Приложение МААМ

Сценарий праздничной ярмарки (изучение культуры Коми) «Зарни ар» («Золотая осень»)

Верочка Жужома
Сценарий праздничной ярмарки (изучение культуры Коми) «Зарни ар» («Золотая осень»)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение воспитанников и родителей к национальной культуре и истории Коми края посредством вовлечения в активную совместную познавательную и творческую деятельность.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

- Расширить и углубить знания детей о Родном крае, его культуре и традициях.

- Способствовать развитию интереса к культуре коми народа, к ее истории, традициям;

- Познакомить с основными промыслами коми народа, национальным костюмом.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Публикация «Сценарий праздничной ярмарки (изучение культуры Коми) „Зарни ар“ („Золотая осень“)» размещена в разделах

- Обогащать музыкальные впечатления детей  и родителей через знакомство с музыкальными инструментами, музыкальными произведениями коми авторов (песни, танцы, хороводы);

- Совершенствовать навыки танцевальных движений в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкально-национальными образами;

ОО «Физическое развитие»:

- Обеспечить оптимальную двигательную деятельность для детей в течение всего праздника;

- Совершенствовать основные движения детей через игры, эстафеты.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- Формировать интерес к коллективной, игровой, творческой деятельности;

- Активизировать словарный запас дошкольников;

Ресурсное обеспечение:

Народные костюмы, фонограммы коми народных песен, берестяные изделия: шкатулки, туес, солонка, пестер; вязаные изделия: носки, чулки, варежки, свитер, шапка; сшитые изделия: полотенце, сарафан, фартук, рукав, пимы, коврики; коми украшения: обереги, пояса, сумки, украшения; предметы быта: деревянная ложка, сито, утюг, корыто, половник, рукомойник; музыкальные инструменты: свистулька «полян», дудочка из бересты «флейт», трещотка «сярган», берестяной рожок «буксан», деревянный барабан «пу барабан», колотушка «тотшкодчан», бубенчики «торган», деревянные ложки «пу паньяс», колокол Жинян», балалайка; изделия из теста, испеченные руками родителей: шаньги, колобки, рыбник, пирожки с брусникой, творог.

Предшествующая работа:

ОО «Познавательное развитие»:

• Создание тематических альбомов о Коми Крае («Коми орнамент», «Народные костюмы», «Растительный мир Коми Края», «Животный мир Коми Края»);

• Создание макета «Коми изба» с соответствующей атрибутикой (печь, Красный угол, коми утварь и т. д.).

• Просмотр презентаций о Коми Крае: «Полезные ископаемые Республики Коми», «Достопримечательности города Сыктывкара», «Чем богата Республика» (о реках Коми и их обитателях, «Животный и растительный мир Республики Коми».

• Интеллектуальная викторина «У родного порога»;

• Беседы о традициях Коми народа: праздник севера, праздник оленеводов, летние праздники: «Усть-Цилемская горка», «Луд»; «Национальные костюмы коми»;

• Дидактические игры на закрепление, систематизацию знаний (Лото «Коми орнамент», пазлы «Народные костюмы»);

• Конкурс для родителей «Лучшее блюдо коми кухни

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

• Беседы о композиторах Коми Края (А. Осипов, В. Чисталев, Я. Перепелица, В. Мастеница, о вокальной Коми народной музыке (композитор Л. Чувьрова, певицы В. Есева, В. Булышева, А. Коротаева, Л. Логинова).

• Прослушивание гимна Республики Коми (редакция песни В. Савина «Варыш поз» в соавторстве текста на русском языке А. Шергиной и А. Суворова).

• Знакомство с музыкальными инструментами Коми народа: свистулька «полян», дудочка из бересты «флейт», трещотка «сярган», берестяной рожок «буксан», деревянный барабан «пу барабан», колотушка «тотшк дчан», бубенчики «торган», деревянные ложки «пу паньяс», колокол Жинян», балалайка.

• Игры на музыкальных инструментах.

• Продуктивная деятельность (рисование «Малица», «Рукавичка, украшенная коми орнаментом», лепка «Шаньга», аппликация «Оленевод»);

• Знакомство с Коми фольклором (прослушивание и разучивание некоторых произведений): «Что такое Родина», «Сыктывкар, дона кар», «Северные пимы» Л. Вавиловой, «Зарни ар» Г. Попова, «Чужан му» слова С. Попова, музыка И. Козлова, танец «Марья моль».

ОО «Физическое развитие»:

• Знакомство с народными подвижными играми, их правилами, хороводной игрой «Ручеек».

• Разучивание Музыкально - спортивной композиции «Видза олан» (Здравствуйте).

Ход праздника

Музыкальный зал оформлен под имитацию коми деревни.

На столах ярмарки представлены изделия народного промысла и коми фольклора:

- берестяные изделия: шкатулки, туес, солонка, пестер;

- вязаные изделия: носки, чулки, варежки, свитер, шапка;

- сшитые изделия: полотенце, сарафан, фартук, рукав, пимы, коврики;

- коми украшения: обереги, пояса, сумки, украшения;

- предметы быта: деревянная ложка, сито, утюг, корыто, половник, рукомойник;

- музыкальные инструменты: свистулька «полян», дудочка из бересты «флейт», трещотка «сярган», берестяной рожок «буксан», деревянный барабан «пу барабан», колотушка «тотшк дчан», бубенчики «торган», деревянные ложки «пу паньяс», колокол Жинян», балалайка.

- изделия из теста, испеченные руками родителей: шаньги, колобки, рыбник, пирожки с брусникой, творог.

В левой части от зала накрыт стол в импровизированной коми избе - «керка» (окно- шинь, скамья-лабич, комната-жыр, печка-пач, стол-пызан).

Действующие лица:

- Продавец на ярмарке (ярманга вылын вузасьысь) - одет в народный костюм.

- Коми Ань — одета в коми национальный костюм — сарафан — сарапан, рубаха — д ром, кокошник.

- Дети, одетые в национальные костюмы: у девочек сарафаны – «сарапанъяс», у мальчиков – рубахи и штаны – «д ромъяс да гачъяс».

- Родители, с элементами коми украшений на одежде или коми костюмов.

Звучит коми   песня «Коми Ань» музыка Я. Препелицы

Дети и Коми Ань, взявшись за руки, заходят в зал. Коми Ань исполняя песню, заводит детей в хоровод. После хоровода встают полукругом лицом к гостям и родителям.

Коми Ань: Видза оланныд, пыдди пуктана й з! Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, дорогие гости! Вот и в нашем северном Коми крае наступила осень. Осень - пора урожайная. Издавна коми народ отмечал этот праздник весельем, песнями, да танцами. Давайте и мы начнем с вами наш праздник песней и танцем про осень.

В исполнении детей звучит песня «Зарни ар»  музыка Г. Попова

 

Коми Ань: А еще к празднику устраивали веселые ярмарки, на которые съезжались гости даже из далеких деревень. Посмотрите друг на друга. Мы все одеты в коми национальные костюмы: девочки в сарафаны (сарапан, мальчики в рубаху и штаны (д ром и гач). (Обращает внимание на продавца):

- А вот и продавец на ярмарке! (здороваются) Он знает все о товаре, который здесь продается.

Продавец: (под веселую музыку появляется продавец) Локт й! Локт й ар ярманга выл! Собирайся народ на осеннюю ярмарку! Милости прошу. Корам! А на ярмарке чего только нет. Приходите, приезжайте, все, что надо покупайте! (Указывает на лоток с берестяными изделиями, с выпечкой, одеждой).

Коми Ань: Ты гостям все расскажи, да покажи, чем богата наша ярмарка, да порадуй всех.

Продавец: Что мы будем делать на ярмарке? (Ответы).

- Правильно, рассматривать и покупать товар. А чтобы веселее было на ярмарке – надо себя показать.

Коми Ань: А мы готовы показать себя. Ребята, приглашайте своих родителей и становитесь на танец.

Музыкально-спортивная композиция «Видза олан» (Здравствуйте)

Продавец: Вот и положено начало ярмарке! Знаете, как вы будете покупать товар? (Обращается к детям и родителям). Вы мне номер исполняете, а я вам товар отдаю. Договорились? Начинаем с этого прилавка (берестяные изделия).

Продавец представляет все товары из бересты на коми и на русском языке, об одном – «пестере» рассказывает подробно. Пестер - лубяной короб, который носят обычно на спине. В старину с пестерами ходили на сенокосы, на дальнюю охоту, на лесные промысла. Продавец предлагает выкупить товар.

Коми Ань: Послушайте, какие мы стихи и песни знаем о нашем крае.

Выходят дети, читают стихи А. Ванеева

1 ребенок:

Я скажу, своих чувств не тая,

Что люблю Коми край свой родной.

Он влечет и чарует меня

Величавой своей красотой.

2 ребенок:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

3 ребенок:

Один – рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Кто-то нефть качает,

Кто-то прокладывает газопровод.

4 ребенок:

Одним милее осень,

Другим милей весна.

Но все гордимся Республикой нашей,

Она у нас одна.

5 ребенок:

У каждого народа

Язык свой и наряд.

А в Коми любят музыку,

И танцам каждый рад.

6 ребенок:

Нет белоночья безбрежней,

Когда цветут тополя…

Нет в мире земли белоснежней,

Чем Коми - родная Земля!

Исполняется песня «Чужан му» слова С. Попова, музыка И. Козлова

Продавец: А на этом прилавке представлены вязанные и сшитые изделия.

Продавец рассказывает о носках, чулках, представляет свитер, полотенце, шапку, фартук с коми орнаментом, пимы, коврик – называет их по коми. О пимах рассказывает подробнее. Северные пимы - обувь коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.) Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже — из шкуры со лба оленя, которые изготовлены шерстью наружу.

Коми Ань: Дети, а этот товар мы выкупим песней «Северные пимы». Скоро зима, нам без теплой обуви — никуда. Мальчики, заводите песню, а девочки – красавицы, выходите, да танец – «Северные пимы» начинайте.

Песня - танец «Северные пимы» музыка Л. Вавиловой

Коми Ань: Ну, вот и одежду, и обувь выкупили.

Продавец: Ребята, а вы знаете, что Коми язык богат ласковыми словами. Ласково обращались к маленьким детям, эти слова применяли при уважительном обращении к взрослым. Слова эти очень трудно перевести на русский язык, зачастую они просто непереводимы: мада, жале, бобо, зарни ныв – золотая девочка, зарни пи - золотой зон; озтусь – земляника, шовктуг – шелковая кисточка, ен козин – божий подарок.

Коми Ань: Издавна коми народ придумал, как украсить своих любимых! Давайте посмотрим и послушаем, какие украшения представлены на нашей ярмарке?

Продавец рассказывает о украшениях: обереги, сумка, пояса, бусы, кокошники.

Коми Ань: Ну, дети, надо и украшения выкупить. Вставайте в танец.

Танец «Марья моль» музыка В. Мастеницы

Продавец: А на всех-то украшений не хватит.

Коми Ань: А сейчас, я предлагаю мамам смастерить своим доченькам кокошники, а сыночкам сплести пояса (мамы проходят за столы, рисуют коми орнамент на кокошниках, плетут пояса).

Коми Ань: Пока наши рукодельницы заняты делом, ребята с папами поиграют в коми народные игры.

В Коми республике много рек. А вы знаете, какие реки протекают по нашему краю? (Печора, Мезень, Ижма, Вычегда, Сысола, Вишера). Они все богаты рыбой. Подскажите, какие рыбы водятся в моих реках? (сиг, семга, щука, окунь, язь, сорожка, пелядь, зельдь).

Коми народная игра «Невод» («Тыв»)

(дети встают в круг, взявшись за руки (руки опущены). Идут по кругу, проговаривая слова:

В реку невод опустили,

Путь дорожку преградили.

Вдоль невода в противоположном направлении движется «рыбка». «Невод» останавливается, дети поднимают руки и проговаривают:

Эй ты, рыбка, не зевай,

Поскорее уплывай».

Продавец стоит в центре и подсказывает «рыбкам», когда им удобнее выскочить из круга. Задача «рыбок» - не оставаться в кругу после слов «поскорее уплывай».

(игра повторяется 2-3 раза).

Коми Ань: Ребята, а вы знаете, какие ягоды растут в наших лесах? (брусника, черника, клюква, голубика, морошка).

Продавец: - До этих ягод-то не добраться. Их медведь сторожит.

Коми Ань: - Да он не обижает нас, он играет с нами.

Коми подвижная игра «В медведя» («Ошкысь»)

(Выбирают медведя, остальные – сборщики ягод. Медведь становится на четвереньках на полу. Его накрывают покрывалом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают в посуду ягоды и при этом поют:

Медведушка – бабушка,

Медведушка – бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие ягоды выбрасываем…

(После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников, тот, кого поймал внутри круга, становится медведем.)

(игра повторяется 2-3 раза).

Коми Ань: Ребята, пока мы играли, ваши мамы-рукодельницы смастерили девочкам - кокошники, а мальчикам - пояса. Мамы выходите, своих детей нарядите.

Выходят мамы и наряжают своих детей

Продавец: А теперь мы осмотрим вот этот прилавок или лоток! Сколько здесь всяких музыкальных инструментов! Этот инструмент называется по коми полян - свистулька, в него дуют и он издает такие звуки (показывает). Музыканты мастерили эти инструменты из пустотелого стебля растения, в изобилии растущего на лугах. На чипсанах и полянах летом играли во время сенокоса, по пути на луга, в лес по грибы-ягоды, зимой — дома на посиделках.

Продавец называет инструменты: деревянные ложки – пу паньяс, трещотка – сярган, колокол – жинян, дудочка – флейт, бубенчики – торган, колотушка – пу барабан.

Коми Ань: Наши дети умеют играть на разных музыкальных инструментах. И даже на нетрадиционных. Сейчас они для вас исполнят оркестр, а родители им помогут. Выходите, помогайте, инструменты разбирайте.

Оркестр «Козйой, козйой, мый сулалан»

в исполнении детей и родителей

Продавец: Дети коми народ издавна играли в разные народные игры. Давайте и мы поиграем в игру.

Игра «Ручеек» под песню «Шондi, баной»

в исполнении детей и родителей

Продавец: Вот и подошли мы к самому вкусному прилавку на ярмарке. Посмотрим,  что здесь продается? Какие вкусные блюда напекли мастерицы, здесь и шаньги, колобки, рыбник, пирожки, сочни, калачи.

Коми Ань: Давайте выкупим эти вкусные изделия из теста.

Исполняется песня «К нам гости пришли» слова И. Ивенсен, музыка А. Александрова

Продавец: Вот раскупили вы весь мой товар, спасибо вам, дорогие гости!

Коми Ань: Закончилось ярмарочное веселье. Всех детей и родителей в группу приглашаю, отведать коми национальные блюда.

Дети с родителями проходят в группу на чаепитие.

 Литература:

1. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма» под общей редакцией Белых С. С., Штекляйн С. Н., Потолицыной Н. Б. КРИРОиПК, 2001.

2. Коми старинные детские игры. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1988.

3. Коми челядьлы важъя ворсомъяс. Составитель Ю. Г. Рочев. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1988.- 24 л.

4. Т. В. Хабарова. Методическое пособие «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении». Сыктывкар 2003.

5. Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных работников детских садов «Танцуют дети». Составление, запись танцев В. А. Власовой. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1992.

6. Дети танцуют и поют. Методические рекомендации. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1999.

7. Попов Г. И. Песенник на коми языке. Методические разработки. КРИРО иПК. 1999.

8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составители Т. М. Орлова, С. И. Бенкина. Москва «Просвещение». 1988.

Публикации по теме:

Сценарий утренника «Осень золотая» в подготовительной группеСценарий утренника «Осень золотая» в подготовительной группе СЦЕНАРИЙ утренника «Осень золотая» подготовительная группа Цели: 1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного.

«Осень золотая». Сценарий конкурса чтецов в детском саду«Осень золотая». Сценарий конкурса чтецов в детском саду Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО Алданский район РС (Я) Цель: формирование культуры потенциального.

Сценарий осеннего досуга «Осень золотая»Сценарий осеннего досуга «Осень золотая» В зал входят дети средней группы и встают полукругом. Ведущая: -Добрый день, дорогие друзья! В этом зале уже не впервые Мы проводим праздник.

Сценарий осеннего развлечения «Золотая осень» в подготовительной группе Зал украшен осенними листьями. Звучит музыка, дети входят в зал обходят и становятся полукругом Ведущий: Вот опять уже желтеют листья,.

Сценарий праздника «Осень золотая» Сценарий праздника «Осень золотая» Ход осеннего праздника в младшей группе Звучит веселая музыка, дети и ведущий входят в зал. Ведущая:.

Сценарий праздника в подготовительной группе «Осень золотая»Сценарий праздника в подготовительной группе «Осень золотая» Оксана МалашинаСценарий праздника в подготовительной группе "Осень Золотая". Под музыку в зал, танцуя, входят мальчики и девочки. Ведущий:.

Сценарий утренника «Осень золотая». Младшая группа Атрибуты: корзинка, костюм зайца, петушка, осени, зернышки, листья среднего и большого размера, игрушки кукольного театра: заяц и петушок.

Сценарий в подготовительной группе «Где же Осень золотая» Сценарий осеннего утренника в подготовительной (логопедической) группе. «Где же Осень золотая?» Взрослые: Ведущий Осень Непогодушка Баба-Яга.

Сценарий праздника «Золотая осень» в начальной школе «Золотая осень» в начальной школе (конец октября) Звучит музыка - Здравствуйте друзья! Солнышко не хочет землю согревать, Листья пожелтели,.

Сувенир ХI «Российско-китайской ярмарки культуры и искусства»Сувенир ХI «Российско-китайской ярмарки культуры и искусства» Я жительница замечательного, прекрасного и красивого города Благовещенска Амурской области. Который территориально расположен прямо на границе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздничной ярмарки (изучение культуры Коми) «Зарни ар» («Золотая осень»)
Опубликовано: 9 октября 2021 в 14:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздничной ярмарки (изучение культуры Коми) «Зарни ар» («Золотая осень»)» (включая файлы) размещена пользователем Верочка Жужома (УИ 966026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД