Марина Кожеватова
Сценарий познавательно-игровой программы «Варяги и викинги» для детей 10–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
познавательно-игровой программы «Варяги и викинги»
для детей 10 – 12 лет
Подготовка: организовать выставку произведений «Снежный странник» К. Фишер, «Ветер с Севера» С. Вилар, «Путь волн» Я. Рамиз, «Загадка рун» Я. Рамиз, «Викинги. Люди заливов» И. Баяшов, «Нордическая Викингпедея» Е. Логунова и др. Ребятам следует заранее образовать две команды.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, слайды по теме, карточки с заданиями, бумага, ручки.
Публикация «Сценарий познавательно-игровой программы „Варяги и викинги“ для детей 10–12 лет» размещена в разделах
Действующие лица: Библиотекари (1) и (2)
Библиотекарь 1: Здравствуйте, ребята. Что приходит на ум при слове «викинги»? Наверно рыжеволосые, бородатые, крепкие бойцы-мореходы размахивающие топорами и мечами и увенчанные рогатыми шлемами?
Библиотекарь2: Именно так изображают викингов, но ученые утверждают, что рогов скандинавские воины на своих головах не носили. Во-первых, потому что археологи не нашли ни одного такого шлема. А во-вторых, потому что это было не практично: ведь рога делали шлем более уязвимым для вражеского оружия.
Библиотекарь 1: Так что же означает слово «викинг»? Оно происходит от древненорвежского «viringr», что означает «человек из бухты». Это были бесстрашные воины – захватчики, воины-пираты жившие в Скандинавии. И самых беспощадных викингов - воинов называли «берсерками», что в переводе с норвежского, означает «медвежья шкура» или «без рубашки». Так как в бой они шли без доспехов, с голым торсом, на котором была накинута медвежья шкура.
Библиотекарь2: Современные знания о вооружении и доспехах викингов основываются на археологических находках. Согласно обычаю, все свободные викинги – мужчины должны были иметь свое собственное оружие, которое могли носить с собой постоянно. Снаряжение показывало, какой статус тот или иной викинг занимает в обществе.
Библиотекарь 1: Богатые викинги имели полный комплект доспехов и оружия – шлем, деревянный щит, кольчугу, меч и боевые топоры – секиры. Использовались викингами и луки, но они считались менее благородным вооружением. Большинству викингов в бою защитой, помимо щита, служила жесткая войлочная куртка, обшитая металлическими кольцами и пластинками.
Библиотекарь2: Но самым распространенным оружием был меч. Длина клинка его была около 80 сантиметров, а рукоять – до 10 сантиметров. Частично мечи ковались самими викингами, а частью привозились из чужих земель, как трофей.
Библиотекарь 1: Конечно, далеко не каждый скандинав того времени был воином – кто-то занимался вполне мирными делами, берясь за оружие если его родной земле угрожал враг. Но были и те, для кого война была смыслом жизни и профессией. Как бы то ни было, скандинавские мужчины с детства были готовы стать воинами.
Библиотекарь2: А для этого они с младых лет тренировались владеть оружием, но особое место в тренировке уделялось прыжкам. Это помогало при морской схватке, когда надо было прыгнуть на борт, а иногда и через головы противника.
Библиотекарь 1: Что же заставляло древних викингов отправляться в далекие опасные морские походы? Один из ответов на этот вопрос кроется в суровой природе Северной Европы, где земли мало подходили для сельскохозяйственной обработки. Что бы прокормиться, завоевать богатую добычу, а заодно и славу, викинги совершали свои морские походы в земли, расположенные в тысячах километров от их родины.
Библиотекарь2: Скандинавы были отличными мореходами, совершая свои набеги на деревянных кораблях, которые назывались «драккарами», что в буквально означало «корабль-дракон». Драккары действительно напоминали сказочных драконов – длинные, узкие, с высоко поднятым носом и кормой. Тем более, что на носу крепилась резная драконья голова. Приводились эти корабли в движение веслами и прямоугольным парусом.
Библиотекарь 1: Викинги совершали далекие морские путешествия в те времена, когда компаса еще не было изобретено. Что же помогало скандинавским мореходам? Ученые предполагают, что помогал викингам определять местонахождения судна «Солнечный камень», это особенный кристалл продолговатой формы, который разделяет лучи света надвое. При вращении кристалла викинги находили точку, где оба луча сходятся. Так они определяли местонахождения солнца и ориентировались.
Библиотекарь 2: Благодаря бесстрашию и умениям в мореплавании викинги за 500 лет до мореплавателя Христофора Колумба «открыли» Англию.
Библиотекарь 1: А теперь давайте узнаем о варягах. Кто они? Что представляли собой варяги тысячу сто лет назад? Слово «варяг» происходит от древнегерманского слова «wara», то есть «клятва, присяга». В древней Руси варягами называли выходцев из Скандинавии – викингов и их обрусевших потомков.
