Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»

Марина Вульф
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»

МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида г. Владикавказа

Вульф М. Э. ,старший воспитатель,высшая квалификационная категория

Семинар – практикум из цикла «Школа мастерства»

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО"

Мастер – класс по изготовлению лэпбука»

Цель: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задачи:

1. Разработать модель профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС ДО.

2. Познакомить педагогов с методическим пособием с видами и этапами изготовления лепбук.

3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.

Оборудование:

Мультимедиа;

Ноутбук;

Макет лепбука;

Маркеры, цветные ручки, фломастеры;

Ножницы, клей – карандаш;

Безграничная фантазия.

Группа пользователей: педагоги ДОУ.

Семинар практикум состоит из 4-х частей:

1. Вводная часть:

• Знакомство с участниками семинара – практикума.

Упражнение «Откроем сердце друг другу».

• Вступительное слово.

• Показ презентации «Профессиональная компетентность педагога в ДОУ».

• Игра «Три качества» (педагог-психолог).

2. Практическая часть:

• Презентация «Знакомимся - лэпбук».

• Работа педагогов по наполнению макета лэпбука содержанием (участники семинара – практикума).

• Демонстрация буклета.

3. Заключительная часть:

• Подведение итогов семинара – практикума.

• Домашнее задание.

• Рефлексия.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть

Разминка. Упражнение разминки «Откроем сердце друг другу»

Каждый педагог получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с корзиной по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в корзинки. После этого ведущий 2 раз проходит по кругу. Теперь задача педагогов – достать из корзинки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину, а хозяин должен рассказать о себе по следующим пунктам:

1. люблю

2. умею

3. знаю

4. надеюсь.

цель упражнения: знакомство участников семинара – практикума, разряжение обстановки; активизация участников.

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

И начнем мы наш семинар – практикум не с домашнего задания, как всегда, а с обсуждения данной темы.

Хочется начать словами Льва Семеновича Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют хорошо всем нам известные нормативно-правовые документы:

в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 об утверждение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ;

Впервые в российском образовании разработан «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев, которые вы видите на экране. Это….

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

• учебно-методической;

• социально–педагогической.

воспитательно – образовательная деятельность предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды и самое главное, обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

учебно – методическая деятельность предполагает планирование воспитательно – образовательной деятельности и проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

социально – педагогическая деятельность предполагает консультативную помощь родителям и создание условий для социализации детей.

образовательная деятельность в условиях ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие таких педагогических умениях, как:

- исследовательских

- проектировочных

- организаторских

- коммуникативных

- конструктивных

расшифровку этих педагогических умений вы видите на слайде.

профессиональные компетентности педагога можно развивать в творческих группах, в педагогических конкурсах, мастер – классах.

подведение итогов – профессиональная компетентность педагога

Ирга «Три качества"

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельном листе. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки.

В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

2. Практическая часть

Для того чтобы идти в ногу со временем, нам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.

Воспитатель детского сада все время находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решений данной задачи педагоги в нашем детском саду видят в использовании лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка на картонной основе, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме

Лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Переходим к практической части нашего семинара.

«Знакомьтесь – лэпбук»

ЛЭПБУК – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях». Эта небольшая папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по какой - то определенной теме.

При этом ЛЭПБУК – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнение заданий и др., которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

Лэпбук обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);

компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

Значение лэпбука для ребенка:

• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

• способствует повторению и закреплению пройденного материала по пройденной теме.

ЛЭПБУК – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

данная форма работы при детско – взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциалы дошкольника, но и развить их.

Существую тематические папки в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические.

В зависимости от формы: стандартная книжка с 2-я разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка и фигурная папка.

И сейчас вы изготовите лэпбуки с помощью воспитателя детского сада №96 Ольги Викторовны, которая в рамках работы по теме самообразования и занималась в данном направлении весь учебный год. А для этого нам надо разделится на 3 подгруппы.

С чего начнем?

II часть

Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА

Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы. Так как время у нас ограничено, я заранее выбрала тему лэпбука и приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания.

Ваша задача: составить план – набросать макет – изготовить Лэпбук – и презентовать его.

В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.

Поэтому сегодня я не просто расскажу вам о технологии изготовления лэпбука, а предлагаю совместно его создать.

Итак, мы хотим сделать лэпбук. С чего начать?

Конечно же, с определения темы и целевой аудитории, т. е. для кого мы будем делать наш ЛЭП. Тема для папки может быть любой. Как и ее сложность. Затем составляем план, раскрывающий выбранную тему. И рисуем макет, в в котором определяем порядок размещения материала.

Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать папку в натуральную величину.

Для удобства, лэпбуки делают из бумаги формата А3, который складывают особым образом до формата А4. Но поскольку наш лэпбук – это продукт творчества большого количества педагогов, я выбрала соответствующий формат – А1 (ватман).

Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек. Обращаясь к помощникам. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы. При оформлении лэпбука, пожалуйста, внимательно слушайте и следуйте моим инструкциям.

Итак,

Сколько есть профессий разных:

Сразу всех не перечесть.

Повара есть, водолазы,

Лётчики, артисты есть.

А детей ждёт воспитатель

У порога в детский сад.

Он волшебник, он создатель

Доброй сказки для ребят.

Да, мы часто и много говорим о представителях разных профессий. Настало время поговорить о профессии воспитатель.

В центральной части нашего лэпбука на тему «Профессия воспитатель» предлагаю расположить картинку с изображением воспитателя и замечательное стихотворение Елены Ранневой, первые строки которого я вам прочитала.

И небольшую познавательную информацию из истории педагогики. Ее мы оформим в виде складывающегося пятиугольника.

Мне хотелось бы представить воспитателя со всех сторон: глазами коллег, глазами родителей и, конечно же, глазами детей.

Итак, воспитатель глазами коллег. Что, по вашему мнению, характеризует нас как специалистов, как профессионалов?

Ответы: знание ФГОС Знание документов Знание Закона об образовании, Сан Пина Конвенция о правах ребенка, ПрофСтандарт педагога,

Согласна. В первую очередь, его профессиональная грамотность – знание основных документов в сфере образования. Все это можно назвать – нормативно-правовая база.

Первый наш кармашек мы оформим в виде книжки-гармошки. Приклеиваем основу с титульным листом. К основе приклеиваем сложенный гармошкой лист с фотографиями нормативных документов. Для удобства, можем скрепить нашу гармошку зажимом.

Первый кармашек готов!

Что еще, на ваш взгляд, характеризует воспитателя как высококлассного специалиста?

Ответы. Успехи воспитанников Участие в конкурсах. Грамоты и дипломы

Согласна, это профессиональные достижения самого педагога и успехи его воспитанников, разнообразные проекты, акции и другие мероприятия, которые он организовал сам или принимал непосредственное участие. Т. е. все то, что можно назвать Портфолио педагога.

Для иллюстрации кармашка «Портфолио» я подготовила несколько своих грамот, которые мы оформим в виде книжки со страницами разной длины.

И еще одна характеристика воспитателя как профессионала – я назвала ее САМООБРАЗОВАНИЕ, т. е. освоение воспитателем новых педагогических технологий и их творческая интерпретация в своей профессиональной деятельности.

Каковы, на ваш взгляд, источники самообразования?

Ответы. Изучение литературы Курсы повышения квалификации Интернет ресурсы Дистанционное обучение Практический опыт коллег Методобъединения

Я подготовила небольшую схему с несколькими вариантами источников самообразования педагога и предлагаю оформить ее в виде книжки-раскладушки. Сначала приклеиваем основу с титульным листом, а на нее сложенную вчетверо нашу схему. И как вы можете увидеть, мы разместили достаточно большой объем информации на небольшом участке лэпбука.

Переходим ко второму блоку нашего плана – воспитатель глазами родителей. Или лучше скажем, каким хотят видеть родители воспитателя.

Для оформления следующего кармашка предлагаю составить акростих. На каждую букву слова ВОСПИТАТЕЛЬ будем называть качества, которые важны и ценны в нашей профессии. Начинаем.

В- воспитанный, вежливый,

О- отзывчивый, ответственный, опытный, образованный

С- способный, серьезный П- приятный, понимающий, помогающий

Пока вы знакомитесь с моей подборкой качеств, присущих педагогу, я покажу как можно интересно оформить наш акростих- в виде книжки с открывающимися окошками.

И- интеллигентный, интересный Т- творческий, трудолюбивый

А- артистичный, амбициозный Т- талантливый, терпеливый

Е- естественный Ль- ласковый, любящий

Прекрасные определения воспитателя мы подобрали, а для подтверждения того, что наши педагоги талантливые, артистичные, ответственные и трудолюбивые – создадим фотоальбом. Фотографии будем вставлять в фигурный кармашек в виде фоторамки.

Еще одним показателем профессионализма воспитателя является использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с родителями. Предлагаю поделиться наиболее эффективными на ваш взгляд формами взаимодействия?

Ответы. Мастер-классы. Открытые просмотры, Дни открытых дверей в детском саду, совместные проекты с родителями,

Отмечу еще одну форму новую, но уже достаточно популярную – создание групп в социальных сетях.

Мы решили оформить этот кармашек в виде цветка, на лепестках которого написаны различные формы сотрудничества детского сада и семьи. При этом наш цветок будет не совсем обычным, а интерактивным. Если быть более точным – с интерактивными частями.

Мы украсим наш лэпбук цветком, но если отогнуть каждый его лепесток, то можно прочесть разные варианты сотрудничества детского сада и семьи.

И наконец, самый важный блок работы педагога – это дети.

Как видят нас наши воспитанники, что мы можем рассказать им о нашей профессии, а главное, как? С помощью чего?

Ответы. Игры Чтение рассказов, стихи, беседы о профессиях

Конечно, в первую очередь с помощью игр- настольных, дидактических, речевых, подвижных. Таких например как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Определи по предмету профессию», «Исправь ошибку» .

Художественное слово может оказать нам большую помощь (чтение литературных произведений, беседы по сюжетным картинам, знакомство со стихами о воспитателях, пословицами и поговорками о воспитании).

Наверняка в вашем арсенале есть много интересных игр и пособий для знакомства детей с профессиями.

Мы остановили свой выбор на стихах и загадках о профессиях, играх «Что кому нужно для работы», «Одинаковые воспитатели» (вариант игры Мемори, и подборке сюжетных картинок на тему «Детский сад». Эти игры для удобства предлагаем оформить в виде простых кармашков с карточками.

Вот так легко и непринужденно мы с вами рассмотрели нашу профессию с трех сторон и создали лэпбук о профессии воспитатель. Благодарю вас за помощь, интересные идеи, активное обсуждение и, конечно же, за чудесный результат.

В продолжение темы знакомства детей с профессией Воспитатель, я заменила некоторые элементы нашего лэпбука на игровые задания и получила вот такой вариант лэпбука для детей.

А вас, уважаемые коллеги, я попрошу о помощи в оформлении титульного листа нашего совместно сделанного лэпбука.

• если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте наш лэпбук изображением цветка;

• если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе – то прикрепите изображения бабочки

• если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите тучку

Я рада, что предложенная тема оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки в своей работе.

Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.

Успехов вам. И спасибо за внимание.

Заключение

Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Уважаемые коллеги, чтобы подвести итог и услышать от вас обратную связь, я предлагаю вам на листе бумаги шаблон руки.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Педагогам вручается буклет- памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.

Публикации по теме:

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования .

Конспект семинара-практикума для родителей «Азбука прав ребенка»Конспект семинара-практикума для родителей «Азбука прав ребенка» Цель: Изучение основных прав ребенка провозглашенных в Конвенции о правах ребенка с детьми и их родителями. Задачи: 1. Воспитывать уважение.

Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе» Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе!» Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» Презентация для семинара-практикума «Народная кукла своими руками» (сокращённый вариант). В рамках педсовета «Традиции народного творчества.

Профессиональная компетенция педагогов ДОО в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС Данная презентация была использована, для проведения педагогического совета в детском саду, на тему: "Профессиональная компетенция педагогов.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагоговРазвивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагогов Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. Теоретическая.

Сценарий семинара практикума для педагогов дошкольного образования «Что? Где? Когда?» Сценарий проведения семинара для воспитателей по ФГОС в форме игры «Что? Где? Когда?» Дурхисанова Лариса Анатольевна Сценарий проведения.

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» "Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова (г. Муравленко) Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования В статье.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 12:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

Дидактическая игра по экологии «Среда обитания»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам дидактическую игру по экологии «Среда обитания» Игра поможет детям развивать свои...
Мастер-класс для сотрудников ДОУ «Русская матрёшка»
Мастер-класс по проведению НОД с использованием коррекционных методов и приемов ( в рамках дополнительного образования в ДОУ) Тема: Русская матрёшка....
Иллюстрация для родителей «Я в образе цветка»
Данная иллюстрация нацелена на знакомство родителей с внутренним миром ребенка и позволяет мамам и папам лучше узнать его эмоциональное состояние. У...