Людмила Лецу
Сценарий праздника «В шахматном королевстве» для 3–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы: материал для учителей начальной школы для внеклассной работы.
Форма: празднично-конкурсная программа.
Возраст: учащиеся 3-4 классов.
Публикация «Сценарий праздника „В шахматном королевстве“ для 3–4 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели и задачи:
Образовательные:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- развитие нестандартного мышления;
- активизация мыслительной деятельности.
Воспитательные:
- укрепление дружеских связей детей и родителей;
- приобретение таких качеств как настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах, спокойствие;
Развивающие:
- способность осуществлять анализ и синтез;
- умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование: декорация, костюмы для ведущих, корона для ферзя, карточки с заданиями для игроков, музыкальный центр, фонограммы.
Предполагаемые результаты:
Познавательные УУД:
- способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
- способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
- умение поддерживать цель деятельности до получения её результата;
- способность анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
- стремление оценивать результаты деятельности.
Личностные УУД:
- проявление понимания ценностей культур других народов и уважения к ним;
- способность анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
- умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- стремление проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, оказывать помощь.
Ход праздника:
Звучит музыка. В зале стоит трон. Игроки заняли свои места. Выходят шахматный король и ладья (ведущая) .
Король (идёт к трону) :
- Горе мне, горе! Конница побита, слоны в плену! Противник взял под стражу моего самого главного помощника – Ферзя! Всё, иду врукопашную! (Закатывает рукава.) Хватит отсиживаться в штабе. Командовать уже некем!
(Разводит руками.)
Ладья:
-Ваше величество, не горячитесь (Усаживает короля на трон.) У Вас есть на кого положиться! Посмотрите в окно (показывает в сторону игроков) – Вас охраняют пешки!
Король (разочарованно) :
- Пешки? Как они смогут противостоять армии неприятеля?
Ладья:
- Как, Вы не знаете главного преимущества пешек перед другими фигурами! Каждая из них, пройдя свою звёздную дорожку, может стать самой сильной фигурой - ферзём!
Король :
- Ты думаешь, они захотят преодолевать препятствия, чтобы стать ферзём? Это же самая опасная служба!
Ладья:
- Ваше величество, да какая же пешка не мечтает стать ферзём! Я предлагаю выбрать кандидата на эту должность!
Король :
- Очень хорошо. Это единственное спасение моего королевства! (Король садится за стол, где уже сидят члены жюри.)
Ладья:
- Друзья, объявляю начало конкурса! Представляю Вам игроков (называются имена участников). Король возглавляет жюри в составе (называются имена членов жюри).
1 тур. Разминка.
Ладья (обращаясь к игрокам) :
- Вам необходимо сыграть свою игру и пройти по дорожке. Если вы отвечаете правильно, то делаете ход вперёд, если ошибаетесь, то остаётесь на своём месте. Помните девиз пешек: «Только вперёд, ни шагу назад!» (По очереди задаёт игрокам вопросы.)
1. На каком поле трава не растёт? (на шахматном)
2. Кто ходит сидя? (шахматист)
3. Какой слон без носа? (шахматный)
4. Из каких досок не строят дома? (из шахматных)
5. В каких клетках на держат зверей? (в шахматных)
6. Какой король не умеет говорить? (шахматный)
7. Что за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматная)
8. Что больше – шахматная доска или шахматное поле? (шахматная доска)
Ладья:
- Молодцы! Разминка прошла успешно! Перейдём ко второму туру.
2 тур. «Да» и «Нет».
Ладья:
- На этом этапе соревнований вы должны кратко отвечать на вопросы –либо «да», либо «нет». (По очереди задаёт игрокам вопросы.)
1. Могут ли белые рокироваться, если хотя бы одна чёрная ладья сделала ход? (да)
2. Король делает рокировку под шах? (нет)
3. Ладья при рокировке идёт через битое поле? (да)
4. Может ли чёрная пешка побить чёрного коня? (нет)
5. Может ли белый конь перепрыгнуть через чёрные фигуры? (да)
6. Пешка бьёт прямо? (нет)
7. Ходит ли слон с белого поля на чёрное? (нет)
8. Ходит ли конь с белого поля на чёрное? (да)
Ладья:
- И с этим вы справились! Очень хорошо! Но наши задания усложняются.
3 тур. Сосчитай-ка!
Ладья:
- Сейчас надо будет показать своё умение быстро считать. (По очереди задаёт игрокам вопросы.)
1. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8)
2. Сколько всего пешек встречается в самом начале игры на шахматной доске? (8 белых и 8 чёрных)
3. Сколько различных ходов может сделать ферзь из центра шахматной доски? (27)
4. Сколько полей в самой короткой диагонали? (2)
5. Сколько белых полей в 3-й горизонтали? (4)
6. Какое наименьшее количество ходов должна сделать ладья, чтобы обойти всю шахматную доску по периметру? (4)
7. Сколько чёрных полей в самой длинной диагонали? (8)
8. Сколько различных ходов может сделать король из своего первоначального положения? (0)
Ладья:
- Снова молодцы! Перейдём к 4 туру теоретической части нашего праздника.
4 тур. Путешествие во времени и пространстве.
Ладья:
- А теперь немного истории. Правила игры в этом туре меняются: отвечает тот, кто первым поднимет руку. (Задаёт игрокам вопросы.)
1. Какая страна является Родиной шахмат? (Индия)
2. Как называется игра, которая стала прототипом шахмат? (чатуранга)
3. Кто преобразовал чатурангу и ввёл основные правила шахматной игры? (арабы)
4. Какую плату потребовал индийский мудрец у раджи за изобретение игры? (за первое поле шахматной доски ему дали одно зёрнышко, за второе –два, за третье- четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д. ; во всём мире не нашлось бы столько зёрен)
5. В каком году был проведён первый чемпионат мира по шахматам? (в 1886 г.)
6. Что такое мансуба? (древний аналог шахматной задачи, этюда)
7. Сколько всего было чемпионов мира по шахматам с 1886 года по настоящее время? (по состоянию на 2016 год – 16)
8. «Пешки - душа шахмат, только они создают атаку и защиту, от хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Чьи это слова? (Филидора)
Ладья:
- Друзья, вы достойно сражались в этом туре! Настало время перейти к практическим занятиям.
5 тур. Реши задачи.
- Каждый из вас должен решить шахматную задачу и поставить мат в 2 хода. Белые начинают. (Каждому игроку раздаётся лист с задачами, см. презентацию).
Пока игроки решают задачи, проводится игра с залом.
Ладья:
- А сейчас играют болельщики!
Сделай паузу в игре,
Подскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
1. У него большая роль,
А зовут его … (король)
2. Не фигура, а насмешка,
Это - маленькая … (пешка)
3. Шустрый, быстрый, как огонь,
Шахматный, но всё же … (конь)
4. Есть сестра у корабля -
Очень важная … (ладья)
5. Не отвесит нам поклон
Шахматный серьёзный … (слон)
6. Главный в войске этом есть,
Называется он … (ферзь)
7. Если ты играешь ловко,
Быстро делай … (рокировку)
8. Королю ещё не крах,
Если ты заметил …. (шах)
9. Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)
10. Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)
Ладья:
- Болельщики с лёгкостью отгадали все слова. Давайте посмотрим, как дела у наших игроков. Успели они решить задачи? Жюри, прошу вас оценить работы и подвести итог игры.
Звучит музыка. Жюри объявляет победителей и награждает их.
Король (обращается к игроку, занявшему первое место) :
- Друг мой, я торжественно присваиваю Вам новое звание. Теперь Вы мой заместитель (надевает корону победителю игры, поздравляю Вас!