МААМ-картинки

Система математического образования в ДОУ. Сценарий проведения общего родительского собрания в детском саду

Елена Смирнова
Система математического образования в ДОУ. Сценарий проведения общего родительского собрания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Моя математика (презентация в стадии разработки)

Дата проведения :18 апреля 2013 года

Цель:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников.

2. Оказать педагогическую, информационную и практическую помощь в развитии элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.

Публикация «Система математического образования в ДОУ, Сценарий проведения общего родительского собрания в детском саду» размещена в разделах

3. Вооружить участников собрания конкретными результативными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими математическому развитию детей.

4. Установить тесный контакт детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

Материал :

мультимедийный проектор, экран;

видеоматериалы совместной деятельности взрослого и детей;

программно-методическое обеспечение по развитию математических представлений;

дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия;

презентация, карточки с заданиями «Конкурса маленьких интеллектуалов – 2010»;

листы бумаги, ручки, карандаши;

памятки родителям;

анкеты.

Фишки разной формы и цвета для голосования.

Кармашки соответствующего фишкам цвета.

Предварительная работа:

съемка совместной деятельности воспитателя и детей всех возрастных групп;

разработка содержания и оформление памятки для родителей;

подбор литературы и наглядного материала для организации выставки.

Ход:

Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Я – Смирнова Елена Викторовна, старший воспитатель детского сада. Педагогический стаж моей работы 17 лет, из них восемь лет в должности старшего воспитателя.

Приятно, что вы выбрали время, чтобы прийти сюда, значит, вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребенка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.

Сегодня мы предлагаем обсудить вопросы развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Но сначала небольшая разминка для вас. Начну с того, что в нашем городе уже семь лет проходит муниципальный конкурс маленьких интеллектуалов среди детей подготовительных к школе групп детских садов города. Детям предлагаются задания на логическое, творческое мышление и пространственное воображение. Все задания непосредственно связаны с математикой. Предлагаем и вам проверить свои математические способности… (Родителям предлагаются задания с «Конкурса маленьких интеллектуалов» 2010 года).

Немного теории. Для ребенка – дошкольника математика – это особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Математика – это своего рода «выдумка без обмана», это мир идей. Ребенок хорошо умеет отличать мир сказки от мира бытовой жизни. Также он может отличать мир математики «самой по себе» от мира физических предметов. Число пять может проявить себя в виде пяти яблок, монеты, пяти пальцев на руке, в виде возраста пяти лет или отметки в дневнике.

Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцам руки. Фиксирование внимания ребенка исключительно на количественной характеристике числа неправомерно и затрудняет впоследствии формирование абстрактной идеи числа.

Именно поэтому мы предлагаем говорить детям о математике как особом мире, который существует, прежде всего, в сознании людей. Педагог при этом становится проводником в этом мир и рассказывает ребенку о законах существования чисел и фигур.

Ребенок познает мир с помощью органов чувств и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация – с эмоциями. Мы предлагаем обращать внимание ребенка на те проявления числа или формы, которые интересны, красивы и неслучайны. Например, число лепестков цветка, форма раковины моллюсков, композиционное построение произведения живописи – везде мы можем найти числа и фигуры.

От теории к практике. Программа РАДУГА – комплексная программа воспитания, образования и развития от 2-х до 7-ми лет в условиях детского сада ставит задачу обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе. Авторы программы считают необходимым гуманизацию дошкольного математического образования, то есть:

создание условий для обеспечения развития логического мышления и воображения каждого ребенка;

введение детей в математику, как особую реальность, рассматривая математические символы и понятия как специфический язык, отражающий эту реальность;

создание непрерывной системы математического образования.

организация индивидуального подхода, создание условий для полноценного развития (три уровня развития).

Система математического образования включает в себя следующие разделы:

1. Количество и счет (представление о числе).

2. Величина.

3. Форма.

4. Ориентировка в пространстве.

5. Ориентировка во времени.

Я постараюсь коротко рассказать о содержании разделов по возрастам, чтобы вы имели представление. А затем мы предлагаем вам посмотреть видеоматериал совместной деятельности по математическому развитию с детьми нашего детского сада.

Начнем с первого раздела.

1. Количество и счет. В младшей группе можно дать детям первые представления о числе, если научить различать количества в пределах пяти на основе распознавания на глаз без пересчета (один и много).

В среднем возрасте – знакомство с числами первого десятка с использованием приема одушевления (математический театр, истории-мифы о числах).

Знакомство с арифметическими действиями и переход к составлению решению задач требуют способности удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий, которая проявляется к пяти годам. Дети знакомятся с числовой прямой, представление о которой они могут использовать на протяжении обучения математике в любом классе. Кроме этого решают примеры, знакомятся с четырьмя арифметическими действиями: сложение, вычитание, умножение и деление. Смотрим видеоролик.

2. Форма (формирование геометрических представлений).

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Дети младшей группы учатся различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Каждая фигура познается в сравнении с другой. Сначала дети обследуют фигуру осязательно-двигательным путем (то есть руками, глазами, пробуют «прокатить круг, квадрат, треугольник…», при этом используют фигуры разного цвета и размера. Затем дети узнают фигуру, показанную воспитателем, называют ее, действуют с фигурами по указанию взрослого: дай мишке круг, а Петрушке квадрат, какой фигуры не стало, найди свой домик.

Дети средней группы группируют фигуры разного цвета и размера. Взрослый называет фигуру, дети подбирают аналогичную, большего или меньшего размера; сравнивают ее по величине (на глаз, либо накладывая друг на друга.

Сравнивают по количеству, каких фигур больше, каких меньше? Поровну ли у тебя квадратов и треугольников? Дети знакомятся с прямоугольником, шаром, кубом, цилиндром, сравнивая их с уже известными (например, прямоугольник с квадратом).

В старшей группе дети знакомятся с четырехугольниками. Группируют фигуры, формируют обобщение. В итоге дети приходят к общему выводу, что квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция имеют по 4 вершины, 4 стороны и 4 угла и являются четырехугольниками. Детям дают известные фигуры и предлагают руками обследовать их границы, затем подумать: чем они отличаются друг от друга, а что у них одинаковое. Дети показывают границы фигуры и саму фигуру (ее внутреннюю область); заштриховывают саму фигуру красным цветом, а ее границы – синим. Сравнивают форму предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. Учатся составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из 2-х треугольников можно сложить квадрат.

Знания о геометрических фигурах в подготовительной к школе группе расширяются, углубляются и систематизируются. Дети знакомятся с многоугольниками (пяти, шести, восьми., упражняются в рисовании знакомых фигур на бумаге в клетку.

Дети упражняются в делении фигур на части путем складывания с целью создания новых фигур. Таким образом, дети узнают, что одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении, а понятие «четырехугольник» является обобщением квадрата, прямоугольника, трапеции, ромба, параллелограмма; в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пяти-, шестиугольники независимо от цвета и размера.

3. Величина.

Что касается раздела «величина», то исходным в работе с детьми младшего возраста является обследование. Дети учатся сравнивать два плоских предмета способом наложения или приложения; усваивают понятия длина, высота, ширина, толщина.

В средней группе дети учатся сравнивать 3-5 предметов менее контрастных по размеру. Овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени. Сначала дети учатся раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом; затем по правилу: начинай с самого длинного бруска и т. д. дети учатся сравнивать плоские предметы по длине, ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины). Большое внимание уделяется развитию глазомера: дети находят из 4-5 предметов равный по своим размерам образцу (найди такой же длины) или большего -меньшего размера (найди длиннее, короче и т. д.). Формируется представление о трехмерности предметов, определяется длина, ширина и высота у предметов мебели, строительного материала, конструктивных поделок и др. В результате дети понимают, что большим или меньшим предметом называют в зависимости от размера всех трех измерений.

В старшем дошкольном возрасте дети упорядочивают предметы по длине, ширине, высоте и объему в целом. Количество предметов увеличивается до 10, а разница их размеров уменьшается до 1 см. усложнением является то, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (сначала разложи палочки по длине, затем – по толщине). Дети сравнивают указанный предмет со всеми предшествующими и последующими предметами.

Дети определяют на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец. Детям предлагаются игры – упражнения, требующие смекалки и сообразительности. «Кто выше?» (на слайд).

Смотрим видеоролик.

4. Пространство.

Работа с малышами в разделе «ориентировка в пространстве» начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: там, где лицо – вперед, спина – сзади, правая рука – направо, левая рука – налево, то есть ориентировка «на себе». Затем становится возможной ориентировка «от себя» : впереди меня, позади меня, справа от меня, слева от меня, вверху, внизу.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения (по какой стороне тротуара идти, как переходить0 улицу и т. д.) Дети подготовительной к школе группы безошибочно устанавливают пространственное отношение между собой и предметами, между самими предметами, ориентируются на листе бумаги.

Дети осваивают предлоги: на, в, сзади, впереди, за, напротив, посреди, вне, вокруг, к, из, из-за, через, вдоль, поперек и т. д. Наречия: сюда, туда, налево, направо, влево, вправо, вперед, назад, наверх, вниз, внутри, наружу, издалека, отовсюду, извне, здесь, везде, всюду, повсюду, снаружи и т. д.

Ведется работа по обучению ориентироваться на плоскости, листе бумаги. Детям предлагают зрительный диктант и графический диктант.

5. Время.

И совсем немного о разделе «Ориентировка во времени». Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

В младшей группе дети распознают и называют части суток (утро, день, вечер, ночь).

В средней группе знания расширяются, формируются представления о последовательности частей суток. Дети знакомятся с чередованием трех суток и значением слов: вчера, сегодня, завтра.

В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся знаний дети знакомятся с неделей, месяцами, годом с помощью календаря. Знакомятся с длительностью таких мер времени как 1 минута, 3,5,10 минут, полчаса, час. Учатся пользоваться песочными и обычными часами.

Смотрим видеоролик.

Итог. Сегодня мы коротко прошлись по курсу развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Итогом работы детского сада является мониторинг освоения детьми ООП. Для вас мы подготовили буклеты, в которых прописали, что может ребенок каждой возрастной группы в конце учебного года. Надеемся, что информация казалась для вас полезной, на дальнейшее сотрудничество с детским садом в вопросе математического развития детей.

На столах вы можете посмотреть дидактические материалы, игры, пособия, познакомиться с методической литературой, которую мы используем в работе с детьми. Если сегодняшнее собрание оказалось для вас полезным, на выходе опустите зеленую фишку в кармашек, если вам не понравилось и вы считаете, что вам это не пригодится, опустите красную фишку. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система математического образования в ДОУ. Сценарий проведения общего родительского собрания в детском саду
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 01:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система математического образования в ДОУ. Сценарий проведения общего родительского собрания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова (УИ 93323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД