Лилия Гаптуллина
Сценарий развлечения «Габдулла Тукай в каждом сердце» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения «Габдулла Тукай в каждом сердце».
На сцене стоит домик, в окне нарисован поэт за столом. Звучит дудочка, щебет птиц. Выходит мальчик с дудочкой, выбегают дети-участники хоровода, садятся рядом с домом на скамейке.
Мальчик: Склонившись, над столом, сидит поэт
И пишет, позабыв про целый свет,
Порой почешет голову пером,
Как бы ища строке своей ответ.
Не устает писать его рука.
Публикация «Сценарий развлечения „Габдулла Тукай в каждом сердце“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тукай Г.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2017
Вслед за строкой является строка
Но дудочки пронзительная трель
Доносится к нему издалека.
Звучит дудочка, щебет птиц, мальчик имитирует игру на дудочке (в центре круга, девочки заводят веселый хоровод. Мальчик становится в общий круг.
Девочка: Тает снег. Людям полдень весенний люб:
Можно сбросить тулуп, если есть тулуп.
Можно смело гулять, не имея шуб.
Ведь весна вступила в права теперь.
На деревья озябшие посмотри!
Вон у почек зеленых листки внутри.
Быть садам и лесам в янтаре зари.
Соловьев станет ждать их листва теперь
В круг выходит бабочка. Хоровод останавливается. Бабочка летает внутри круга, останавливается. Бабочка внутри круга стоит, машет крыльями.
Мальчик: : Эйт эле, кубэлэк,
Сойлэшик бергэлэп:
Бу кадэр куп очып,
Армыйсын син ничек?
Ничек сон тормышын?
Сойлэп бирче тезеп,
Табаламсын ризык?
Бабочка: Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйнымын, очамын,
Якты кон булганда.
Иркэли хэм соя
Кояшнын яктысы,
Аш буладыр мина
Чэчэклэр хуш исе.
Тик гомрем бик кыска:
Бары бер кон генэ,-
Бул яхшы, рэнжетмэ
Хэм тимэ син мине.
Звучит веселая музыка, бабочка летит между детьми. Мальчик бежит за ней. Бабочка выбегает в центр круга, мальчик догоняет, берутся под ручку, кружатся. Дети парами кружатся. Дети исполняют несколько татарских танцевальных движений под веселую музыку. Дети останавливаются, слышится лай собаки. Дети отбегают, делают полукруг. В центр выбегают ребенок-собачка и другой ребенок.
Мальчик. - Ну, давай, Акбай, учиться!
Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках!
Чур, не падать, прямо стой!
Ребенок-собачка: - Ах, зачем меня ты мучишь?
Я совсем ещё щенок,
Мне всего недель двенадцать…
Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо!
Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке
Поваляться я хочу.
Мальчик.
-Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!
Под музыку выходит Бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, дети. Правду говоришь (называет мальчика по имени). Смолоду надо учиться мастерству. Вы садитесь ребятки, да послушайте. (дети садятся на стульчики). В нашем краю много мастеров живет, тружеников. Наш край славится мастерами. Да вот, далеко не надо ходить, вы играли под окнами дома, где жил знаменитый татарский поэт Габдулла Тукай. Габдулла Тукай начал писать стихи, когда жил и учился в городе Уральске. Затем он переехал в г. Казань. Он писал стихи и даже сказки. Вы конечно же знакомы со сказками про Шурале и про Водяную (Су Анасы? Габдулла Тукай очень любил родной край, деревню, где он родился. Он написал прекрасные стихи про родную деревню Кушлауч Казанского уезда, Казанской губернии.
Ребёнок: Родная деревня.
Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студёной от нас подать рукой
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком.
Люблю душой и телом я все в краю моём
Я многое увижу- ведь жизнь ещё длинна
И ждёт меня, наверно, дорога не одна,
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,-
Ты в памяти и сердце, родная страна!
Бабушка: Наш край богат умельцами, а давайте заглянем в один из домов вашего славного города Нефтекамска. (стучит в домик). Бабушка здоровается.
Бабушка: …. Идэмы сез? Безнен яныбызга щыгаласызмы?
Выходит семья, здороваются.
Бабушка(представляет зрителям семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.). .
Хозяйка: Да, в жизни надо многое уметь. Хорошо, когда владеешь каким-нибудь ремеслом. Сшитые мной вещи многим нравятся. В свободное время мы с детьми читаем сказки. И конечно же знакомы со сказкой «Шурале». Ой, ребятки, а где же тюбетейка, которую я вышила? Только, что здесь лежала.
Выходит Шурале (мальчик) с тюбетейкой.
Шурале: Пальцам больно
Прищемил их Год назад.
Ой, как больно!
Вашей помощи я был бы рад!
Бабушка: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан. Ты же поэтому хочешь вернуть тюбетейку, чтобы мы тебя простили? Давай мы поиграем с тобой, и твои пальцы заживут.
Игра «Тубэтэй»(Ход игры: Тубэтэй передаем по кругу, проговаривая слова Туп – туп тубэтэй, тубэтэем укалы, меня кем дэ туктады. У кого останется тубэтэй,тот рассказывает стихи. Стихотворения, например: «Тубэтэй», «Кадфак» «Менэ нинди мин малай»)
1.«Четыре времени года» Кончилось время
Снега и льда.
Берег реки
Затопляет вода.
День удлиняется,
Ночь убывает.
Как это время,
Скажи, называют?
2. «Безнен гаиле» Эткей, энкей, мин, апай,
Эби, бабай хем бер песи.
Безнен ойде без жидеу:
Безнен песи жиденчесе.
Нас семеро в семье- отец да мать, да я с сестрой,
Бабуля, дед, наш кот седьмой.
Он с нами спит, а также ест и пьет,
Мышей он ловит: службу так несет.
3.«Гали и Коза» С козою дружен наш Гали:
Коза кивает издали
И бородой ему трясёт,
Когда Гали траву несёт.
Бабушка: Погости у нас еще Шурале, проходи, садись. (Шурале садится вместе с детьми).
Бабушка: Давайте заглянем в один из домов. (стучит в домик). Бабушка здоровается.
Бабушка: …. Идэмы сез? Безнен яныбызга щыгаласызмы?
Выходит семья, здороваются.
Бабушка(представляет зрителям следующую семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.). Поет хорошо.
Хозяйка: с песней дело спорится, а вот ….(называет по имени ребенка) очень любит, когда я пою колыбельную, стихи колыбельной написал Габдулла Тукай. Давайте, ребятки споем ее.
Дети поют песню «Бишек жыры».
Входит под музыку Су Анасы (Водяная). Роль исполняет девочка.
Су Анасы: Услышала колыбельную и пришла к вам. Кто из вас приходил ко мне на речку, забрал мой золотой гребень? Отдайте его!
Бабушка: Не злись на нас Су Анасы. Мы тебе отдадим твой гребень. Ты с нами поиграй.
Проводится игра “ Ачык авыз”.
Балалар тгрк ясап басалар. Кулларын артка куялар. Санамыш ярдменд яулык салучы билгелн. Аны кулында кулъяулык. Ул, тгрктн чыгып, шушы сзлрне ырлап йри:Кулъяулыгым яшел, яшел,
Яшел чирм астында.
Сиздермич ташлап китм
Бер иптшем артына.
Сзлрне йткнд, бер баланы уч тбен кулъяулыкны калдырып кит, зе тгрк эчен кереп баса. Кулъяулыклы бала, тиз ген артка чыгып, сзлрне йт-йт, уенны двам итрг тиеш. гр ул тоткарланып торса яки кулъяулык салганны сизмс, аа аза бирел.
Бабушка: А, вот и твой золотой гребень (собирает девочке волосы). Погости у нас еще Су Анасы, проходи, садись. (Су Анасы садится вместе с детьми).
Бабушка: Давайте заглянем в один из домов. (стучит в домик). Бабушка здоровается.
Бабушка: …. Идэмы сез? Безнен яныбызга щыгаласызмы?
Выходит семья, здороваются.
[b]Бабушка[/b](представляет зрителям следующую семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.).
Хозяйка: В нашей семье любят и уважают любой труд. Труд поэта Габдуллы Тукая велик, ведь благодаря ему весь мир услышал татарский язык. Мы читаем и знаем стихи Габдуллы Тукая. Поем его песни в будни и в праздники. А праздники мы проводим с богатым застольем. Очень вкусные блюда получаются в глиняных горшочках. Татарские национальные блюда готовят в глиняных горшках в основном в печах. На открытом огне в котлах и казанах. Например, катламу, плов и баурсаки необычной трапециевидной формы. Я предлагаю поиграть вначале в игру «Чулмак уены», повеселиться, а потом попробовать мое угощение.
Проводится игра «Продаём горшки» (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Хозяйка:В праздники наш папа играет на гармошке, веселит всю деревню. А мы с детьми поем под гармонь. Папа уехал по делам, сегодня я сама сыграю на гармони.
Бабушка: Дети, давайте расскажем стихи о нашем родном языке и вместе споем.
Ребенок: Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Ребенок: Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Ребенок: Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Исполняется песня «Туган тел».
Бабушка показывает горшочек детям.
Бабушка: Ой, что-то горшочек горячий, наверно там плов. Давайте остудим его,подуем,поколдуем. (дети дуют).
Детям раздаются из горшочка конфеты.
Хозяйка: Отведайте, ребята мой сладкий чак-чак.
Дети угощаются.
Бабушка: Вот и закончился наш праздник «Габдулла Тукай в каждом сердце». Спасибо всем за участие и внимание!