Получи документы

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»

Анна Семёнова
Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край».

Цель: дать детям представление об особенностях культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Публикация «Сценарий праздника для детей средний группы „Приходи весна в наш Мордовский край“» размещена в разделах

Образовательные: Познакомить детей с традициями и календарно-обрядовыми праздниками своего народа и стимулировать к ним интерес. Закрепить и уточнить знания и представления о перелетных птицах.

Развивающие: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через заклички, подвижные игры, стихи, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Развивать умения наблюдать и описывать, углублять и уточнять знания о перелетных птицах весны. Способствовать развитию любознательности, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных птицах.

Воспитательные: Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре. Формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Условия и особенности реализации мероприятия: Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми средней группы для ознакомления с мордовскими праздниками и приуроченных к ним устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Место проведения: Музыкальный зал.

Участники:Воспитатели,дети средней группы, родители.

Музыкальное оформление: Н. Рузанкина «Луга лангсо», А. Рыбников «Бежит, бежит ручеек», детская песенка «Весна красна идет», хоровод- инсценировка «Селека» (мордовская народная песня, Р. С. Зорькина «Минь листяно улицяв».

Художественное оформление, реквизиты, костюмы:

В зале развешены картинки с изображением птиц, деревьев, на лицевой стене зала образ русской и мордовской женщины символизирующие встречу весны. Маски дятла, ласточки, жаворонка. Картинки с изображением гнезд птиц для игры.

(Под музыкальное сопровождение Н. Рузанкина «Луга лангсо»)

Дети выходят в цент зала

Ведущий: Шумбратадо, ялгат!

Здравствуйте, дети!

Дети. Шумбратадо!

1ребё нок:

Что за славный денек

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот,

Петь, шутить хороводы водить,

Весну красную веселить.

2 ребенок:

Идёт Матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл,

Всех друзей привёл.

3 ребенок:

А за ним апрель

Отворяй пошире дверь.

А потом придёт и май,

В наш родной мордовский край!

(Народный фольклор)

4 ребенок:

Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.

Ванды карми мазый мартось. Завтра будет красивый март.

Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо.

Посидим рядком, да поговорим ладком!

Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского и мордовского народа.

А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.

И говорили в старину так:

Солнышко, выгляни, красное высвяти!

К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

Давайте, детушки мои, послушаем, как мордовские дети в старину кликали весну!

«Маней тей, тей, тей, …

Экше- тов, тов, тов, …

Манеинтень- мазый ал,

А экшентень- кши кочом!

А на русском- это звучит так:

Ясное- сюда, сюда, сюда

Ветерок- туда, туда, туда

Светлому- красивое яйцо,

А ветерку- хлеба кусочек!

Воспитатель: Мордовский народ закликал не только весну, но и перелётных птиц, как вестников благодатной весны которые, как считалось, весну приносили на своих крылышках. Люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков».

Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран (края) .

«Загадывание загадок»

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о каких птицах идет речь:

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

(Выходит ребенок в маске ласточки и рассказывает про ласточку).

Ребенок -Ласточка:

Я – ласточка и моя жизнь связана с человеком. Свое гнездо не вью, а леплю из комочков глины, песка вперемежку с травой. А домик устраиваю под крышей домов.

Ведущий:

Хоть и скромен с виду он

Пестренькие перья, маленький носок.

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет

Раньше всех из птиц встаёт,

Всю весну и лето песенки поет

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют?.

(Жаворонок)

Ребенок -Жаворонок:

Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я делаю в земле, вью его из стеблей травы, корешков, а во внутрь кладу мягкий слой пуха и шерсти животных.

Ведущий:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор".

(Дятел)

Ребенок-Дятел:

Я, дятел- санитар леса. Хорошо устроился в дупле, которое я каждый год меняю.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Чье гнездо?».

(Дети, прослушав рассказы про птиц,ищут соответствующие им гнезда, по картинкам).

Ребята, назовите мне,еще раз какие птицы прилетают весною из жарких стран?

Дети; Ласточка, грачи, соловей, скворец, кукушка, жаворонок.

Воспитатель: А как мы их назовем одним словом?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю. И одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.

И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”.

Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».

Послушайте голос жаворонка. (запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»

( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)

Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

«В наших домиках будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье».

Игра «Жаворонки в гнездах»

Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.

Проходите на лавочки. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.

В день праздника мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен. Вот и я вам сегодня испекла жаворонков, мы с вами будем весну кликать!

Дети (поют закличку) :

Норовжорчт, ливтеде! Жаворонки, прилетите!

Якшамо теленть панеде! Студену зиму прогоните!

Лембе тундонть кандынк! Теплу весну принесите!

Телесь миненек налкставсь, Зима нам надоела,

Весе кшинек сэвизе! Весь хлеб у нас поела!

Очень много традиций и обрядов у мордвы. Весна наступала медленно, чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, мордовский народ зазывал весну. Давайте и мы с вами споём весеннюю закличку.

Дети: (закликают)

Тундо, тундо, сак,сак! Весна, весна приди!

Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!

Лямбе пиземе кант, кант! Теплый дождь нам принеси!

Сэрей товзюрот каст, каст! Высокую пшеницу вырасти!

Весну созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки –Сезяканьчи. Сезяка- это птица, которая никуда не улетает на зиму и все зимние холода и морозы переживала.

(Дети в масках сороки выходят в центр зала и инсценируют сценку)

Инсценировка «Сезяка» («Сорока»).

1 ребё нок: -Вай,сезяка, сезяка. Мекс пулынеть кувака?

(- Сорока, сорока. Почему у тебя такой длинный хвост?

2 ребё нок: -Мекс пулынем кувака? Пулось-те монь рулем.

(Почему у меня такой длинный хвост? Хвост - это мой руль.

Ведущий:

Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву - покровительницу ветра и Виряву- покровительницу воды.

Ребенок:

Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!

Сась, сасьтундось, Пришла, пришла весна,

Тусьтундонь, чадыведесь! Пришло весеннее половодье!

Ива - Вась! Ива - Вась!

Ведущий:

Весной очень много ручейков бегут по дорогам, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек».

(Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару).

(Звучит детская песенка «Бежит, бежит ручеек»).

(Пока дети играют в игру, Весна готовится к выходу).

(Звучит детская песенка «Весна-красна идет»)

Весна :

- Шумбратадо, эйкакшт! А ванна мон, мазый тундось. Ламоксть тынь монь тердиде. Мон сынь тыненк инжекс. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морама.

(Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).

«Минь листяно улицяв»

1. Минь листяно улицяв,

Карматано морамо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

2. Карматано морамо

Дыцюлкасо, котасо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

1. Выйдем мы на улицу,

Будем вместе песни петь,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь.

2. И в чулках, и в сапогах,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь

Да в сапожках новеньких,

Да в рубашках беленьких

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Да в рубашках беленьких.

Ведущий: Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!

(Весна раздает детям выпечку жаворонки и все уходят в группу

Литература:

1. Исайкина, А. И. Лихтибряня / А. И. Исайкина. - Саранск, Мордовское книжное издательствоь, 1992.– 100 с.

2. Карпушина,Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора / Л. П. Карпушина. - Саранск, МРИПКРО, 1996. – 87 с.

3. Детские загадки о птицах. – Режим доступа: https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/. – Загл. с экрана.

4. Мордовский фольклор // Сятко. – 2016. – № 1. – С. 15–16.

5. Мордовский фольклор //Сятко. – 2016. – № 1. – С. 7–8.

6. Зорькина, Р. С. Шумбрачи, тиринь мастором / Р. С. Зорькина. - Саранск, Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 116 с.

7. Борисов, А. Детский фольклор / А. Борисов. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973. – 37 с.

Публикации по теме:

«Мамина весна». Сценарий праздника для второй младшей группы «Мамина Весна» Утренник для 2 младшей группы. Под торжественную музыку дети парами входят в зад, встают полукругом. Вед. Весна шагает по.

Конспект НОД «Приходи скорей, Весна, в наши северные края!» для детей подготовительной группы Цель: формирование у детей музыкально-эстетического вкуса и творческих способностей, вовлекая их в мир музыки и приобщая к музыкальной культуре.

НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край» Задачи: Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных,.

Проект «Ярче, солнышко, свети, Весна-красна, приходи!» для детей младшей группы Проект «Ярче, солнышко, свети, Весна-красна, приходи!» Дни повеселели, солнышку не спится. Птички радостно запели в марте к нам весна стучится.

Проект на тему «Наш Край», старшая и подготовительная группы Название проекта «Наш край» Тип проекта Информационно – практический Возраст детей 5 – 7 лет Продолжительность проектной деятельности:.

Сценарий праздника в День Земли для второй младшей группы «Наш дом — Земля» Сценарий праздника «Наш дом – Земля» Цель: формировать бережное отношение к нашей планете. Задачи: развивать представление о жизни на Земле,.

Сценарий праздника «К нам пришла Весна» для детей младшей группы Сценарий праздника «К нам пришла Весна» для детей младшей группы Дети заходят в зал под музыку "Светит солнышко для всех" Ведущая: Праздник.

Сценарий праздника «Весна-Красна в гостях» для детей первой младшей группы детского сада Сценарий праздника «Весна-Красна в гостях» для детей 1 младшей группы детского сада Действующие лица Взрослые: - Ведущая - Весна Дети.

Сценарий весеннего праздника для детей инклюзивной группы «Весна — красна идёт!» Сценарий весеннего праздника «Весна – красна идёт» в инклюзивной группе. Ведущий. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой – улей Пчела.

Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край»Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край» Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 10:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД