Наталья Рябцева
Сценарий семинара-практикума для родителей «Речь младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума :
Знакомство родителей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, для использования в домашних условиях.
Задачи:
• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
• развивать память, внимание, мышление, речь, творческое воображение, и познавательный интерес;
Публикация «Сценарий семинара-практикума для родителей „Речь младшего дошкольника“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, а так же индивидуально.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/ с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
А сейчас мы с вами попутешествуем по стране «развитие речи».
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
На каждой станции проигрывается материал с родителями.
I. Подберите эпитеты к словам:
- солнце (красное, яркое, согревающее, величавое, красивое, теплое, обжигающее, ласковое, блестящее)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- заяц (быстрый, косой, пугливый, резвый, робкий, торопливый, трусливый, серый, белый и т. д.)
- кошка (ласковая, пушистая, красивая, грациозная, свободолюбивая, своенравная, темпераментная, игривая, хитрая и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
II. Загадки про сказки.
1) Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
2) Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)
3) Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то.
Стоит коза, голосит коза:
-Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда,
Один – в лесок, а другой – за стог,
А третий козленок спрятался в бочонок.
А сколько козлят в избушке сидят?
(Волк и семеро козлят)
4) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца!
(Гуси-лебеди)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
III. Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук. Предлагается родителям выполнить приё мы массажа на себе:
Взрослый поочерёдно «кусает» ногтевые фаланги ребёнка.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает - это не палец, а мышь.
Но я же с тобою играю, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе «Кыш!»
1) Пальчиковые игры (без предметов).
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи.
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд
На цветочек заползёт,
Лепесточки погрызёт.
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
IV. Игры для формирования звукопроизношения.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Ветер»
Воспитатель говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки. Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Речевая игра «Насос»
Предлагается взять насос и накачать велосипедные шины (подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…»).
Чистоговорки:
Жа-жа-жа: убежали два ежа.
Та-та-та: хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду: дети бегают в саду.
Са-са-са: в клетке спит лиса.
Родителям предлагаются советы по развитию речи:
Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим, т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
Корректно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)
Позиция родителей : «дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление.