Получи документы

Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»

Римма Дерепко
Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер – класса : познакомить педагогов-участников мастер-класса с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе по развитию критического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной технологии.

2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Публикация «Сценарий педагогического мастер-класса „Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубики Блума, Q-R коды, карточки.

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Эта притча тесно связана с нашими образовательными задачами, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

Критическое мышление

Креативность

Коммуникативные навыки

Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы

Например:

• Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний.

Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Например: - назови кто главный герой….

- назови какое сейчас время года ….

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями,

которые помогают проверить самые общие знания по теме.

• Грань «Почему» Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например:Почему люди зимой надевают куртки, шапки и варежки, теплые сапоги?

• Грань «Объясни»

Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут

сформулировать вопросы этого блока :

- Объясни, как ….

- Объясни, почему …

- Объясни, ты действительно думаешь, что…

- Объясни, ты уверен, что ….

• Грань «Придумай» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.

Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию. Придумай, что случится, если зима не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с фокус-группой.

И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Прошу выйти шесть человек.

Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

Работа с аудиторией.

Уважаемые коллеги, пока фокус-группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть.

У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.

Коллеги, спасибо! Таким образом, мы с вами еще раз вспомнили, что же такое критическое мышление и закрепили теоретическую часть приема «Кубик Блума».

Вернемся к нашей фокус-группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.

Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Если вам понравился мастер-класс, вы считаете эффективным прием ТРКМ «Кубик Блума» и будете его использовать в своей работе, прошу поставить «лайк» и поднять зеленую карточку (пальцем вверх). Если же мастер-класс вам не понравился, и вы не удовлетворены работой в нем, поднимите «дизлайк» (красная карточка палец вниз). Спасибо.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 16:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий педагогического мастер-класса «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Дерепко (УИ 794992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД