Приложение МААМ

Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»

Ирина Маслова
Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ай, да Березка

(Развлечение на участке для детей старшего дошкольного возраста)

Проводится накануне празднования Дня России.

Цель: Дать детям понятие о том, что береза - символ России.

Задачи:

- развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы;

- продолжать развивать музыкальный, поэтический слух;

Публикация «Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста „Ай да березка!“» размещена в разделах

- познакомить детей со значением, назначением и пользой березы для жизни людей.

- познакомить с произведениями русских поэтов, композиторов, писавших о березе.

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических и музыкальных произведений;

- Закрепить навыки и умения детей в «рисование ладошками»;

- активизировать коммуникативные умения детей;

- продолжать воспитывать у детей любовь к своей родине, чувство патриотизма;

- воспитывать у детей чувство «прекрасного»;

Предварительная работа: совместный проект «Детский сад – семья «До чего ж ты хороша, Русская Береза : родители вместе с детьми изготовляют различные березовые деревья из разного материала; дети разучивают стихотворения о березе (П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля»; В. Туркин «Береза»; Г. Тумарев «Березы», В. Рождественский «Береза»; песни о березе (Архипова «Березка», «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова, «Ай, да Березка» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой, разучивание с детьми русской народной игры «Горелки».

Материалы и оборудование: разноцветные шелковые ленты, макеты березовых деревьев, изготовленных родителями, совместно с детьми, из разных материалов, тексты стихотворений и загадок, написанных на карточках – «березовых листочках», баян, магнитофон и аудиозаписи русской народной мелодии «Камаринский» и русской народной песни «Во поле береза стояла», костюмы скомороха и березы, бруски для физкультминутки, для беседы о пользе березы : деготь, дегтярное мыло, шампунь, крем или маска, изготовленные с использованием продуктов березы, упаковка аскорбиновой кислоты, активированного угля, коробочка с листьями или почками березы из аптеки, березовое полешко и лучинка, посуда из березы, лапти, кусочек бересты, пачка березового сока, мольберты (3-4 штуки, листы ватмана с изображением березовых стволов (3-4 штуки, гуашь (по количеству детей, тарелочки для разведения гуаши (по количеству детей, тазы с водой и полотенца, для мытья рук после рисования, мешок, украшенный в русском народном стиле, пачки березового сока и пряники по количеству детей.

Ход развлечения.

Воспитатель (в группе) : Дети, а кто знает, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. День России! А, вы, знаете, как в старину называли Россию?

Ответы детей.

Воспитатель: Русь. Русь-матушка. А какие символы России вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, и герб, и флаг, и гимн России являются ее символами. Но у России, а точнее у Руси есть еще один важный символ, а какой, вы узнаете из моей загадки.

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки-подростки

Белоствольные…

(Березки)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, это береза. На Руси береза всегда была любимым деревом. Люди верили, что она могла исполнять желания, охранять от несчастий. Поэтому из березы детям делали колыбельки. Ребята, а у вас есть заветные желания?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться в путешествие в старую Русь к березке, украсить ее лентами и загадать желания, а еще подарить ей наши подарки, березки, которые вы сделали со своими родителями. Вы, согласны? (Ответы детей). Тогда берем ленточки и подарки и в путь!

Дети выходят из здания, у дверей их встречает Скоморох (взрослый).

Скоморох: Здравствуйте, ребятишки,

Девчушки и мальчишки,

И маленькие, и большие,

И гости дорогие!

Я – скоморох Тимоха,

Веселить всех дока.

Ребенок: Тимоха, мы отправляемся в путешествие к березке, поехали с нами.

(Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Комаринский».

Скоморох: Рано утром, вечерком,

Поздно, на рассвете,

Дети ехали верхом

В ситцевой карете

(Идут, высоко поднимая колени, с переступанием через бруски).

А как пустимся бежать –

Никому нас не догнать.

Мы ведь все удаленькие

И совсем не маленькие.

(Бегут «змейкой», огибая бруски. Ходьба и бег чередуются 3 раза).

Скоморох: А у речки, на холме,

Древо видно вдалеке

Подойдем поближе

Что же мы увидим?

Ответы детей.

Скоморох: Мы всех приглашаем

В гости к Березке

Смотрите! Стоит на участке,

Расправив листочки

Березку порадуем, песни споем

Затем поиграем и в пляс все пойдем.

Дети исполняют песню «Березка» (Архиповой)

Скоморох: Ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Что-то Березка наша крепко спит

Не хочет проснуться и с нами побыть.

Не хочет исполнить наши желания,

Наверное, нужно нам заклинание?

И ленты волшебные в косы вплести,

Чтоб вышла Березка с нами день провести.

Воспитатель: На поляне, на лугу

Гнулася березонька,

Завивали девушки,

Лентой украшали.

Дети повязывают березу лентами и загадывают желания.

Воспитатель: Белая березонька,

Ходи с нами гулять

Пойдем песни играть

Птиц зазывать!

Воспитатель: Ребята, давайте споем нашей Березке песню : «Во поле береза стояла»

Все поют песню. (По желанию водят хоровод вокруг дерева).

Скоморох: Что-то Березка не хочет проснуться,

Ветки расправить и нам улыбнуться.

Чтобы Березку нашу будить,

Буду в игре я веселой водить.

И на Руси ее любят парни и девки,

А название ее простое – «Горелки».

Проводится русская народная игра «Горелки».

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие на распев говорят слова: Гори, гори ясно, Погляди на небо,

Чтобы не погасло. Звезды горят,

Стой подоле, Журавли кричат:

Гляди на поле, - Гу, гу, убегу.

Едут там трубачи Раз, два, не воронь,

Да едят калачи. А беги, как огонь!

Из-за дерева выходит Березка.

Березка : Кто же громко здесь поет?

Кто мне спать не дает?

Это вы, ребята, пели?

Дети: Да, Березка, это мы пели, тебя будили.

Воспитатель: Здравствуй, Березонька! Мы в гости к тебе пришли. Ребята, посмотрите, какой у березки белый ствол. Это единственное в мире дерево с таким стволом, за этот цвет, все называют березу - красавицей! А еще березу называют деревом жизни, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Березка : Ой, ребята, сколько вы обо мне знаете, а теперь послушайте мой рассказ о том, как я людям помогаю, добро им творю. (Рассказ о пользе березы с показом предметов).

Рассказ Березки : - Про меня есть такая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник. Сейчас я подробнее расскажу про мои угодья, первое – мои листья, почки, кора, сок – все это очень полезно до сих пор. Из них делают разные лекарства, шампуни, крема, запаривают больным при болезнях. Активированный уголь, аскорбиновую кислоту, деготь – все это создано учеными из меня; второе – березовые дрова и лучины. Раньше топили печи, а от моих дров было теплее всего. Моя лучина горела ярче, чем лучины других деревьев. А мои березовые веники и сейчас самые лучшие для бани; третье - из моей бересты делали посуду, корзинки, писали на ней, плели обувь. Люди тогда были очень бедные и не могли себе многого купить; четвертое – сладкий березовый сок, который отлично утоляет жажду.

Воспитатель: Много ты, Березка, нам интересного рассказала, но и ребята тебе хотят подарок подарить, стихи о тебе – красавице почитать.

Дети читают стихотворения. (5 детей)

1-й ребенок: П. Кудрявцев «Белая береза-русская земля»

Белая береза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая береза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в своей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

2-й и 3-й ребенок: В. Туркин «Береза»

Может, есть деревья покрасивей.

Но она по-русски мне мила.

Сколько было всякого в России,

А береза все-таки бела.

Лошадь в нее брызгала грязищей,

Ветер на нее пылищу нес,

Обтирал лаптишки старый нищий

О тугие корни у берез.

А она – дождями обмывалась,

Сбрасывала с тела мутный след,

А она все белой оставалась,

Молодая – в тысячу-то лет.

Как ее ломали, мяли, гнули,

Разносили на домашний быт…

Чистою всегда была. Чистюлей

Не была и не хотела быть.

Из нее ль не делали рабыню,

Не секли в крутые времена?.

Черные-то меточки поныне

На себе хранит еще она.

Не ахти с какой судьбой счастливой,-

В пламени горевшая дотла,

Может, и похожая на иву,

Никогда плакучей не была.

Как в солдат, в нее стреляли тоже,

Рвал ее осколками снаряд…

Если говорят: мороз по коже!-

Это про березу говорят.

Хоть зимою всякие деревья

Вроде бы похожи на нее,-

У меня к ней главное доверье

За натуру чистую ее.

4-й ребенок: Г. Тумарев «Березы»

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год,

Хоть вечность колеси.

Случалось всяко: и свои пилили,

И чужеземцы брали в топоры.

Лились в воронки соковые ливни,/

И груды изувеченной коры

Костьми на жарких выгорях белели…

О, сколько же березовых дружин

С начальных дней великого боренья

В земле незавоеванной лежит…

А жизнь жива. И возле пней священных

Младое племя буйно зацвело!

От их неразделимого свеченья

На всей земле становится светло.

Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес…

И Русь моя – березовая роща,

Которую не вырубить вовек!

5-й ребенок: В. Рождественский «Береза»

Чуть солнце пригрело

Откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Все в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза – и вновь весела.

Березка : Ребята, как чудесны ваши стихи,

И ленты шелковые ваши пестры,

Вы нарядили меня и теперь

Все ваши желанья исполню скорей.

А чтобы нам весело было народ

Давайте станцуем скорей хоровод.

Скоморох: Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Все водят хоровод «Ай, да Березка» (муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой)

Березка : Спасибо, ребята, скоморох Тимофей!

Но давайте теперь, играть поскорей.

Скоморох: Я знаю давным-давно на Руси,

Все девушки чудный веночек плели.

Вплетали в него свое счастье и смех

К березке несли, чтоб был в жизни успех.

Давайте ж теперь, чтоб украсить березку,

Цветов соберем и веночек сплетем.

Вплетем мы в него улыбки и смех

Березке подарим на радость для всех.

Проводиться игра «Веночек» (2-3 раза).

Ход игры: Дети выбирают садовника. Садовник становится с одной стороны полянки, все дети «цветы» с другой стороны полянки. «Цвет» и садовник идут на встречу друг другу приговаривая:

Садовник: Я иду сорвать цветочек,

Из цветов сплести веночек.

Дети: Не хотим чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы ходим в саду остаться

Будут нами любоваться.

Задача «цветов» перебежать на другой край полянки, а задача садовника осалить как можно больше детей «цветов». После того как все дети перебежали на другой край полянки, подводится итог, сколько цветов «сорвал» садовник. Затем выбирается новый садовник, и игра продолжается.

Березка : Как красив венок на кроне моей

И земля подо мной всех в мире добрей

Вырастают на ней травы, цветы,

А также различного рода грибы.

Чтобы их узнать,

Надо загадки скорей отгадать.

Березка и Скоморох загадывают по очереди загадки про грибы (5 штук).

1. Сбивая ногами с травинок росу, 2. Растут на опушке

Я встретил однажды свинушку в лесу. Рыжие подружки.

Без пятачка, зато в модной беретке, А зовут их …

Она прижималась испуганно к ветке. (Волнушки)

И чтобы ее серый волк не украл,

Свинушку домой я с собою забрал

(Гриб-свинушка)

3. А вот кто-то важный 4. Вдоль лесных дорожек

На беленькой ножке. Много белых ножек

Он с красною шляпкой, В шляпках разноцветных,

На шляпке горошки. Издали приметных.

(Мухомор) Собирай, не мешкай

Это … (Сыроежка)

5. Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Березка : Молодцы, ребята, угадали.

Все мои грибы правильно назвали.

А еще, ребята, я люблю рядиться

В разные уборы из шелка и ситца.

Скоморох: Ребятишки, девчонки и мальчишки,

Давайте порадуем нашу Березку,

Придумаем ей сарафан расписной

Чтоб было нарядно ей летом и весной.

На 2-3 подставках на больших листах (ватман) нарисованы стволы берез. Дети делятся на команды и с помощью ладошек дорисовывают листья березкам. ( Музыкальный фон: русская народная песня «Во поле березка стояла).

После рисования дети моют руки в заранее приготовленных емкостях.

Скоморох: Посмотри, Березонька, посмотри Красавица,

Какие сарафаны тебе, ребята подарить собираются.

Ты будешь нарядней, красивее всех,

И станет Россия милее для всех!

Березка рассматривает рисунки, хвалит детей.

Воспитатель: А еще, Березка, чтоб ты не скучала,

И зимой холодной одна не горевала

Наши мамы, бабушки, папы,

А также ребятишки, девчонки и мальчишки

Тебе принесли в подарок на год,

Веселых малышек-березок смешной хоровод.

Дети дарят Березке макеты березок, изготовленных с родителями.

Березка : Вот спасибо, вам ребята,

За подарок дорогой,

Заберу я их домой.

А вечером ваших родителей жду

На выставке, всем березки я покажу.

Скоморох: Чу! Слышу я как в детском саду

Ваш повар на обед зовет детвору!

И стол сервирован в стиле старой Руси

Чтоб вы посмотрели как ели наши прадеды.

Пора вам, ребята, с нами прощаться,

К обеду спешить, чтобы сил набираться.

А после обеда немного поспать,

Чтоб вечером дружно в игры играть.

Березка : Да, ребята, настала пора

Нам с вами прощаться

Но чтобы вы помнили долго меня

Для вас я гостинцы в мешок собрала.

Но только вы честное слово мне дайте,

Что сладости эти съедите тогда,

Когда после крепкого сна,

На полдник десерта настанет пора.

Березка дарит мешок с пряниками и березовым соком.

Воспитатель: Прощай, Березка, русская,

Тебя мы не забудем,

Мы после сна в интересную

Игру играть будем.

На телефон номер твой наберем

Всегда связь с тобой поддержит

«Березка- Телеком».

Воспитатель и дети идут на обед. Березка и Скоморох машут детям рукой, кричат слова прощания.

Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Русская березка. Литературно-игровой вечер в детском садуРусская березка. Литературно-игровой вечер в детском саду Русская березка Литературно - игровой вечер для подготовительной группы детского сада. Это развлечение можно провести летом на участке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 19:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маслова (УИ 96546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД