Лучший педагог года

Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»

Татьяна Федорова
Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»

Цель: формирование знания у детей о значениихлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представление о том, каквыращивается зерно для хлеба; обратить внимание на тяжелый трудхлеборобов;

- Закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных и важных продуктов в питания человека.

Развивающие:

- развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения кхлебукак результату труда многих людей

Публикация «Сценарий познавательного путешествия „Хлеб-батюшка“» размещена в разделах

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение произведений о хлебе.

Ход познавательного путешествия:

В зал заходит мальчик, одетый в крестьянскую одежду, в руках он несет узелок с хлебом. На экране: картина русской природы с хлебным полем.

Ведущий: Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? И куда ты так спешишь?

Мальчик: зовут меня Иваном, а спешу я к отцу, хлеб несу на обед. Он зачерпнет водицы в роднике, поест хлебушка и сил ему до вечера хватит для работы в поле! У нас говорят: «Хлеб — батюшка, вода — матушка»!

Ведущий: Ты думаешь, что хлеб ему силу прибавит и насытит его?

Мальчик: Конечно! Хлеба каравай – так и под елью рай! В хлебе прячется силушка и ум человеческий! Отец говорит, кто хлеб каждый день кушает, тот сильным, умным вырастает! Ладно, побежал я, отец заждался!

Иван убегает. На экране меняется картинка на хлебный каравай.

Ведущий: А вы как думаете, ребята? Полезен ли хлеб для человека?

Дети отвечают на вопрос.

Ведущий: А как вы думаете, из какого художественного произведения зашел к нам мальчик Иван? Давайте подойдем к выставке книг и найдем нужную.

На выставке представлены книги: «Легкий хлеб» - белорусская народная сказка, «Колосок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Крупеничка» Н. Телешов, «Зерно упало в землю» - С. Шуртаков, «Хлеб святой» - И. Сенченко, «Дождь из семян» Ю. Крутогоров, «Где родился каравай» Г. Фатеев, «Куда бежит река» Л. Епанешников, «Былиночка»А. Исаков,«Девочка, которая наступила на хлеб» - Г. Х. Андерсен и другие произведения. Дети рассматривают книги, читают их названия.

Ведущий: Посмотрите, ребята, а к нам опять зашли гости из сказки! Давайте присядем на стулья и послушаем, что они нам расскажут.

Дошкольники из подготовительной к школе группы показывают сценку из сказки «Легкий хлеб» :

Ребенок – ведущий: Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Волк: Ты что ешь, человече?

Косарь: Хлеб, — отвечает косарь.

Волк: А он вкусный?

Косарь: Да еще, какой вкусный!

Волк: Дай мне отведать.

Косарь: Что ж, отведай.

Ребенок – ведущий: Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб.

Волк: Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

Косарь: Ладно, научу тебя, где и как хлеб доставать.

Ребенок – ведущий: И начал он волка поучать:

Косарь: Прежде всего, надо землю вспахать…

Волк: Тогда и хлеб будет?

Косарь: Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

Волк: И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.

Косарь: Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

Волк: Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.

Косарь: Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

Волк: Ох, долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.

Косарь: Где там наешься! Рано еще. Сперва, надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

Волк: И, что буду хлеб есть?

Косарь: Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

Волк: И все?

Косарь: Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

Волк: И спечется хлеб?

Косарь: Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его!

Ребенок – ведущий: Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

Волк: Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Косарь: Ну что ж, раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поищи тогда легкий!

Ребенок – ведущий: Убежал волк легкого хлеба искать, а косарь поел хлебушка, запил водицей и принялся за тяжелую работу! Но на этом сказка не кончается: найдите на полочке белорусскую народную сказку «Легкий хлеб» и узнаете ее продолжение!

Ведущий: Вот как трудно и тяжело выращивается зерно! Сколько труда вкладывают хлеборобы, чтобы зерно выросло, вы услышали. А, чтобы испечь хлеб что необходимо? Давайте с вами заглянем на кухню бабушки Маланьи!

Дети переходят в музыкальный зал, где расставлены полукругом столы, за которые усаживаются дети лицом к главному столу, где сидит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: здравствуйте, детушки! Как я рада вас всех видеть! Вы пришли ко мне вовремя, я как раз тесто на хлебушек месить буду!

Вот у меня большая глиняная миска: я в нее наливаю теплую родниковую водицу, насыпаю сахарочек, соли немного, дрожжей, чтобы тесто пышным и воздушным было, масло растительное налью, а теперь кладу понемногу просеянную через сито муку. Подсыпаю и перемешиваю, подсыпаю и перемешиваю. Вот так! Получается тесто густое и тягучее! Месить его надо долго! Вы мне поможете? У вас на столиках лежат влажные салфетки, вы ими ручки потрите, чтобы они чистые были, теперь полотенцем, чтобы сухими стали. В ваши маленькие мисочки я положу по комочку теста, которое вы будете месить, так как я покажу.

Дети под руководством бабушки месят тесто.

Бабушка: месить тесто надо с хорошим настроением, любовью, улыбаясь, песенки можно петь, стихи хорошие читать. В старину, пока хлеб печется, никто не ссорился, не повышал голос. Ваша любовь и хорошее настроение перетекает в хлебушек. «Без хлеба сыт не будешь», «Хлеб — кушай, добрых людей слушай», «Худ обед, коли хлеба нет».

Ну, вот помесили достаточно. Теперь тесто должно отдохнуть и самостоятельно набраться сил. Прикроем его полотенцем. И тихонечко выйдем из-за столов.

Давайте передадим тесту хорошее наше настроение и споем душевную песню и встанем в хоровод.

Песня-хоровод «Песня про каравай» (сл. В. Прихордько, муз. Г. Левкодимова).

Хороводная игра «Как батюшка сеял рожь»

Все становятся в круг и проговаривают:

«Кто хочет знать, как сеют рожь?

Мой батюшка сеял так…»

Показывают движениями рук вперё д:

«Потом отдыхал вот так…»

Становятся, сложив руки крест – накрест.

«Кто хочет знать, как жнут рожь?». Берут серпы.

Отец мой пожинал так (показывают).

Проходят по кругу и проговаривают:

«А где месяц идет -

Там рожь растет,

А где заря-заряница -

Там пшеница.

А рано-рано

Солнышко всходит,

А того раньше -

Жнеи на ниву выходят»

Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут снопы, как молотят (при молотьбе, каждый слегка постукивает своего соседа).

(Мальчики приносят мешочки).

Ведущий: Дети, вот как много надо вложить труда, чтобы на столе всегда был вкусный ароматный хлеб.

1 Ребенок читает стихотворение:

Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место.

Вырос он под синим небом. А пришел на стол к нам хлебом.

2 Ребенок

Хлеб ржаной, батоны, булки, не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Яков Аким

Бабушка: Пока вы играли и пели, я тесто разложила на противень и снесла в печь. И вот уже принесла вам готовый хлебушек! Он еще горячий, ему остыть нужно. А вы угостите этим хлебушком своих родителей! Пусть скушают на здоровье!

3 ребенок

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (С. Погореловский)

Ведущий: Спасибо вам, бабушка Маланья! Теперь мы знаем не только как хлеб растет, но и как он печется! Мы с детьми обещаем вам, что никогда не будем обижать хлеб, будем помнить всегда, сколько труда вложено в каждый кусочек, ведь хлеб - всему голова!

Публикации по теме:

«Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» Сценарий праздника для старшего возраста «Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» (для подготовительной группы) Действующие лица: Ведущая, Дед Мороз – взрослые;.

Фотозарисовка прогулки в лес «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»Фотозарисовка прогулки в лес «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд» Вот и наступила осень, у нас на Охотском побережье! Хочу заметить, что не календарная, как в южных регионах, а что ни есть самая настоящая.

Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок»Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок» Сказка про печку На лесной опушке печка стояла. Печка стояла-глазками моргала. Вышел на опушку медведь дядя Миша. -Печка-печка,.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство»Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство» Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб - наше богатство» Цель: составить представление детей о хлебе Задачи: развивать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?»Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?» Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь. Задачи: формировать бережное.

Сценарий квест-путешествия «По сказочным тропам» для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Задачи: Формировать.

Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы»Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы» Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях. Задачи: - закреплять представления детей о природных явлениях через художественное.

Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.

Сценарий познавательного досуга «Путешествие в город Чувств»Сценарий познавательного досуга «Путешествие в город Чувств» Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, дать основы самоанализа, саморегуляции, закрепить знания об основных чувствах.

Внеурочная деятельность в 1 классе «Хлеб-батюшка» Предмет: Внеурочная деятельность Класс: 1 Пособие: «36 занятий для будущих отличников» Л. В. Мищенкова Тема урока: «Хлеб-Батюшка» Тип урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 10:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД