Лучший педагог года

Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок»

Светлана Нехаева
Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок»

Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка.

Задачи:

Образовательные: формировать гуманные чувства доброты, отзывчивости («Жизнь дана на добрые дела»). Показать связь музыки, художественного слова и изобразительного искусства в передаче героического прошлого. Замечать выразительные средства в картине художника В. М. Васнецова «Богатыри».

Развивающие: развивать у детей художественно – эстетический вкус, творческое воображение, стремление искать свои способы выполнения творческого задания.

Публикация «Сценарий НОД в подготовительной группе „В гостях у героев былин и сказок“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, благодарность за драгоценный и неповторимый жизненный дар легендарных героев, казачества.

Игровой мотив: обыгрывание героев сказок, создание в изостудии продуктов различных видов деятельности – лепки, декоративного рисования.

Материал: изобразительные средства на выбор по лепке, рисованию: пластический материал, альбомные листы, карандаши, краски, мелки.

Художественный ряд: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Танцы: «Парный казачий танец», «Танец с платочками».

Предварительная работа: пение казачьих песен о героической удали. Разучивание казачьих заповедей. Общение с творчеством художника В. М. Васнецова. Театрализованная игра «Путешествие за тридевять земель». Чтение легенд и сказок о доблестных героях, беседы о Донской земле.

Содержание:

Звучит музыка. Её звучание становится всё тише.

Воспитатель. Музыка уносит нас в старину, в героические времена прошлого. О доблестных подвигах богатырских складывались сказки, легенды, исполнялись песни, писались картины. Давайте рассмотрим одну из них – картину В. М. Васнецова «Богатыри».

- Посмотрите, какие они, наши защитники? Кто из богатырей самый старший и сильный? Несомненно, Илья Муромец, хоть и просидел он на печи тридцать три года, но заслуги его велики. В чём заслуги Ильи Муромца?

Ребёнок: Он освободил землю русскую от Соловья – Разбойника, сделал все дороги проезжими.

Воспитатель: Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? Почему?

Ребёнок: У Добрыни Никитича.

Воспитатель: Смотрите, он врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою, а подсказал ему его конь. Он учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку, вот – вот полетит стрелой. Вспомните, в чём заслуги Добрыни Никитича?

Ребёнок: Он освободил Забаву – Путятишну, которую унёс Змей – Горыныч, с помощью плётки укротил его, отрубил все головы.

Воспитатель: Ну, а кто из богатырей самый младший? Кто «не столько силой силён, сколько напуском смел», кто возьмёт врага смекалкой и хитростью.

Ребёнок: Алёша Попович.

Воспитатель: Он мастер воевать и сказки рассказывать. Расскажите о его заслугах.

Ребёнок: Он со злым Змеем – Горынычем расправился, не позволил ему с нашей земли красных девиц в полон уводить. К тому же, Алёша Попович большой книголюб. Он на Руси многих людей грамоте обучил.

Воспитатель: Конечно, он мастер и воевать, и сказки рассказывать. Видите, за плечами у него не только колчан со стрелами, но и гусли – самогуды.

- Ребята, как вы думаете, почему художник изобразил богатырей втроём?

Ребёнок: Потому, что они добрые, спешат на выручку, наделены великой силой.

Воспитатель: Верно, сила их в доброте, желании помочь слабым, защитить беззащитных. Недаром у них лица светятся добротой, а дела славятся доблестью и мужеством.

- Так, что же такое доблесть, мужество?

Ребёнок: Это – доброта, взаимопонимание, сочувствие, сопереживание.

Воспитатель: Богатыри – символ России, а наша Донская земля – часть Родины. Моя, твоя, наша с вами земля.

- Что за люди жили на крутом берегу Дона или в низине, у соснового бора? Почему называли этих людей, живущих на берегах Дона, казаками?

Ребёнок: Они «стекались» со всех сторон на Дон, искали здесь счастья, надеялись на более лёгкую жизнь.

Воспитатель: Кто объяснит, что означает слово «казак».

Ребёнок: Вольный человек.

Воспитатель: каково было основное занятие казаков?

Ребёнок: Бить врагов земли русской, защищать свою Родину.

Воспитатель: Можно ли казаков назвать богатырями?

Ребёнок: Да, можно, так как они защищали Родину.

Воспитатель: Сила и мощь не может быть без доброты. Об этом и в легендах и в сказках сказывается. Сейчас мы побываем в гостях у сказки «Доброе сердце дороже красоты».

Инсценировка сказки П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».

Оборудование: костюмы, коромысло, вёдра, подсолнух, утирка, посох и т. д.

Девочки поют один куплет старинной казачьей песни «Солнышко красное». Дети друг за другом начинают пересказ сказки, представляя её образы и их действия по тексту (подметают пол, поливают цветы, под песню «Пошла млада за водой» несут воду на коромысле). Далее развивается сюжет сказки, появляется Улита – дочь новой жены казака. Она прохаживается, любуясь своей красотой.

Дети: Да одно горе – сердце у неё было лютое. Увидит, что старушка полное ведро воды несёт, она насмехается. Старик седой еле ковыляет, на палочку опирается, она палку из рук вырвет и в кусты забросит.

Дети показывают, как старушка, согнувшись, ведро несёт, как старый человек идёт, опираясь на посох.

Воспитатель: В ту пору казаки вели войну с врагами. У каждого казака свой конь был. А уж конь для казака…

Дети проговаривают пословицы о коне и исполняют танец «Полно вам, снежочки».

Далее разыгрывается встреча молодого казака с Улитой и Груней. Улита отрицательно отнеслась к казаку, а Груня подала ему воды, помогла умыться и проводила казака в путь – дорогу.

Дети исполняют песню – танец «Ой при лужку при лужку».

Появляется вновь ребёнок, исполняющий роль молодого казака, пересказывает содержание сказки о том, как два года назад он встретил девицу.

Казак: Повстречался мне тогда старец древний и молвил.

Выходит ребёнок с посохом, изображая старца.

Старец: Едешь, ты, казак, Тихий Дон от врагов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе от сердца девичьего, от заботы его. Быть тебе мужем ей, а найдёшь ты девицу ту, по отметине на руке, которую ты оставил, когда руку ей жал на прощанье.

Казак: Вот с тех пор ищу свою суженую, и нет мне в сердце покоя. Найду её, в ноги поклонюсь, за то, что силу мне дала молодецкую, и будет она мне верной женой.

Девочка, изображающая Улиту, действиями показывает всё, о чём говорил рассказчик.

Улита говорит молодцу: Я твоя суженая, вот и отметина на руке (показывает завязанную руку).

Воспитатель: Обрадовался казак, пригласил всех на праздничный пир.

Казак: Приходите, люди добрые, со мной радость разделить.

Воспитатель: Собрался на пир весь народ: люди служивые, молодицы – красавицы, дети малые.

Дети исполняют танцы: "Парный казачий танец", "Танец с платочками".

Появляется старец.

Старец: Шёл я через леса и горы, луга и пашни и вовремя пришёл. Не началась ещё свадьба, не свершилось дело злое. (Берёт за руку Груню, выводит в круг). Вот, казак, твоя суженая, вот и отметина на руке. Лучше невесты не сыщешь. Доброе сердце – дороже красоты.

Казак: Ну, что ж, будешь мне женой верной, а я тебя никогда не обижу.

Старец (обращается к Улите): Нельзя с таким лютым сердцем с людьми жить. За то, что смеялась ты над Груниным горем, быть тебе улиткой – горбаткой и не знать тебе в веки веков ласки человеческой и жить тебе на дне Тихого Дона. А тебе, Грунюшка, за сердце твоё доброе, быть красавицей, да такой, что не в сказке сказать, ни пером описать (прикасается к Груне посохом и она превращается в красавицу в нарядном сарафане).

Воспитатель: И стали с той поры молодые жить поживать, да старых и малых уважать. А улитка – горбатка так и ползает по дну Тихого Дона, да в озёрах синих, реках прозрачных. Сказка ложь, да в ней намёк, вам, детушки, урок.

Воспитатель: Да, ребята, Дон наш славится не только доблестью и мужеством своего народа, здесь не только живут добрые и отзывчивые люди, но он славится ещё и искусством ремесла. Давайте оставим памятный подарок героям на счастье. Покажите свои умения и мастерство в любимом деле (дети создают поделки или рисуют для героев сказки, дарят им свои работы).

Литература:

1. Компанцева Л. В. "Планета творчества".

2. Калайтанова Г. Н., Агуреева О. Ю. "Развитие представлений о человеке в истории и культуре".

3. Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. "Край родной" (хрестоматия для чтения младших школьников).

Публикации по теме:

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Сценарий Новогоднего праздника в подготовительной группе «Новогодние приключения героев сказок Г.-Х. Андерсена» Действующие лица. Взрослые: Ведущий, Оле-Лукойе, Снежная королева, Дед Мороз. Дети: разбойники, снежинки, оловянные солдатики, олени, ненцы,.

Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин»Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин» Занятие - экскурсия «В мире сказок и былин». Цель. Повышение художественно- творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных.

Конспект НОД по лепке «Слепим любимых сказочных героев» в подготовительной группе Конспект НОД по лепке на тему: «Слепим любимых сказочных героев» подготовительная группа Подготовила воспитатель I квалификационной.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Люби и знай свой край Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Образовательная область: «Познавательная».

Конспект НОД «Помогите Петрушке вспомнить героев сказок» Конспект НОД «Помогите Петрушке вспомнить героев сказок» Задачи: Развивающие: развивать диалогическую речь детей, развивать умения работать.

НОД «В гостях у героев сказок» нод: «В гостях у героев сказок» Цель: Развить познавательный интерес, познавательную активность, любознательность к сказкам. Задачи: 1.

Конспект НОД по ОБЖ «Научим героев сказок безопасности» в первой старшей группе компенсирующей направленности Воспитатели: Денисова И. А. Ковалева Е. Э. Конспект непрерывной образовательной деятельности (досуг, с участием родителей в 1-старшей.

Сценарий праздника «Новогодние приключения героев сказок Г. Х. Андерсена» (по мотивам сценария М. Ю. Картушиной) Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Оле-Лукойе, Снежная королева, Дед Мороз Дети: разбойники, солдатики,.

Конспект ООД по ФЭМП «Спасти героев сказок Чуковского» в подготовительной группе Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе Программное содержание: Обучающие задачи: Закреплять знания детей о последовательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок»
Опубликовано: 27 июня 2018 в 16:45
+250Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД