Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тундра»

Людмила Овсянникова
Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тундра»

Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тундра»

Действующие лица:

Дети, ведущая (муз. руководитель, медведь «Умка» (воспитатель)

Оборудование:

Макет тундры или соответствующая картина, иллюстрации – колдунья Катгыргын в облике женщины-охотника и старухи, охотник Тынэн, медведь, заяц, морж, рыба-сайка, волк, белая лисица, кайра, медуза, олень, ягель, полярная береза.

Вступление:

Ведущая: Здравствуйте, ребятушки! Заходите, да рассаживайтесь поудобнее. Набегались, наигрались в снежки на улице? Любите зимушку-зиму?

1-й ребенок:

Почему люблю я зиму?

Потому что, погляди,

Как бегут по льду и снегу

Санки, лыжи и коньки.

2-й ребенок:

Мы зимою не скучаем,

Хоть и холодно все дни.

Веселиться помогают

Санки, лыжи и коньки

3-й ребенок:

Только снежною зимою

Нам послушны и легки

И зовут гулять с собою

Санки, лыжи и коньки.

Исполняется песня о зиме (музыка М. Парцхаладзе «Снега-жемчуга»)

Ведущая: А сегодня к нам в гостьи пришел один герой с далекого севера. Надеюсь, вы его узнаете?

Звучит музыка из мультфильма «Умка» (под музыку выходит «Умка»)

Умка: Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня вам рассказать чукотскую сказку о всемогущей колдунье Катгыргын. Чукотский народ живет в тундре и по берегу холодного, северного моря. Летом тундра расцветает. Везде на кочках яркие цветы: синие, желтые, белые. На воде разноцветные птицы: белые, черные, рыжие. Голубое небо над зеленой равниной. А зима в тундре – это долгая ледяная ночь. Солнце на небе не появляется всю длинную зиму. Звери прячутся, перелетные птицы улетают подальше на юг. Но жизнь в тундре зимой продолжается, не замирает совсем. Она везде: на земле и под землей, на снегу и под снегом, под водой.

Умка: Давным-давно жила на Чукотке злая колдунья. Звали ее Катгыргын. Где стояла ее яранга, никто не знал. Но появлялась ведьма повсюду и много зла делала людям. Верой и правдой служили ей северные звери, птицы и растения. За это Катгыргын дала им тайную силу: один раз в жизни могли слуги колдуньи превратить своих врагов в безобидное существо.

И жил в тундре охотник Тынэн. Был он очень ловкий и сильный. Всегда выходил Тынэн победителем в прыжках через нарты.

Чукотская народная игра «Прыжки через нарты» (музыка Т. Суворовой «Веселый тренаж»)

Дети строятся друг за другом и по очереди перепрыгивают через валы-«нарты», пытаясь их не задеть.

Умка: Пришел однажды Тынэн с охоты домой и говорит жене:

- Что ты все лежишь? Взяла бы хоть кухлянку починила. Видишь: она вся в дырах.

- Возьми и почини, если тебе охота, - говорит ему жена.

- Что же это такое! – рассердился Тынэн. – Я продрог, хочу есть, а от тебя доброго слова не дождешься.

Крепко поругался с женой охотник и решил уйти от нее. Сунул он кусок вяленого мяса за пазуху, вскинул ружье на плечо и пошел, куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли шел – вдруг видит: стоит в тундре яранга. Вышла из нее старуха: худая, горбатая, нос крючком, голова торчком, зубы как клыки у моржа — длинные-предлинные.

- А, Тынэн пришел! Будешь моим работником. Давно я тебя поджидаю.

Понял охотник, что перед ним злая колдунья.

Вскинул Тынэн ружье:

- Не желаю быть твоим работником!

- Ха-ха-ха! Убить меня хочешь? Да ты взгляни: из чего стрелять будешь?

Глянул охотник, а у него палка вместо ружья. Замахнулся он палкой, а старуха перекувырнулась через голову – и сразу такая пурга поднялась, что вдруг темно стало, ничего не видно. Да ороз такой ударил, что кто не успевал согреться, сразу превращался в ледяную фигуру.

