Гульнара Гараева
Сценарий НОД «Секреты снежного покрова» Подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий НОД
с применением технологии деятельностного метода
«Секреты снежного покрова»
Кадр из мультфильма "Умка. Умка ищет друга" (1969)
Подготовительная к школе группа
Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы,
Физическая культура
Цель: Расширять представления детей о свойствах снега.
Задачи:
• Познакомить детей с теплоизолирующим свойством снега;
• Закрепить умение измерять температуру при помощи термометра;
Публикация «Сценарий НОД „Секреты снежного покрова“ Подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Покров день. 14 октября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
• Развивать связную речь, навыки диалогического общения, умение доказывать свою точку зрения;
• Создавать условия для воспитания любви к природе, доброжелательные отношения к окружающим.
Дидактические материалы и оборудование:
- видео диск с м/ф «Умка»
- книга со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
- термометры спиртовые
- лопатки
- обручи.
Предварительная работа:
Измерение температуры воздуха, воды, тела человека при помощи термометра; чтение и обсуждение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Ход:
Воспитатель предлагает детям посмотреть м/ф «Умка». После просмотра воспитатель обращается к детям:
- Давайте вспомним эпизод, в котором медведица учила Умку делать берлогу в снегу, что она ему говорила?
Дети: «Нужно лечь на снег и дождаться, когда тебя засыплет и получится сугроб. А потом встать, выгнуть спину, чтобы поднять потолок и получится тёплая берлога».
Воспитатель: Что напугало Умку?
Дети: Он испугался, что под снегом может задохнуться.
Воспитатель: А что ему ответила мама?
Дети: Мама ему сказала, что от тёплого дыхания в снегу растает дырочка-отдушина и через неё надо дышать.
Воспитатель: Как вы думаете, тёплая берлога будет у Умки, и почему?
Дети:
Да, тёплая
Ему мама сказала
Нет, холодная
Берлога ведь из снега, а он холодный.
Когда без рукавиц трогаешь, то руки мёрзнут и сидеть на снегу не разрешают, потому что холодно.
Отмечают схематично на доске «тепло» и «холодно»
Воспитатель: На Северном Полюсе, где живут белые медведи круглый год холодно, давайте на несколько минут представим, что мы белые медведи и, чтоб не замёрзнуть, нам нужно двигаться.
П/и «Белые медведи»
На краю ковра, представляющего собой море, кладётся обруч – «льдина». На «льдине» стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей группе.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат».
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Воспитатель: Согрелись? Возвращаемся с Северного Полюса в группу. (Дети рассаживаются на ковре полукругом).
Воспитатель: Ребята, вспомните книгу, которую мы читали вчера (показывает книгу, как она называется?
Дети: «Мороз Иванович».
Воспитатель: Я хочу вам напомнить один фрагмент из этого произведения (показывает детям иллюстрацию и зачитывает отрывок текста).
Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В. Ф. Одоевского "Мороз Иванович".
«…Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.
- Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
- Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло…»
Воспитатель: Так было в сказке, а как бывает на самом деле? Бывает ли живая трава под снежной периной?
Да, бывает
Когда снег немножко растаял, там уже было видно зелёную травку маленькую.
Нет, не бывает
Это только в сказке, потому что волшебство, а по правде трава весной бывает.
Снег холодный, трава погибнет.
Отмечают схематично на доске.
Посмотрите сколько мнений и все разные?
Что вас удивило? Какие у вас возникли вопросы? (записывает на доске) Значит, чем мы сегодня займемся? или На какой вопрос мы будем искать ответ? (помогает сформулировать вопрос)
Воспитатель: Ребята, а как мы можем проверить, могут ли трава и белые медведи жить под снегом?
Дети: Снег надо откопать и посмотреть, есть там травка или нет.
Воспитатель: А каким способом можно узнать тепло ли в снежной берлоге?
Дети: Можно измерить температуру.
Воспитатель: Нам как раз пора собираться на прогулку, что нам понадобится для нашего исследования?
Дети: Лопаты, чтоб откапывать снег и термометры для измерения температуры.
(Дети подготавливают необходимые инструменты и приборы, одеваются на прогулку).
На участке детского сада дети распределяются на подгруппы по желанию. Одна из подгрупп откапывают снег на газоне в поисках травы, а другая помещает термометры в снег (не менее 3х – для чистоты эксперимента).
Воспитатель: Один термометр я повешу на куст, чтоб измерить температуру воздуха, а пока немного поиграем.
П/и Два мороза
На противоположных сторонах площадки, на расстоянии 5-7 метров отмечается линиями "дом" и "детский сад". Выбирается два "мороза". Остальные ребята располагаются за линией "дома", посредине стоят два "мороза". "Морозы" обращаются к ребятам: "Мы два брата молодые, два мороза удалые". Один говорит: "Я мороз - красный нос", другой говорит - "Я мороз - синий нос". Вместе говорят: "Кто из вас решится в путь-дорогу пустится?" Все ребята отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!" После этих слов ре-бята бегут из "дома" в "детский сад". "Морозы" ловят их и "замора-живают". Остальные останавливаются и стоят неподвижно. "Морозы" обращаются к ребятам с теми же словами, а те, перебегая обрат-но в "дом", дотрагиваясь до детей, "размораживают" их. "Морозы" пытаются "заморозить" оставшихся участников. После двух перебежек из непойманных назначают новую пару "морозов", а пойманных отпускают. Повторяется 2-3 раза.
П/и «Бездомный заяц»
На снегу раскладываются обручи не далеко друг от друга. Из числа детей выбирается игрок, который будет охотником, и, игрок, который будет бездомным зайцем. Все оставшиеся игроки зайцы. Каждый заяц встаёт внутрь обруча. После этого бездомный заяц убегает от охотника. Он может спастись от охотника, забежав в лю-бой обруч. В этом случае заяц, который стоял в кругу становится бездомным зайцем, и теперь он должен убегать от охотника. Если охотник поймает зайца, он становится зайцем, а бывший заяц охотником.
Воспитатель: Наша прогулка подходит к концу. Давайте вспомним, на какие вопросы мы сегодня искали ответ? Есть ли трава под снегом? Тепло ли в берлоге и, могут ли жить под снегом медведи и трава? Ответьте на вопрос, нашли мы сегодня траву под снегом?
1 ребёнок: Только желтую и сухую, а зелёную не нашли.
2 ребёнок: Зеленый мох нашли, совсем чуть-чуть.
Воспитатель: А какая температура на термометрах, которые мы вынули из-под снега?
Дети: -1 градус.
Воспитатель: Теперь посмотрите на термометр, который висел на ветке, сколько на нём градусов?
Дети: -12.
Воспитатель подводит детей к выводу: Под снегом температура выше, значит под снегом теплее, чем на открытом воздухе.
Примерные вопросы воспитателя (подводящий диалог):
- Как вы думаете, где будет теплее: под снегом или на открытом воздухе?
- Какая температура выше -1 или -12?
- Значит где температура выше: под снегом или на открытом воздухе?
- Если под снегом температура выше, чем на открытом воздухе, значит, где будет теплее?
- Какой мы можем сделать вывод? Под снегом температура выше, значит под снегом теплее, чем на открытом воздухе.
- Теперь мы можем ответить на свой вопрос: могут ли жить медведи и трава под снегом?
Воспитатель: Сегодня мы изучили с вами ещё одно свойство снега – ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЮ. Это обозначает, что снег может удерживать тепло исходящее от земли и от живых тел. Именно это свойство позволяет некоторым растениям и животным жить под снегом.
Последующая работа: в группе схематично зарисовать новое свойство снега «теплоизоляция». У детей могут возникнуть новые вопросы: Какие именно растения могут жить под снегом и могут ли, потому что нашли только старую пожелтевшую траву. Какие животные живут, прячутся под снегом?