Наталья Постаногова
Сценарий совместной проектной деятельности в подготовительной группе «Азбука или мы с вами уже знакомы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:Дети познакомились со всеми гласными буквами. Но не все дети запомнили, как они выглядят. Что поможет нам их запомнить?
Цель. Усвоение детьми образа буквы и соотнесение её со звуком.
Задачи.
1. Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Азбуки»
2. Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих замыслов, представлению результатов своего труда.
3. Закрепление знания гласных букв, их написание, профилактика дисграфии.
Публикация «Сценарий совместной проектной деятельности в подготовительной группе „Азбука или мы с вами уже знакомы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
4. Воспитание у детей интереса к взаимодействию при совместной работе.
5. Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по выполнению заданий от логопеда.
Оборудование. Предметно - развивающая среда учебного класса, альбомные листы, предметные картинки – для вырезания на заданную букву, ножницы, клей, салфетки, клеенка, карандаши, большие трафареты гласных букв.
Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых, определение путей решения проблемы
Все ли дети в вашей группе знают название и обозначение гласных букв, с которыми мы познакомились? (нет). Почему? (Кого - то по разным причинам не было в детском саду, когда знакомились с буквами, а кто - то просто не запомнил).
Как вы думаете, как мы можем помочь детям и самим себе запомнить все гласные буквы? (учить, учить и запомнить, спрашивать у взрослых, у детей которые знают, посмотреть в книгах и т. д.)
А если рядом с вами нет того кто знает буквы, а вам срочно нужно узнать какая буква нарисована? (подвести детей к тому, что можно сделать какую то подсказку).
Нужно тренировать память.
Можно сделать подсказку в виде азбуки, в которой каждая буква будет состоять из предметов, названия которых начинаются на определенную букву.
Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата
Итак, мы решили начать создание групповой азбуки.
Сколько страниц мы сделаем сегодня? (десять т. к мы уже познакомились с 10 гласными буквами).
Как будет выглядеть наша азбука? Предлагаю сделать каждую букву на отдельной странице. Буква будет состоять из картинок, названия которых начинаются на эту букву. Например, буква А из каких картинок может состоять? Буква У и т. д.
Нужно определиться:
- картинки, из которых состоят буквы, будем рисовать или наклеивать?
- если рисовать – рисовать нужно несколько картинок, чтобы получилась буква, рисовать будет один человек на листе, т. к. двум или трем не хватит места, а если один, то будет рисовать долго или быстро? (долго, тогда сегодня на прогулку вы не успеете сходить, а насколько я знаю у вас сегодня экскурсия.
- если сделать аппликацией – что нужно сделать: вырезать картинки, нарисовать силуэт буквы или обвести по трафарету и наклеить на страницу, сколько детей сможет работать над одной буквой два или три человека. Будет быстрее? (да).(Значит что будем делать – наклеивать)
Как мы будем располагать буквы на листе (в ширину или в высоту?
Буква будет большой (во весь лист) или маленькой?
Буква будет состоять из картинок полностью?
Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи
Все ли гласные буквы вы знаете? Я буду показывать буквы, кто знает их название – встаньте, кто не знает – оставайтесь сидеть. Только помните правило: называть букву можно шёпотом, после того, как я к вам подойду.
Оказывается, не все дети знают гласные буквы!
Активизация способов получения информации
Где можно уточнить, как выглядит та или иная гласная буква, куда она смотрит вправо - влево? (на стене – район гласных звуков в учебном классе, в книге – азбуке, на карточках и т. д.) Где все эти подсказки находятся? (в группе – в книжном уголке, в шкафах с играми, в учебном классе на стене и в играх т. д.)
Получение необходимой информации
Найдите в учебном классе все гласные буквы и принесите их на стол (буквы должны быть как гласные, так и согласные, лучше все одного цвета, например, белые). С ребенком, принесшим букву, побеседовать о том, как она называется, какой стороной положить её на лист бумаги правильно, чтобы затем обвести.
Теперь все знают буквы? Кто сомневается, может обратиться к ребятам, которые знают буквы – это Артем Ш., Вика М., Кира Б, Илья Б.
Планирование деятельности, определение средств реализации проекта
Картинки будем наклеивать сразу или сначала нарисуем букву, чтобы четко был виден силуэт? А может обвести по трафарету? Давайте составим план нашей работы (предложить детям разложить картинки на схеме-подсказке)
(Вырезать картинки, потом обвести по трафарету букву, когда готов силуэт буквы, намазать клеем картинку и приклеить ее на силуэт буквы).
Заранее учитель – логопед кладет на стол коробку с гласными буквами, которых по 2.
Прежде чем начать работу напомните, сколько букв нужно сделать? (10) Сколько гласных букв – 10, а сколько нас? 20. Что нужно сделать, чтобы у каждого было задание? (объединиться)
Логопед предлагает посмотреть друг на друга, улыбнуться и выбрать гласные буквы, которые находятся в коробке. Дети объединяются по буквам (А – А, У – У и т. д., берутся за руки и находят нужный трафарет большой буквы.
- Страницу с какой буквой вы будете делать, догадались (да, нет)
- Работать будете по сколько человек в команде? (по двое)
- Давайте повторим, в какой последовательности мы будем делать страницу азбуки.
- Кто что будет делать?
- Как договоримся? Определитесь, кто будет вырезать, кто уточнять, как выглядит буква (в какую сторону она «смотрит», рисовать или обводить по трафарету, а затем на нее наклеивать картинки.
- Что вам понадобиться для создания азбуки? Альбомные листы, предметные картинки – для вырезания на заданную букву, ножницы, клей, салфетки, клеенка, карандаши, большие трафареты гласных букв. Подготовьте рабочее место и делайте свою страничку.
Реализация проекта
В процессе изготовления «страницы» педагог осуществляет поддержку, используя совет, показ или обращение к схемам на доске.
Например.
Если дети обведут букву не правильно или затрудняются, предложить посмотреть образцы букв.
- Вы советовались друг с другом как правильно положить трафарет, чтобы обвести букву?
- (назвать имя партнера, как ты думаешь, Саша правильно обвел букву?
- А где можно узнать, как выглядит правильно эта буква?
Если дети затрудняются в подборе картинок на заданную букву, предложить посмотреть в книге – азбуке, на кубиках, в дидактических играх.
- Как вы думаете, где можно узнать, посмотреть, как выглядит эта буква, в какую сторону она смотрит?
Обсуждение результата, хода работы
Оценка результата (с каждой парой).
- Какую букву сделали?
- Правильно ли расположена буква?
- Все ли картинки начинаются на данную букву?
- Как вы считаете, всё ли правильно сделали?
Оценка результата со всеми детьми.
- Получились ли у вас страницы азбуки?
- А сколько страниц азбуки у вас получилось? (10)
- А чтобы получилась азбука, как вы думаете нужно ли собрать вместе все изготовленные страницы?
- Как вы её делали? («Вместе, дружно»)
- С чего вы начали работу? Что делали потом? Чем закончили?
Что вам помогло сделать азбуку? (клей, ножницы, трафарет, умелые руки и т. д.)
- Какие были затруднения?
- Где нашли подсказки?
- Что нужно делать, если не знаешь, как делать?
- Как задать вопрос? Кому задать можно вопрос?
- Делали долго или быстро? Почему? Для старших ребят очень простой вопрос, они дадут шаблонный ответ: делали вместе.
- Кто и что сделал в вашей паре?
- Если бы каждый делал всю букву, получилось бы быстрее или так же?
- Хорошо ли было работать с партнером (имя партнера?
Презентация результатов
- А покажем её?
- Кому расскажем о нашей азбуке? (воспитателю, родителям, детям)
- Как расскажем?
- О чем будет рассказ?
Предложить план рассказа о своей страничке и «порепетировать» этот рассказ
- С чего начнем свой рассказ?
- А расскажите о том, что у вас лучше всего получилось? (обвести по трафарету букву, а может вы быстро подобрали картинки, или аккуратно их наклеили).
- Кто помогал вам в работе. Были или нет затруднения? Как вы с ними справились?
- Довольны ли вы работой которую сделали с напарником?
- Смогут ли сделать такие же страницы для азбуки дети нашей группы, которых сегодня нет в детском саду? Тогда нужно рассказать и показать нашим ребятам как мы её делали, какие трудности у нас возникали?
- Как мы можем им помочь в создании страницы для азбуки?
Совместное определение перспективы развития проекта
- Скажите, пожалуйста, азбука будет состоять только из 10 страниц или её можно будет пополнять? (ответы детей)
- А что будет на следующих страницах? (буквы, с которыми мы еще познакомимся)
А мы с вами все рассказали о гласных буквах? (нет, гласные буквы живут не только в начале слова, но и в середине и конце – можно сделать страницы об этом и. д.)