Игра на релаксацию «Греемся» (музыка В. Моцарта «Оркестровый шутки»)

По команде Умки «Греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигать, трясти всеми частями тела. По команде «Лед!» застывают на месте в определенной позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Умка: Чтобы не превратиться в кусок льда, Тынэн зарылся в снег, проткнул палкой сверху от бурана, заставшего их в пути. Переждал охотник, когда пурга стихнет, выбрался из своего укрытия, смотрит: а палка у него обратно в ружье превратилась. Подивился Тынэн чудесам и пошел по глубокому снегу свое стойбище искать.

Дети двигаются друг за другом широким шагом, как бы перешагивая через сугробы.

Сколько ни ходил Тынэн, а ноги его сами привели к жилищу злой колдуньи. Пришлось ему согласиться и пойти в услужение к Катгыргын. Велела ему колдунья стеречь ее ярангу, никого не пускать. Сама же пошла спать, пообещав охотника превратить в сосульку.

Стоит Тынэн на посту, грустную думу думает. А тут белый медведь идет.

Игра «Медведь» (Музыка Т. Суворовой «Танец медведей»)

Стал медведь проситься зайти к колдунье в ярангу, а охотник не пускает. Разозлился зверь, зубы оскалил, вот-вот набросится на сторожа. Вскинул Тынэн ружье. Испугался белый медведь, да как рявкнет:

- Будь ты зайцем!

И охотник превратился в зайца. Пустился заяц от медведя наутек.

Убежал заяц от медведя. Долго бежал, проголодался, а вокруг ни травинки, все белым снегом замело. Сел заяц Тынэн и заплакал горькими слезами. Вдруг видит: там, где упали слезинки, снег растаял, и ягель, олений мох, показался. Потянулся заяц к ягелю. А ягель перепугался, что заяц его съест, да как крикнет:

- Будь ты моржом!

И заяц стал моржом.

Вы узнаете моржа –

Бивни, словно два ножа!

Но моржи и для красы

Носят бивни – как усы!

(Р. Рамазанов)

Лежит морж в снегу, о воде мечтает. А до моря далеко. Делать нечего. Пополз Тынэн-морж через тундру к морю.

Дети ползут друг за другом, подтягиваясь на руках, подражая моржам.

Весь день полз. По дороге столько обитателей тундры напугал: и на лемминга в норке страху нагнал, и куропатку из снега поднял. А до моря дополз-таки! Обрадовался, что в воде можно поплавать.

Морж все время закалялся –

В ледяной воде купался.

(З. Репина, В. Буйко)

Плывет морж по морю, а впереди рыбка – сайка играет.

- Ага, думает морж, - сейчас рыбку поймает.

Подвижная игра «Золотая рыбка»

Все дети – «рыбки», один ребенок – «рыбак». «Рыбки» бегают по залу, уворачиваясь от рыбака. «Рыбак» начинает их ловить. Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», удается поймать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы «рыбка» оказалась в «неводе», она считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний оставшийся играющий и будет самой ловкой «золотой рыбкой».

Умка: Вот-вот морж схватит рыбку. Испугалась рыбка-сайка и говорит:

- Будь ты волком!

И стал морж волком. Бьет лапами по воде, того и гляди – утонет. Но все-таки выбрался на берег. Стоит у камня, весь в ледяных сосульках, дрожит от холода. Решил волк-Тынэн погреться, стал двигаться, наклоны делать

Динамическое упражнение «Наклоны» (под стихотворение)

Дети:

Волк наклоны делать рад

Вправо, влево, вперед, назад

Много-много раз подряд –

Влево, вправо, вперед, назад.

(Стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в соответствии с текстом)

Умка: А в это время белый песец мимо пробегал. Кстати, почему песец белый? (ответы детей)

Конечно, чтобы его не было видно на снегу. Помчался волк за песцом. Вот-вот догонит, а песец свернул в сторону, да как крикнет:

- Будь ты кайрой!

И превратился Тынэн из волка в птицу-кайру. Летит кайра над морем, еле на крыльях движется – так есть хочется. Заметил он на волнах медузу.

Динамичное упражнение «Медуза» (Музыка Т. Суворовой «Вальс»)

Дети лежат на животе, раздвинув ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову и корпус и держать на 4 счета. Затем медленно опуститься на пол и немного расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза.

Умка: Хотела птица-кайра съесть медузу, а та прошептала:

- Будь ты оленем!

И стала кайра оленем. Плывет олень по морю, одни рога из воды торчат. Вот-вот утонет. Но, к счастью, море стало замерзать, и он по льду вышел на берег. Трясется от холода, побежал олень быстро-быстро в тундру.

А ведь северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, обувает, и одевает. У северных народностей - ненцев, чукчей, саамов – одежда и обувь изготавливается из оленьих шкур. Даже свои дома, яранги и чумы, жители тундры для тепла покрывают сверху шкурами оленей. Олень – неутомимое животное. День-деньской работает: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и добывает из под снега свою пищу – ягель.

Вот и наш олень-Тынэн бежит по тундре. Встретил там другого оленя, стал с ним играть.

Два оленя по тундре носились

Познакомились и подружились,

Познакомились и подружились,

Два оленя по тундре носились.

Стал Тынэн с оленем силой меряться.

Эмоциональная игра «Два оленя»

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги. Наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Противники должны противостоять друг другу, не двигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл. Можно произносит звуки «О-хо»!

Умка: Бежит олень-Тынэн дальше, а на пути его – березка. В тундре холодно, поэтому ствол ее прижался к земле, изогнулся весью Не видно почти березы под снегом.

- Дай, хоть коры поглодаю, - думает олень.

И только прикоснулся к березке, она, как встрепенется:

- Будь ты человеком!

И стал Тынэн вновь человеком. Пришел он домой и обо всем, что с ним случилось, рассказал жене. А тут жена и говорит:

- То ли с тобой еще будет! Ведь я и есть всемогущая Катгыргын.

У Тынэна по спине мурашки побежали. Но виду он не подает, что испугался.

- Ни за что, - говорит, - не поверю, чтоб моя жена колдовать умела. Катгыргын мухой сделаться может, а ты разве сможешь?

- Не то, что мухой – комаром обернусь! – гордо заявила жена.

И только сказала, как на глазах превратилась в комара. Жужжит, летает. Тынэн комару руку подставил: садись.

Игра «Комарик»

Дети:

Комарик летает,

Летает, летает,

Где сесть не знает:

Ж-Ж-Ж…

Хлоп!

Вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. «Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом. Прикасаются пальцем к левой ладони («комар сел»). Хлопают правой ладонью по левой.

Умка: Сел комарик на руку охотнику, а Тынэн его – хлоп – и раздавил.

Прощание с Умкой (Музыка Т. Суворовой «Танец конькобежцев»)

Публикации по теме:

Сценарий тематического досуга в подготовительной группе «Капустные посделки»Сценарий тематического досуга в подготовительной группе «Капустные посделки» Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43» УДП РФ Тематический.

План-конспект физкультурно-оздоровительного досуга детей средней группы совместно с родителями «В гостях у Мойдодыра» Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Задачи: • способствовать систематизации.

Сценарий досуга по физкультуре с элементами математических познаний в подготовительной группе Инструктор физической культуры детский сад № 32 г. Кабалян Ольга Александровна Тема: математический досуг на занятии по физкультуре позволяет.

Сценарий досуга в подготовительной к школе группе «Устремляясь к звездам»Сценарий досуга в подготовительной к школе группе «Устремляясь к звездам» Сценарий досуга в подготовительной к школе группе «Устремляясь к звездам». Ольга Саксина. Цель: дать элементарные представления о Земле.

Сценарий физкультурного досуга «Спорт и я — лучшие друзья» в подготовительной группе Сценарий физкультурного досуга «Спорт и я – лучшие друзья!» в подготовительной группе компенсирующей направленности №1 МБДОУ д/с № 79.

Сценарий оздоровительного досуга для детей средней группы «Путешествие в страну здоровья» Цель : -Воспитывать привычку здорового образа жизни. -Учить детей заботится о своём здоровье. Задачи : - Формирование неречевого дыхания.

Сценарий развлекательного досуга с родителями «День матери» в подготовительной группеСценарий развлекательного досуга с родителями «День матери» в подготовительной группе Сценарий развлекательного досуга с родителями «День матери» в подготовительной группе. Разработала воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского.

Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «Мы пожарные» Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «Мы пожарные» Автор: Инструктор по физической культуре К. Г. Ухова Кемь.

Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «Помоги другу» Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «Помоги другу» Цель: доставить детям чувство радости, создать хорошее настроение.

Сценарий спортивного досуга «Веселые старты» в подготовительной к школе группе МБДОУ ЦРР д/с №35 Савина Я. В., воспитатель первой квалификационной категории Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре.

Автор публикации:
Сценарий оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тундра»
Опубликовано: 21 января 2018 в 19:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...