МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в тундру»

Сивцова Мария
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в тундру»

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Основная цель: формирование представления детей об особенностях природных условий тундры.

Образовательные задачи:

• формировать элементарные представления:

- о природных условиях тундры (солнце, почва, животные, растения);

- о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (условия роста растений, пищевая цепочка);

• закреплять представления о природных условиях Арктики (солнце, почва, животные).

• содействовать развитию

- наблюдательности, зрительного внимания и восприятия;

Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Путешествие в тундру“» размещена в разделах

- мыслительных операций: сравнения, анализа;

- качеств личности: любознательности, настойчивости.

- мелкой моторики;

• формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы;

• содействовать развитию чувств прекрасного;

• содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности, чувства удовлетворения от результатов совместной работы.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал: карта природных зон, плакат «Арктика», плакат «Большое, могучее дерево», Картинка «Знак вопроса» (А4).

Раздаточный материал: картинки растений (размер А5): морошка, карликовая береза, ягель, брусника, багульник, пальма, дуб. Картинки животных: белый медведь, котик, тюлень, морж, носорог, тигр.

Слайды: «Арктика», «Тундра со снегом», «Цветущая тундра».

Слайды «Растения»: «Ягель», «Морошка», «Багульник», «Карликовая береза».

Другое оборудование.

1. Подарочная коробочка с картинками ягеля и мха.

2. Лабораторный комплект для проведения эксперимента (из расчета 1 комплект на пару детей): два пластиковых прозрачных стаканчика с землей, в одном из которых под небольшим слоем земли находится стекло, 2 одинаковых чашечки с водой.

3. Мольберт (2 штуки).

4. Видеоэкран.

5. Видеопроектор.

Предварительная работа.

1. Организация систематической работы по экологическому воспитанию.

2. Знакомство с природными условиями Арктики.

3. Рассматривание энциклопедий.

4. Знакомство с понятиями «экспедиция», «эксперимент», «местность», «природная зона».

6. Формирование навыка работы в паре.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Дети с педагогом входят в зал.

Дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь.

Затем подходят к воспитателю. Садятся на стульчики.

Ребята, вы любите получать подарки? (Да, любим.).

Какие? (Я люблю получать в подарок кукол., (Я люблю, когда мне дарят книги., (Мне нравится, чтобы дарили конфеты.). (Я люблю, когда мне дарят роботов, (Я люблю получать в подарок машинки., (Мне нравится, когда дарят любые игрушки.).

Я тоже люблю получать подарки, вчера мне подарили очень необычный подарок.

Воспитатель достает картинки мха из коробочки.

Кто из вас знает что это? (Это трава., (Это мох., (Не знаю, что это.).

Это мох. Посмотрите внимательно, зелёный мох растёт в наших лесах, а серебристый?

Вы хотите узнать, где растет такой мох? (Да, хотим.)

Мы сможем это сделать? (Да, сможем., (Попробуем сделать., (Да, конечно.).

Почему? (Потому что мы любознательные., (Мы не боимся трудностей., (Потому что мы любим узнавать все новое.).

Как узнать где растет такой мох? (Надо посмотреть картинки., (Надо отправиться в экспедицию., (Надо спросить у кого-нибудь из взрослых.)

Какое интересное предложение – отправиться в экспедицию! Что такое экспедиция? (Это путешествие, в котором можно узнать что-то новое, неизвестное.).

Отправляемся в экспедицию, чтобы узнать, где растет такой мох!

На чем отправимся? (На машине., (На поезде., (На вертолете., (На самолете.).

На чем доберемся быстрее? (На самолете.)

Значит, отправляемся на самолете.

Речь с движением «Самолет».

2. Актуализация знаний.

Приземлимся вот здесь.

Воспитатель показывает на карте арктическую область. Останавливаются перед слайдом «Арктика».

Карта. СЛАЙД «Арктика».

Посмотрите, куда мы попали? (Мы попали в Арктику).

1. Игра: «Кто в Арктике живет?»

Цель: закрепление и систематизация представлений о жителях северного полюса.

Как здесь холодно!

Воспитатель и дети изображают, что им холодно.

Животные могут здесь жить? (Да, могут., (Здесь живут животные.,

(Некоторые животные могут здесь жить.).

Найдите среди всех животных жителей Арктики и прикрепите их на плакат.

Дети выбирают картинки животных: белый медведь, морж, тюлень, морской котик, обитателей Арктики и прикрепляют на плакат.

Все согласны, что именно эти животные живут здесь? (Да, согласны.).

Чем питаются все эти животные? (Рыбой., (Белый медведь может ловить моржей., (Другими животными.).

Как можно назвать этих животных? (Хищники.).

2. Игра: «Природные условия».

Цель: закрепление и актуализация представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Растительноядные животные в Арктике живут? (Не живут.)

Почему? (Потому что здесь не могут расти растения.)

Почему здесь не могут расти растения? (Потому что здесь мало солнца., (Потому что здесь, холодно., (Потому что вся почва покрыта снегом и льдом.).

Может здесь расти такой мох? (Здесь вообще не растут растения., (Не может расти., (Мох здесь не растет.).

Почему? (Потому что мох – это растение, для роста ему нужны тепло, почва, вода., (Вся почва закрыта снегом., (В Арктике нет тепла.).

А что нужно для роста растений? (Необходимы тепло, свет, почва, вода.).

Отправляемся дальше в путешествие, чтобы определить, где растет мох. Садимся в самолет.

Речь с движением «Самолет».

3. Затруднение в ситуации.

Приземлимся рядом с Арктикой. Покажите это место на карте.

Ребенок показывает. Выходят в «тундру». На экране слайд «Тундра», местами на земле снег.

Что вы здесь видите? (Я вижу снег., (Здесь есть почва., (Я вижу камни, горы.).

Как вы думаете, здесь теплее, чем в Арктике? (Может быть теплее потому, что я вижу солнце., (Здесь теплее потому, что снег лежит не везде., (Теплее потому, что снег растаял и видна почва.).

Может в этой местности расти такой мох? (Может, потому что есть почва., (Не может, потому что не достаточно тепло.).

Какое еще условие необходимо для того, чтобы здесь мог расти мох? (Необходима вода.)

Как вы думаете, в этой местности есть вода? (Да, есть., (Думаю, что нет., (Я не вижу воды.).

Смогли мы выяснить, может ли в этой местности расти мох? (Нет, мы точно не знаем этого)

Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, есть ли в этой местности вода, не знаем особенностей природных условий этой местности)

4. Открытие нового знания

Как можно узнать о природных условиях этой местности? (Можно прочитать в энциклопедии., (Можно спросить у друзей или родителей., (Можно посмотреть в интернете., (Можно провести эксперимент.).

Что интереснее? (Провести эксперимент.)

Проведем эксперимент. Разделитесь на пары, подойдите к столам.

Дети делятся на пары, подходят к столам. На столах находятся по 2 прозрачных стаканчика с землей, в одном из которых под небольшим слоем земли находится стекло, дети это видят, 2 чашечки с водой.

Вот два стаканчика, наполненных землей. Одинаковые стаканчики? (Нет).

Почему? (В одном находится стекло).

Теперь в каждый из стаканчиков нальем медленно одинаковое количество воды.

Дети наливают воду.

Что вы заметили? (В одном стаканчике вода уходит в землю.) (Вода просочилась внутрь, (В другом стаканчике вода осталась на поверхности, (Вода не просочилась внутрь.)

Почему же вода осталась на поверхности? (Ей мешает просочиться стекло.).

Все согласны? (Да, согласны.)

В этой местности за длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой земли. В почве появляется вода, но она так же, как и в случае со стаканом со стеклом, не может просочиться вглубь земли. Что ей мешает? (Промерзшая земля.) (Ей мешает вечная мерзлота.)

Местность, в которой есть вечная мерзлота, называется тундра. Летом в тундре часто идут дожди, и большое количество воды не может пропитать землю на большую глубину не пропускает вечная мерзлота. Поэтому образуются в тундре многочисленные мелкие озера и болота. В тундре может расти такой мох? (Может, потому что здесь есть почва., (Может, потому что есть вода., (Может, потому что есть тепло.).

Дети садятся на стулья перед экраном.

СЛАЙД «Мох-ягель»

Вы правы, именно здесь, в тундре и растет такой мох. Он называется мох-ягель. Как вы думаете, какие корни у растений, которые произрастают в тундре, если им мешает вечная мерзлота? (Короткие., (Маленькие., (Слабые., (Не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.)

Какими же тогда вырастают сами растения? (Низкими., (Маленькими.).

Кроме мха здесь могут расти другие растения.

СЛАЙД «Морошка»

Это морошка. Посмотрите, какая она? (Низкая., (Маленькая., (Будто стелется.)

СЛАЙД «Багульник»

Это багульник, какой он? (Он маленький., (Совсем низкий., (Стелется по земле.)

СЛАЙД «Брусника»

Это брусника, какая она?

СЛАЙД «Карликовая береза»

Что это за растение? (Это береза.)

Посмотрите, чем отличается эта береза от той, что растет в наших лесах?

на СЛАЙД «Карликовая береза» добавляется СЛАЙД «Береза средней полосы»

(Эта береза низкая., (Эта береза маленькая., (Наша береза высокая).

Вы правильно подметили. Поэтому береза в тундре называется – карликовая береза. Какие все эти растения? (Низкие., (Маленькие.).

СЛАЙД «Цветущая тундра»

Какие же вы молодцы вы сами сейчас узнали, где растет такой мох и еще узнали про тундру – что в ней растет.

5. Включение нового знания в систему знаний.

1. Игра: «Что может расти в тундре?»

Цель: закрепление представлений о растениях тундры.

Подскажите мне, может такое дерево расти в тундре?

Педагог с детьми подходят к мольберту, педагог открывает плакат «Большое, могучее дерево» и прикрепляет на него знак вопроса.

(Нет, не может, потому что оно высокое, а здесь мало тепла, чтобы могло вырасти такое., (Нет, не может, потому что у него сильные корни, а в тундре вечная мерзлота мешает расти коням., (Да, может, потому что здесь есть почва.).

Все согласны, что не может? (Да, согласны).

Вспомним, какие растения растут в тундре. Разделитесь на пары, каждая пара подберет себе растение тундры.

На столе разложены карточки с изображением растений тундры и других растений: ягель, карликовая березка, морошка, багульник, пальма, дуб. Дети делятся на пары, выбирают картинки.

Решите, кто будет отвечать, и назовите свое растение. (Морошка., (Это карликовая береза., (Ягель., (Багульник.).

Все согласны? (Да.).

Что можно сказать обо всех этих растениях? (Они все растут в тундре., (Это растения тундры.).

Все согласны? Молодцы!

Чем отличаются растения тундры от наших растений? (Растения в тундре низкорослые., (Невысокие.).

Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в самолет.

Речь с движением «Самолет».

4. Осмысление.

Где мы сегодня были? (Мы путешествовали.). (Мы были в экспедиции.).

Для чего мы отправились в экспедицию? (Для того, чтобы выяснить, где растет мох-ягель.

Какие знания вам помогли в этом? (Мы узнали много нового о тундре, ее природных особенностях)

С кем вы можете поделиться этими знаниями? (С родителями., (С друзьями., (С малышами.).

Сегодня вы сами открыли очень важные знания, они обязательно пригодятся вам в жизни. Вы были любознательные, помогали друг другу. Мне очень приятно, что у вас получается самостоятельно узнать что- то новое!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Весна, ледоход, наводнение» Сценарий образовательной ситуации в старшей группе. Тип ОС: «открытие нового знания» Тема: «Весна, ледоход, наводнение» Цель: Формирование.

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Путешествие на Север» Тема: «Путешествие на север» Цель: Закреплять практические навыки создания постройки из готовых геометрических форм по данной схеме. Анализировать.

Сценарий образовательной ситуации по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Морские обитатели»Сценарий образовательной ситуации по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Морские обитатели» Цель: 1)Формировать умение передавать в рисунке образы морских обитателей используя технику рисования песком. 2)закрепить представления.

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Дом для Домовёнка» Тема:. Тип образовательной ситуации: открытие нового знания. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;.

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе «Путешествие по родному городу» Тип ситуации: Открытие нового знания. Цель:знакомство с новым способом кодирования информации: «графическая аналогия» (символ-образ).Задачи.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Приключения с Буратино» Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема: «Приключения с Буратино». Тип ситуации: Тренировочная. (интеграция образовательных.

Сценарий образовательной ситуации «Мир овощных культур» в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группеСценарий образовательной ситуации «Мир овощных культур» в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе .

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» .

Сценарий образовательной ситуации во второй младшей группе «Путешествие с цыпленком» Тема: «Путешествие с цыпленком» Цель: Познакомить детей с праздником «День матери», заинтересовать детей в создании подарка собственными.

Сценарий экологического досуга «Путешествие в тундру» Подготовительная группа Цель: Обобщить знания детей о животных тундры. Материал: Магнитофон, загадки, фишки, разрезные картинки (олень,.

Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в тундру»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 15:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД