Папки-передвижки

Сценарий НОД по развитию речи «Как Солнце Весне помогало» в старшей группе

Елена Пономаренко
Сценарий НОД по развитию речи «Как Солнце Весне помогало» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить со-ставлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпите-ты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Материал. Конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц; диких животных. Плоскостное изображение берёзы с распускающимися листьями. Музыкальная игрушка - птичка. Бельевые прищепки, веточки, гнездо. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозаписи «Ручей» и «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы».

Публикация «Сценарий НОД по развитию речи „Как Солнце Весне помогало“ в старшей группе» размещена в разделах

Ход занятия

- Воспитатель. Сегодня утром у двери нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной на нём золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала конверт, а куда - не помню. Помогите мне его найти! (Дети находят на одной из полок конверт.)

Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да.) Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо.)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца -Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! V меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на ко-торых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце.) Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?

Игра «Сравни и назови».

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце жёлтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (бабушка).

Солнце румяное, как (блинчик).

Сказка закончилась? (Нет.) Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей».) Что вы услышали? (Шум, журчанье ручья.) Верно. Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Выставляет карточки с изображением признаков ранней весны.) Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше? (Выставляет карточку с изображением ветки с лопнувшими почками.) Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распус-каться листья. (Выставляет карточки с изображением первоцветов и молодой травы.) Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть трава.

Воспитатель. V нас под берёзкой тоже выросли цветы. (Выставляет карточки под плоскостным изображением берёзы.) Назовите их. (Примула, медуница, ландыш, мать-

u-мачехо, подснежник.) Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку - на мягкую зе-лёную травку.

Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чём мы говорили».

Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.

Воспитатель. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи.)

Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы.) Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит ауди-озапись «Голоса птиц».) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные.)

Игра «Хорошо-плохо».

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой

спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год.)

Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.)

Воспитатель (прикрепляет к берёзе карточки с изображением перелётных птиц). Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, иволга, трясогузка, грач, соловей.) Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Проверяют старые гнёзда, строят новые.) Давайте поможем нашей птичке построить гнездо. (Ставит под берёзой музыкальную игрушку - птичку.)

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо».

Под весёлую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут их в гнездо. Птичка благодарит детей.

Воспитатель (выставляет под берёзой карточку с изображением зайца после линьки). Ой, смотрите, под берёзой заяц! (Выставляет карточки с изображением других диких животных после линьки.) Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны? ( Животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий, редкий. Некоторые меняют окраску: заяц, лиса и белка стали серыми.)

А что происходит с деревьями и кустами к концу весны? (Выставляет карточки с изо-бражением цветущих кустов и деревьев. Дети отвечают: «Зацветают черёмуха, ива, ольха, яблони, груши,/вишни

Ну вот мы и разложили все карточки по порядку. А сейчас все вместе продолжим сказку «Как Солнце Весне помогало».

Каждый ребёнок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Дети. Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит ка-пель. Бегут весёлые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются лис-точки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка.

Пояляются насекомые. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют - меняют густой пушистый мех на более лёгкий, редкий. Меняется и цвет меха, например заяц стал серым. Зацветают деревья: ива, ольха, черёмуха, яблони, вишни.

Воспитатель. Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно прихо-дит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.) Приглашаю всех пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. (Дети садятся на ковёр.) Скажите, вы любите весну? (Да.) Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению («Я люблю весну за весёлую, звонкую капель». И т. д.) и вытягивают ленты.

Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце.) А вы - его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. (Вынимает из конверта бумажные солнышки.) К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца -Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Публикации по теме:

Акция в детском саду: «Весна-красна»Акция в детском саду: «Весна-красна» Цель акции: развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края развивать бережное отношение ко.

Осенняя неделя-недельный проект Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий НОД по развитию речи «Как Солнце Весне помогало» в старшей группе
Опубликовано: 27 марта 2013 в 19:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий НОД по развитию речи «Как Солнце Весне помогало» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пономаренко (УИ 52821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД