложить детям выяснить, как «спят» цветы одуванчика когда «ложатся спать» и когда «просыпаются».
Предварительная работа: рассматривание растений на участке, иллюстрациях, рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы.
Ход:
Предложить детям рассмотреть листья мать-и мачехи и одуванчика. Предложить сравнить их по цвету, форме. Определить характер поверхности листьев. Отметить, что рост листьев одуванчика закончился, а вот листья мать-и мачехи продолжают расти. При рассмотрении листьев мать-и мачехи подвести детей к выводу, что нижняя поверхность листьев отличается от верхней, попросить обосновать свои выводы. Провести опыт- выяснить, как выглядит цветок одуванчика в «спящем» виде и как он выглядит, когда «просыпается». Для этого наблюдение проводится в два этапа: днём и вечером.
Четвёртое наблюдение.
Цель: Познакомить детей с тем, что оба растения – лекарственные, полезные травы.
Предварительная работа: рассматривание растений на участке, проведение опытов, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественной литературы, рисование одуванчика
и мать-и-мачехи.
Ход:
Рассказать детям о том, что оба растения лекарственные.
Крупные листья мать – и – мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат. Одуванчики служат пищей многим животным: цветы и листья охотно едят кролики, морские свинки, семена клюют птицы. Семена можно собрать для подкормки птиц зимой
Заключительный этап:
Итогом может стать альбом наблюдений, где можно систематизировать все сведения об этих растениях, которые дети получили в результате цикла наблюдений. Прекрасным дополнением будут рисунки детей, гербарий мать-и мачехи и одуванчика с кратким описанием внешнего вида растений и их лечебных свойств.