Библиотекарь 2: Таким образом, викинги – это образ жизни «северных людей», связанный с мореходством и пиратством. А варяги – это воины-скандинавы, прибывшие по найму, охранять границы древней Руси. Они не только выступали в качестве наемников, но и жили здесь, основывали свои поселения, чтили обычаи и обряды древней Руси. И не случайно воины-варяги выходцы с Севера стали основателями древнерусской княжеской династии.
Библиотекарь 1: Защитными доспехами варягов были кольчужные рубахи или кожаные куртки. Голова защищалась металлическим шлемом, имелось прикрытие для глаз и носа. Главным атрибутом был большой деревянный щит. Набор для вооружения состоял из лука со стрелами, копья, топора – секиры и меча.
Библиотекарь 2: Жили варяги в больших длинных дамах, построенных из дерева, обмазанных глиной, в центре дома стояла печь. Зимой передвигались на деревянных лыжах или коньках из кости.
Библиотекарь 1: Одежда состояла из плотной рубахи и шерстяных штанов. Поверх одежды накидывался на одно плечо плащ, который украшался булавкой с драгоценными камнями. Одна рука была прикрыта плащом, а вторая, в которой держали меч – свободна.
Библиотекарь 2: В жизни варяг важную роль играло судостроение. Для дальних странствий через моря строились корабли-ладьи. Ладьи использовались как для военных действий, так и для торговых и грузовых судов. Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
Библиотекарь 1: Прославились варяги своим военным искусством и отвагой. Как лучшие, умелые, бесстрашные воины, и завоеватели они были известны по всей Европе и часто выступали в качестве наемных солдат у местных правителей.
Библиотекарь 2: На протяжении двух с половиной столетий варяги играли немаловажную и заметную роль в исторических процессах, протекавших в то время в древней Руси.
Библиотекарь 1: Древняя Русь не была чем-то изолированным от всего средневекового мира, а возникла на основе взаимообогащения и взаимопроникновения культур разных народов. В этом и заключалась ее сила, могущество и историческая перспектива.
Библиотекарь 2: Теперь, ребята, когда вы узнали, кто такие «викинги» и «варяги», предлагаю устроить состязания, но не воинские, а интеллектуальные. Делимся на две команды и определяемся с их названиями.
Библиотекарь 1: Для этого надо расшифровать послание. (выдать каждой команде листок с цифрами). Цифра означает букву в алфавите. Команда первая назвавшая слово – получает балл.
(3,10,11,1015,4,10 – викинги 3,1,18,33,4,10 – варяги)
Библиотекарь 2: Вот мы и определились с названием команд: «викинги» и «варяги». Викинги и варяги в средневековье говорили на своем языке. Следующие задание: на листке написаны слова в два столбика. Соедините современные слова левой колонки с устаревшими в правой.
губы жито
ланиты эскулап
зерно дружина
сумка щеки
часы покои
кольчуга уста
отряд авоська
комната ходики
врач доспехи
Библиотекарь 1: Чтобы полностью погрузиться в атмосферу средневековья, надо командам ответить на вопросы:
1. Как называется холодное оружие, хранящиеся в ножнах?
2. Кто такие «берсерки»?
3. На чем по морю ходили варяги?
4. Как назывался головной убор викингов?
5. Как переводится слово «варяг»?
6. Как называлось морское судно у викингов?
7. Как назывался боевой топор у варяг?
8. Откуда пришли варяги с Севера или Запада?
9. Как переводится слово «викинг»?
10. Викинги занимались торговлей?
Библиотекарь 2: Продолжаем состязание. Древние письмена скандинавов назывались рунами. Капитаны, получите «руны». Вам надо прочитать в порядке их следования и найти ключ (ответ). (Ночью в полдень, на рассвете службу он несет в секрете (пограничник) Всем бойцам нужна сноровка, что в руках бойца? (винтовка)
8)све 1)но 4)пол 18)ре 6)на 9)те 14)сет 11)жбу 17)ете 12)он 13)не 5)день, 10)слу 15)в 3)в 7)рас 16)сек 2)чью
17? 1)Вс 4)цам 6)на 10)чт 15)бо 8)ров 5)нуж 12) в 3)бой 14)ах 7)сно 9)ка, 13)рук 16)йца 2)ем 11)о
Библиотекарь 1: Вы ребята, с честь выдержали состязания, а теперь подсчитываем баллы. (вручаем всем сладкие призы)
Библиотекарь 2: Ребята, читайте, интересуйтесь и перед вами откроется мир полный чудес! До новых встреч!
Автор: библиотекарь 1 категории
Дом офицеров (флота) г. Североморск
Марина Артуровна Кожеватова