Приложение МААМ

Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у гномов Гоши и Гены»

наталья Ярусова
Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у гномов Гоши и Гены»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Ярусова Н. А.

Задачи:

• Упражнять детей в дифференциации звуков «г» и «г’», в выделении их в словах, в произношении в словах и предложениях.

• Обратить внимание на артикуляцию звуков «г» и «г’» - работа с ребенком ОВЗ.

• Обогащать словарь детей (ограда)

• Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных

• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, согласные (твердые, мягкие)

• Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове

Публикация «Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе „В гостях у гномов Гоши и Гены“» размещена в разделах

• Продолжать формировать представления о взаимосвязи слов в предложении.

• Развивать умение работать в команде, малыми подгруппами.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание письма, показ иллюстраций, демонстрация действий (отстукивание определенного ритма)

Словесные: чтение письма, вопросы к детям, загадка, пояснение (слова «ограда», положения языка во рту, рефлексия.

• Практические, игровые: отстукивание ритма по образцу, дидактические игры и упражнения («Живые слова», «Поймай звук», работа в подгруппах и индивидуальная работа (отбор картинок со звуком «г», разбор слова «гуси», физкультминутки, индивидуальное задание для ребенка ГР «Раскрась предметы со звуком «г».

Предварительная работа: НОД по грамоте, дидактические игры и упражнения, настольные игры по грамоте, индивидуальная работа с ребенком ОВЗ по артикуляции звуков, развитию фонематических представлений.

Материал: письмо, гномы в синей и зеленой одежде. Картинки: ограда, домики синего и зеленого цветов. Картинки с изображением корзины для фруктов, ящика для овощей и плиты с полями для помещения туда картинок со звуком «г». Картинка «гуси» со схемой слова, кружки синего, красного, зеленого цветов, черный магнит. Картинки овощей, фруктов, сока в стакане с фруктом рядом, разных предметов со звуком «г» и «г’». Раздаточный материал: схема слова из 4 звуков, касса звуков. Задания «Раскрась предметы со звуком «г».

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Смотрите какой красивый конверт. Интересно от кого оно. Садитесь скорее на стульчики. Прочитаем. Дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, ребята группы «Знайки». Мы живем в дремучем лесу, к нам редко приходят гости, нам очень скучно, и мы приглашаем вас к себе. Подпись. Два веселых гнома.

Воспитатель: Так вот от кого письмо. Вот они нарисованы на конверте. Ну что отправимся в путь? (да)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ограда перед нами, (руки ко лбу на козырек)

За оградой огород,

Кто-то видно тут живет.

Воспитатель: Ребята, по-моему, мы пришли. Смотрите – ограда. Что такое ограда? (ответы детей). Ограда – это стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь. Ребята, а что за оградой находится? (домики). Как вы думаете чьи это домики? (гномов) Ребята, гномы живут очень далеко, в лесу. Значит они какие жители? (лесные). А мы с вами где живем? (в городе). Значит мы какие жители? (городские). Ну что давайте постучимся. (педагог простукивает какой-либо ритм и предлагает детям повторить. Дети простукивают вместе с педагогом предложенный ритм).

Гномы : Здравствуйте ребята. Как вас много. Значит нам будет весело.

Гоша: давайте познакомимся. Мое имя начинается на звук г. Попробуйте отгадать как меня зовут? (Дети выдвигают предположения, если не отгадывают, то помогает педагог, произнося изолированно звуки «г», «о», «ш», «а»).

Гена: А мое имя начинается на звук «г’». Попробуйте отгадать как меня зовут? (дети отгадывают имя Гена, если не отгадывают, то помогает педагог, произнося изолированно звуки «г’» «э», «н», «а»).

Воспитатель: Гномы ваши имена начинаются со звуков «г» и «г’». Вы знаете, как называются эти звуки?

Гномы : Нет.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Гоше и Гене. Вы сегодня с нами будете (обращается к гномам) изучать звуки «г» и «г’». Ребята, звук «г» - это какой звук? (согласный твердый, а звук «г’»? (согласный мягкий). Как вы поняли, что это согласные звуки? (они произносятся отрывисто, мешает язычок). Маша (ОВЗ - слух, произнеси звук «г’», где находится язык в ротике (кончик языка касается нижних передних зубов). А теперь произнеси звук «г», что изменилось в положении языка? (кончик языка отодвинут от передних зубов вглубь рта)

Давайте с вами поиграем, будем ловить звуки «г» и «г’».

Проводится игра «Поймай звук». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда слышат слова со звуками «г» и «г’». произносятся слова: камень, горка, вата, вагон, нога, гиря, книги, кусты.

Ребята, интересно, как гномы живут. Спросите, есть ли у них огород, сад? ( дети спрашивают: Гномы у вас есть огород, сад)

Гномы : Да, у нас есть огород и сад. А еще мы очень любим готовить. Предлагаем вам поиграть. Для этого вам нужно разделиться на три команды и выбрать, какие овощи и фрукты со звуком г растут у нас? Какие блюда со звуком «г» мы готовим.

Дети делятся на команды и отбирают картинки со звуком «г». Детям, не захотевшим работать в команде (предположительно - это ребенок ГР) предлагается индивидуальное задание «Раскрась картинки со звуком «г».

Воспитатель: Гоша, Гена, а вы любите играть? (да). Ребята тоже любят играть. Давайте мы с вами поиграем в игру «Живые слова». Слова: гномы, любят, играть, игрушками.

Воспитатель вызывает детей по количеству слов предложения и говорит каждому, каким словом он будет. Затем "живым словам" предлагают встать последовательно, слева направо.

Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши, и слова пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда их позовут, они должны встать снова по порядку. А вы ребята должны проследить, правильно ли они встанут.

Проводится игра «Живые слова»

Физкульминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим

До лужайки побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

Стоп. Немного отдохнем

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

Дети проходят и садятся за столы.

Гномы : Ребята, отгадайте, какие домашние птицы живут у нас на птичьем дворе? Загадка про гусей.

Ходит, вытянувши шею,

И щипаться он умеет.

Очень я его боюсь.

Что за птица? Это. (гусь)

Воспитатель: как гуси голос подают? (га-га-га, гуси гогочут).

Появляется картинка «гуси» со схемой слова.

Воспитатель: Гоша и Гена, а вы знаете как можно обозначить это слово. (нет) Давайте научим наших друзей (обращается к детям). Как называются карточки с квадратиками у вас на столах? (это схема слова.) У вас на столах схемы слова и … (кассы звуков). Давайте разберем слово «гуси».

Проводится разбор слова педагогом на доске, дети у себя на столах.

Воспитатель: назовите гласные звуки в слове «гуси» («у», «и»). «Сколько слогов в этом слове?» (два). Как узнать сколько слогов? (приложить руку к подбородку, сколько раз откроется рот, столько и слогов). А еще есть такое правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Какие слоги? (гу, си). Давайте вспомним какой слог называется ударным? (тот который произносится протяжнее). Найдите ударный слог. (Гууси, ударный слог «гу). Какой гласный звук в слоге гу? (гласный звук у). Значит какой ударный гласный звук в слове «гуси»? (у). Воспитатель еще раз произносит слово с выделением ударного звука. Далее ударный звук обозначают фишкой черного цвета.

Воспитатель: А если мы поставим ударение на звук «и», то как будем читать слово?

Воспитатель переставляет черную фишку над звуком «и».

Воспитатель или дети читают: Гусии. Правильно получилось? (нет). Правильно – гууси.

Воспитатель переставляет ударение над звуком «у»

Далее дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный звук «и», твердый согласный звук «г», согласный мягкий звук «с».

Гномы : Ребята, мы очень любим играть и шалить. И после таких шалостей у нас бывает сильный беспорядок. Помогите нам пожалуйста прибраться.

Воспитатель: Ну что ребята, поможем? (да). В домик гнома Гоши (синий) нужно поместить картинки, на которых изображены предметы со звуком «г», а в домик Гены (зеленый» - картинки со звуком «г’»)

Несколько детей у доски выполняют задание, а педагог с остальными детьми проводит пальчиковую гимнастику.

Гномики пальчиковая гимнастика

Дружно жили гномики

(Показывают небольшое расстояние между большим и указательным пальцами)

В деревянном домике.

(Складывают ладошки треугольником — домиком)

Папа-гном дрова колол,

(Реберной стороной одной ладони ударяют о другую, потом меняют руки)

Гном-сынок отнёс их в дом,

(Хватают руками воздух)

Кашу мама-гном сварила,

(Ладони полукругом, совершаются круговые движения)

А дочурка посолила,

(Собирают пальцы в щепотку, движения имитируют посыпание)

Бабуля-гномик шарф связала,

(Показывают вязание спицами)

Тётя-гном его стирала,

(Трут ладошки одна о другую)

Двери гномик-дед открыл,

(Разводят руки в разные стороны)

Всех нас в гости пригласил!

(Обеими кистями рук показывают приглашающий жест)

Далее идет проверка выполнения «уборки детьми», правильно ли они распределили картинки по домикам.

Воспитатель: Молодцы ребята. С какими звуками мы сегодня знакомились? («г» и «г’», а в какие игры играли? (дети перечисляют). Что больше всего понравилось? Что показалось сложным? Ну что пришла пора прощаться с гномами и возвращаться играть в детский сад. (дети и Гномы прощаются друг с другом)

Вместе по лесу идём, (маршируют)

Не спешим, не отстаём.

Вот мы видим детский сад. (рука ко лбу под козырек)

Очень много там ребят (руки в стороны)

Детский сад – наш дом второй (руки - крыша над головой)

Возвращаемся домой (маршируем)

Будем весело играть, (хлопаем в ладоши)

А потом пойдем гулять. (машем руками над головой)

Литература:

1. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие/Л. Е. Журова, Н. С, Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/под ред. Н. В. Дуровой - М. : Школьная пресса, 2001

2. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов/Пожиленко Е. А. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «В гостях у гномов»Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «В гостях у гномов» Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «В гостях у гномов» Цель: Совершенствовать умения детей различать музыкально- художественные.

Конспект открытого занятия для родителей в младшей группе «В гостях у сказки»Конспект открытого занятия для родителей в младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия для родителей по образовательной области «Элементарные математические представления» в младшей группе по теме.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Заяц Егорка в гостях у ребят»Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Заяц Егорка в гостях у ребят» НОД «Заяц Егорка в гостях у ребят» Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия на воде в подготовительной группе «Водяной у нас в гостях» .

Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни» МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина.

«Ребята в гостях у Петрушки». Конспект открытого занятия в первой младшей группе«Ребята в гостях у Петрушки». Конспект открытого занятия в первой младшей группе Цель: развитие речи детей посредством выполнения упражнений на развитие мелкой моторики. Задачи: способствовать развитию у детей умения.

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Заклинание гномов» Дети в праздничных костюмах под музыку входят в зал и останавливаются перед ёлкой. Ведущий. Золотым дождём сверкает, Наш уютный, светлый.

Автор публикации:
Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у гномов Гоши и Гены»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 13:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий открытого занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у гномов Гоши и Гены»» (включая файлы) размещена пользователем наталья Ярусова (УИ 530072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД