Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП (познавательное развитие) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП
(познавательное развитие) в средней группе.
Тема: «Счет до восьми. Число и цифра 8».
Подготовила и провела: Алхасова Д. И.
Дата проведения: 06.04.2020г.
Надым 2020г
Тема: «Счет до восьми. Число и цифра 8».
Возрастная группа : средняя группа.
Цель: Формировать представления о числе и цифре 8; умение считать до восьми, соотносит цифру 8 с количеством.
Задачи:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП (познавательное развитие) в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире. .
2. Актуализировать представление о пространственных геометрических фигурах. .
3. Актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах 7.
4. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнит способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7)
5. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
6. Организовать активный отдых детей.
7. Восстановит в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Материал: (Демонстрационный)– использование ИКТ, Куб, пирамида, карточки с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Раздаточный материал – 8 квадратов, 8 треугольников, карточки с точками, карточки с числами 8, круги двух цветов.
Планируемый результат: ребенок овладеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи. Овладеет необходимыми умениями и навыками.
Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь.) Собираю детей около себя.
-В каком городе мы с вами живем?
-В какой стране? (ответы детей)
-На свете, кроме нашей большой и красивой страны, есть еще много замечательных стран - и больших, и маленьких. Сегодня всех вас приглашают в гости в страну, которой на карте нет. Это страна – волшебная, и называется она Числовая страна.
Нас всех приглашают на бал. Но не только для того, чтобы повеселиться на нем, а для того, чтобы этот бал подготовить.
- Хотите помочь в подготовке бала?
- Сможете подготовить бал? постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; Ребята, на бал вас приглашает король, который правит Числовой страной.
- А кто управляет нашей страной?
- Правильно, нашей страной правит президент.
- А в стране геометрических фигур нет президента, у них есть король. (Показываю детям небольшой куб с короной и нарисованным на нем личико и предлагаю поздороваться с ним.).
- Здороваться надо вежливо, называя короля по имени.
-Здравствуй, Куб! (Также показываю детям небольшую пирамиду, тоже в короне и с личиком, и говорю, что это королева)
- Зовут ее Пирамида. Дети здороваются с королевой:
- Здравствуй, пирамида!
- На бал будут пускать только по пригласительному билету. Пригласительным билетом будет служить карточка, на которой 7 точек.
- Сколько точек должно быть на пригласительном билете (Семь) Дети подходят к столу, где на котором находятся карточки с точками. (карточек, на которых изображено 7 точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на 5,6,8 точек. В выборе карточки детям предоставляю самостоятельность)
(Проверив билеты, забираю их у детей. Дети садятся за столы на которых вперемешку лежат по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого. На видное место ставлю короля и королеву - Куб и Пирамиду.)
- Гости уже собрались. показываю на геометрические фигуры, лежащие перед ними)
- Чем отличаются гости? (цветом, формой, размером.)
- Как вы думаете, какие фигуры- девочки, а какие – мальчики? (треугольники - девочки, а квадраты- мальчики.)Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на короля и королеву.)
- Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе.
- Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.
- Король с королевой интересуются, сколько мальчиков и девочек пришло на бал, и прося детей помочь им это узнать. (дети пересчитывают и делают вывод, что их одинаковое количество- их по 7
- Но девочки, живущие в Числовой стране, не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев.
- Как показать девочкам, что каждой из них достанется пара? (надо поставит в пару мальчика с девочкой)
-К замку, в котором проходит бал, подъехала на карете еще одна девочка.
- Как можно изобразить стук копыт? (дети стучат по полу ногами, постучат по столу пальцами рук, могут поцокать языком.)
- В какой сказке одна девочка опоздала на бал? (после ответов кладу дополнительные треугольники. Дети берут по одному и кладут рядом со всеми треугольниками.)
- Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король.
- Как получилось, что девочек стало восемь (Было семь, пришла одна, их стало восемь.)
- Поровну теперь мальчиков и девочек?
- Кого больше?
- Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика). Кладу на стол дополнительные квадраты. Дети берут по одному и кладут рядом со всеми квадратами.
- Сколько стало мальчиков? - интересуется королева. (Дети пересчитывают квадраты. Их восемь)
- Делаю вывод: для того, чтобы получит 8, надо к 7 добавит 1. При счете после семи идет восемь.
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (3-4 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; -Приближается время торжественного обеда. Для того, чтобы повара знали, сколько порций, например, мороженного нужно приготовить, на кухню надо подать записки, в которых будет указана отдельно число мальчиков и число девочек.
Обращаю внимание на стол, на которых лежат карточки с записью чисел 6,7,8,9,10, причем карточек с числом 8 столько же, сколько детей.
- Мальчики, выберите карточки, на которых записано число мальчиков, присутствующих на балу, а девочкам- число девочек. (Как правило, дети берут разные карточки.)
- Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить?
- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 8) Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(6-8 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; - Что можно сделать для того, чтобы это узнать? (Можно у кого- ни будь спросить)
Помогаю детям сформулировать вопрос, затем показываю карточку с числом 8 и что число восемь записывается с помощью цифры «8» .
Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, «на кухню».
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами Организую активный отдых.
- Королева объявляет, что начинаются танцы. (Дети под музыку танцуют.)
В это время убираю со столов геометрические фигуры и кладу желтые и красные круги одного размера.
Собираю детей вокруг себя и напоминаю, что сейчас они все находятся в Числовой стране.
- Кто ждет вас дома?
- Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? (выслушиваю все ответы детей, после чего принимается решение привезти маме цветы. (дети по 2 человека садятся за столы, на середине которых находятся 16 красных и 16 желтых кругов, лежащие вперемешку.)
- Королева пирамида разрешила срезать вот столько (показываю карточку цифрой 8) не красных цветов. (Дети от общего количества отсчитывают 8 желтых кругов.)
- Королева разрешила срезать еще столько же красных цветов. (Дети от общего количества отсчитывают 8 красных кругов.)
- Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок.
- Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый (Дети продолжают плести венок самостоятельно)
После окончания предлагаю детям полюбоваться на красивые венки, которые дети повезут своим мамам. Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось на балу?
- Кому мы сегодня смогли помочь и чем?
- Получилось?
- Ребята, вы большие молодцы!
Если бы вы не умели считать до восьми и не знали, как записывается число 8, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама без цветов.
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?