Приложение МААМ

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»

Анна Семёнова
Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край».

Цель: дать детям представление об особенностях культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Публикация «Сценарий праздника для детей средний группы „Приходи весна в наш Мордовский край“» размещена в разделах

Образовательные: Познакомить детей с традициями и календарно-обрядовыми праздниками своего народа и стимулировать к ним интерес. Закрепить и уточнить знания и представления о перелетных птицах.

Развивающие: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через заклички, подвижные игры, стихи, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Развивать умения наблюдать и описывать, углублять и уточнять знания о перелетных птицах весны. Способствовать развитию любознательности, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных птицах.

Воспитательные: Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре. Формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Условия и особенности реализации мероприятия: Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми средней группы для ознакомления с мордовскими праздниками и приуроченных к ним устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Место проведения: Музыкальный зал.

Участники:Воспитатели,дети средней группы, родители.

Музыкальное оформление: Н. Рузанкина «Луга лангсо», А. Рыбников «Бежит, бежит ручеек», детская песенка «Весна красна идет», хоровод- инсценировка «Селека» (мордовская народная песня, Р. С. Зорькина «Минь листяно улицяв».

Художественное оформление, реквизиты, костюмы:

В зале развешены картинки с изображением птиц, деревьев, на лицевой стене зала образ русской и мордовской женщины символизирующие встречу весны. Маски дятла, ласточки, жаворонка. Картинки с изображением гнезд птиц для игры.

(Под музыкальное сопровождение Н. Рузанкина «Луга лангсо»)

Дети выходят в цент зала

Ведущий: Шумбратадо, ялгат!

Здравствуйте, дети!

Дети. Шумбратадо!

1ребё нок:

Что за славный денек

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот,

Петь, шутить хороводы водить,

Весну красную веселить.

2 ребенок:

Идёт Матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл,

Всех друзей привёл.

3 ребенок:

А за ним апрель

Отворяй пошире дверь.

А потом придёт и май,

В наш родной мордовский край!

(Народный фольклор)

4 ребенок:

Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.

Ванды карми мазый мартось. Завтра будет красивый март.

Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо.

Посидим рядком, да поговорим ладком!

Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского и мордовского народа.

А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.

И говорили в старину так:

Солнышко, выгляни, красное высвяти!

К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

Давайте, детушки мои, послушаем, как мордовские дети в старину кликали весну!

«Маней тей, тей, тей, …

Экше- тов, тов, тов, …

Манеинтень- мазый ал,

А экшентень- кши кочом!

А на русском- это звучит так:

Ясное- сюда, сюда, сюда

Ветерок- туда, туда, туда

Светлому- красивое яйцо,

А ветерку- хлеба кусочек!

Воспитатель: Мордовский народ закликал не только весну, но и перелётных птиц, как вестников благодатной весны которые, как считалось, весну приносили на своих крылышках. Люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков».

Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран (края) .

«Загадывание загадок»

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о каких птицах идет речь:

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

(Выходит ребенок в маске ласточки и рассказывает про ласточку).

Ребенок -Ласточка:

Я – ласточка и моя жизнь связана с человеком. Свое гнездо не вью, а леплю из комочков глины, песка вперемежку с травой. А домик устраиваю под крышей домов.

Ведущий:

Хоть и скромен с виду он

Пестренькие перья, маленький носок.

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет

Раньше всех из птиц встаёт,

Всю весну и лето песенки поет

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют?.

(Жаворонок)

Ребенок -Жаворонок:

Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я делаю в земле, вью его из стеблей травы, корешков, а во внутрь кладу мягкий слой пуха и шерсти животных.

Ведущий:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор".

(Дятел)

Ребенок-Дятел:

Я, дятел- санитар леса. Хорошо устроился в дупле, которое я каждый год меняю.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Чье гнездо?».

(Дети, прослушав рассказы про птиц,ищут соответствующие им гнезда, по картинкам).

Ребята, назовите мне,еще раз какие птицы прилетают весною из жарких стран?

Дети; Ласточка, грачи, соловей, скворец, кукушка, жаворонок.

Воспитатель: А как мы их назовем одним словом?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю. И одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.

И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”.

Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».

Послушайте голос жаворонка. (запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»

( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)

Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

«В наших домиках будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье».

Игра «Жаворонки в гнездах»

Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.

Проходите на лавочки. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.

В день праздника мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен. Вот и я вам сегодня испекла жаворонков, мы с вами будем весну кликать!

Дети (поют закличку) :

Норовжорчт, ливтеде! Жаворонки, прилетите!

Якшамо теленть панеде! Студену зиму прогоните!

Лембе тундонть кандынк! Теплу весну принесите!

Телесь миненек налкставсь, Зима нам надоела,

Весе кшинек сэвизе! Весь хлеб у нас поела!

Очень много традиций и обрядов у мордвы. Весна наступала медленно, чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, мордовский народ зазывал весну. Давайте и мы с вами споём весеннюю закличку.

Дети: (закликают)

Тундо, тундо, сак,сак! Весна, весна приди!

Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!

Лямбе пиземе кант, кант! Теплый дождь нам принеси!

Сэрей товзюрот каст, каст! Высокую пшеницу вырасти!

Весну созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки –Сезяканьчи. Сезяка- это птица, которая никуда не улетает на зиму и все зимние холода и морозы переживала.

(Дети в масках сороки выходят в центр зала и инсценируют сценку)

Инсценировка «Сезяка» («Сорока»).

1 ребё нок: -Вай,сезяка, сезяка. Мекс пулынеть кувака?

(- Сорока, сорока. Почему у тебя такой длинный хвост?

2 ребё нок: -Мекс пулынем кувака? Пулось-те монь рулем.

(Почему у меня такой длинный хвост? Хвост - это мой руль.

Ведущий:

Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву - покровительницу ветра и Виряву- покровительницу воды.

Ребенок:

Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!

Сась, сасьтундось, Пришла, пришла весна,

Тусьтундонь, чадыведесь! Пришло весеннее половодье!

Ива - Вась! Ива - Вась!

Ведущий:

Весной очень много ручейков бегут по дорогам, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек».

(Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару).

(Звучит детская песенка «Бежит, бежит ручеек»).

(Пока дети играют в игру, Весна готовится к выходу).

(Звучит детская песенка «Весна-красна идет»)

Весна :

- Шумбратадо, эйкакшт! А ванна мон, мазый тундось. Ламоксть тынь монь тердиде. Мон сынь тыненк инжекс. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морама.

(Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).

«Минь листяно улицяв»

1. Минь листяно улицяв,

Карматано морамо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

2. Карматано морамо

Дыцюлкасо, котасо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

1. Выйдем мы на улицу,

Будем вместе песни петь,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь.

2. И в чулках, и в сапогах,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь

Да в сапожках новеньких,

Да в рубашках беленьких

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Да в рубашках беленьких.

Ведущий: Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!

(Весна раздает детям выпечку жаворонки и все уходят в группу

Литература:

1. Исайкина, А. И. Лихтибряня / А. И. Исайкина. - Саранск, Мордовское книжное издательствоь, 1992.– 100 с.

2. Карпушина,Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора / Л. П. Карпушина. - Саранск, МРИПКРО, 1996. – 87 с.

3. Детские загадки о птицах. – Режим доступа: https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/. – Загл. с экрана.

4. Мордовский фольклор // Сятко. – 2016. – № 1. – С. 15–16.

5. Мордовский фольклор //Сятко. – 2016. – № 1. – С. 7–8.

6. Зорькина, Р. С. Шумбрачи, тиринь мастором / Р. С. Зорькина. - Саранск, Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 116 с.

7. Борисов, А. Детский фольклор / А. Борисов. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973. – 37 с.

Публикации по теме:

«Мамина весна». Сценарий праздника для второй младшей группы «Мамина Весна» Утренник для 2 младшей группы. Под торжественную музыку дети парами входят в зад, встают полукругом. Вед. Весна шагает по.

Конспект НОД «Приходи скорей, Весна, в наши северные края!» для детей подготовительной группы Цель: формирование у детей музыкально-эстетического вкуса и творческих способностей, вовлекая их в мир музыки и приобщая к музыкальной культуре.

НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край» Задачи: Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных,.

Проект «Ярче, солнышко, свети, Весна-красна, приходи!» для детей младшей группы Проект «Ярче, солнышко, свети, Весна-красна, приходи!» Дни повеселели, солнышку не спится. Птички радостно запели в марте к нам весна стучится.

Проект на тему «Наш Край», старшая и подготовительная группы Название проекта «Наш край» Тип проекта Информационно – практический Возраст детей 5 – 7 лет Продолжительность проектной деятельности:.

Сценарий праздника в День Земли для второй младшей группы «Наш дом — Земля» Сценарий праздника «Наш дом – Земля» Цель: формировать бережное отношение к нашей планете. Задачи: развивать представление о жизни на Земле,.

Сценарий праздника «К нам пришла Весна» для детей младшей группы Сценарий праздника «К нам пришла Весна» для детей младшей группы Дети заходят в зал под музыку "Светит солнышко для всех" Ведущая: Праздник.

Сценарий праздника «Весна-Красна в гостях» для детей первой младшей группы детского сада Сценарий праздника «Весна-Красна в гостях» для детей 1 младшей группы детского сада Действующие лица Взрослые: - Ведущая - Весна Дети.

Сценарий весеннего праздника для детей инклюзивной группы «Весна — красна идёт!» Сценарий весеннего праздника «Весна – красна идёт» в инклюзивной группе. Ведущий. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой – улей Пчела.

Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край»Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край» Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 10:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Семёнова (УИ 1080153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД