Эрна Курмаева
Сценарий спортивно — познавательного праздника «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
СПДС №21 «Красная Шапочка» г. Жигулёвск Самарская область
Подготовили и провели:
инструктор по физической культуре Баландина Е. А.
инструктор по физической культуре Курмаева Э. В.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах.
2. Обогащать словарь детей и приобщать их к ценностям русской культуры.
Публикация «Сценарий спортивно — познавательного праздника „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Активизировать двигательную деятельность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
4. Развивать у детей воображение, внимание, память, умение отгадывать загадки.
5. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, чувство коллективизма, дружелюбие и взаимопомощи между детьми.
6. Доставить детям радость, создать хорошее настроение участникам праздника.
Предварительная работа:
•беседы о русском народном празднике «Масленица»;
•просмотр иллюстраций, посвящённых данному празднику;
•знакомство с произведениями русского народного творчества - заклички, считалки, сговорки.
•проведение народных игр, хороводов, эстафет.
•выпечка блинов.
Оформление зала:
•плакат «Весна — красна»;
•воздушные шары;
•длинные атласные ленты;
•искусственные цветы;
•макет «Солнышка».
Действующие лица:
•ведущий;
•Зима;
•Иван и Марья;
•2 скомороха;
•2 Бабы — Яги.
Оборудование: чучело «Масленица», русские народные костюмы, костюмы для персонажей, «сугроб», 2 метлы, санки, ориентиры, длинный шнур, магнитофон, музыкальные диски, микрофон.
Ход праздника:
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Дети свободно входят в зал, рассаживаются. Их встречает ведущая в русском костюме.
Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму - матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за коньки – салазки. Завершается зима. День становиться длиннее. Всё чаще на небе солнце светит. А ведь, кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозу, первому снегу, любовались первыми узорами.
О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.
Дети (поочерёдно) : Зима - не лето, в шубу одета. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Зима - трёх месяцев владыка.
Ведущая: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как?
Дети. А вот так (имитируют катание на санках).
Ведущая: На лыжах ходили? А как?
Дети. А вот так (имитируют ходьбу на лыжах).
Ведущая: А на коньках катались? А как?
Дети. А вот так (имитируют катание на коньках).
Ведущая: Ведь совсем недавно мы водили весёлые хороводы у ёлки. Давайте вспомним один из них.
Дети исполняют хоровод «Как на тоненький ледок». Звучит пение птиц (в грамзаписи). У стены начинает шевелиться «сугроб».
Ведущая: Ой, смотрите, сугроб зашевелился. (Из-за сугроба появляется старуха Зима).
Зима: Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза, сосед медведь, может быть? Кто здесь шумит?
Ведущая: Это мы, ребята – дошколята. А ты кто, бабушка? Что под этим сугробом делала?
Зима: Я – Зима холодная, лютая. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.
Ведущая: Зима, подходит, и твой черёд Весне место уступать. Тебе пора отправляться на Северный полюс, отдыхать.
Зима (угрожающе) : Что? Что вы такое говорите! (Птичье пение звучит всё громче). Да что это птицы раскричались? Замолчите! (Взмахивает рукавом, щебет прекращается).
Ведущая (взволнованно) : Зима, что ты делаешь? Не морозь первых весенних пташек!
Зима (возмущённо) : Что, что такое? Да я вас всех сейчас в сосульки превращу! Где мой посох ледяной, волшебный? (Ищет за сугробом, находит сосульку).
Ведущая: Вот видишь, даже посох твой растаял. Да ты посмотри в окно – кругом сосульки капают, пора тебе на Север отправляться, там хозяйничать.
Зима: Рано мне ещё уходить, слишком рано-о-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга выходи!
Воет вьюга (аудиозапись).
Зима: Что, испугались? Ха-ха-ха!
Ведущая: Но ты, Зима, должна уйти. Пойми, так всегда бывает.
Зима (нехотя) : Хорошо, так и быть, только при одном условии. Отгадайте сначала мои загадки.
Ведущая: Дети, вы согласны? (Ответы).
Зима:1) Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз). 2) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней). 3) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Зима: Отгадали, отгадали, я пропала! Ну, сейчас берегитесь — заморожу я вас!
Игра «Заморожу» (дети стоят по кругу, «Зима» старается коснуться носиков, щёчек, рук, дети их прячут).
Зима: Надо вещи собирать да скорее убегать! (Убегает).
Ведущая: Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый и разгульный, с играми да весёлыми состязаниями. В этот день пекли блины, а ещё делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А что за праздник без гостей?
(Раздаётся шум, вбегают скоморохи с чучелом Масленицы).
1-скоморох: Расступись, честной народ, Масленица к нам идёт!
2-скоморох: Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотья Ивановна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Гостья важная, долгожданная!
Давайте, детушки пославим её, повеличаем.
Дети: Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая
На саночках расписных, на кониках вороных.
1-й ребё нок: Наша Масленица ты широкая,
В детский сад к нам пришла, и веселье принесла!
2-й ребё нок: Дорогая наша Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трёхаршинная!
3-й ребё нок: Платок ситцевый, новомодненький!
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица, семь годков!
Ведущий: Крепче за руки беритесь и по кругу становитесь.
Будем весело плясать, Масленицу провожать!
(Дети водят хоровод и пляшут под народную песню «Ай, заинька, ай, серенький»)
1-скоморох: А сейчас, честной народ, гостей ряженых черёд,
Гляди во все уши, хлопай в ладоши и слушай.
2-й скоморох: Метла летит реактивная - изобретение дивное,
Кто на ней летает, тот людей удивляет!
Кто это?
Дети: Баба – яга!
Ведущий: Да у нас не одна Баба-яга, а целых две. Вот так фокус!
Ягуся Гавриловна: Да, позвольте представиться! Я - Ягуся Гавриловна.
Ягуся Даниловна: А я - Ягуся Даниловна.
Ягуся Гавриловна: Фу – фу, русского духа видимо- невидимо! А чего вы здесь собрались? Секрет, какой, аль нет?
Ведущий: Праздник у нас – Масленица! Мы зиму провожаем, весну красну встречаем, а с вами играть будем.
Ягуся Даниловна: А как?
Ведущий: А вот так!
Дети играют с Ягусей Гавриловной и Ягусей Даниловной в игру «Не попадись». (дети дразнят Бабок-Ежек и убегают, а те их ловят).
Ягуся Гавриловна: Ах, так! Вы на праздник собрались, и нас дразнить пытались! Мы сейчас как засвистим, всем вам мигом отомстим!
Ягуся Даниловна: А мы Масленицу украдём, в лес дремучий унесём!
(Бабки-Ёжки крадут чучело Масленицы и убегают).
(Звучит русская народная музыка, в зал входят Иван да Марья).
Иван: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!
Марья: Милости просим! Давайте знакомиться. Меня зовут Марьюшка!
Иван: А меня - Иванушка! А как вас? По команде «РАЗ, ДВА, ТРИ» своё имя назови! (Дети произносят каждый своё имя одновременно). Ой, ничего не понял, давайте ещё раз. (Знакомство повторяется). Ну вот и познакомились!
Марья: Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть? Тогда давайте поиграем!
Иван: Сначала проведём разминку. Повторяйте за мной:
Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп-
Я беру себя за лоб.
Это что, у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я назову, а я вас буду путать и дальше. (Выводит самых внимательных детей в центр). Ой, какие вы внимательные. Спляшите нам, а мы вам похлопаем. (Дети пляшут).
Марья: Ну, вот и размялись, а теперь можно в весёлые игры поиграть.
Проводиться игра «Золотые ворота».
1-й скоморох: Повеселили вы детушек! Позабавили, да потешили! А теперь пора Масленицу выручать
(Вдалеке слышится свист, гул, грохот, Бабки-Ёжки летят на мётлах и в руках у них чучело Масленицы).
Ведущий (обращается к Бабкам – Ёжкам) : Зачем Масленицу украли? Всех ребят огорчили?
Бабки–Ё жки: Хотели с вами поиграть, повеселиться да блинами угоститься, а вы нас дразнить вздумали, вот мы и украли Масленицу.
Ведущий: Ну, хорошо, давайте мириться!
Ягуся Гавриловна: Мы просим прощения у ребят, раскаиваемся, и больше не будем так делать.
Ведущий: Мы простим вас, если вы с нами поиграете.
Бабки – Ё жки: С удовольствием!
Проводится эстафета «По мётлам».
Бабки – Ёжки возвращают чучело Масленицы и уходят.
Скоморохи: Поскорее одевайтесь да на улице с Масленицей прощайтесь!
Фонограмма русской народной музыки, дети выходят из зала. Праздник продолжается на открытом воздухе.
Ведущий и скоморохи проводят на улице русские народные игры и забавы
1. Игра «Тетёра» (старшие группы).
2. Игра «Горелки» (подг. гр).
3. Найди свой кружок (средние гр.).
4. Эстафета «Гонки санок» (подг. гр).
Скоморохи:
Ох! Давно блинов не ели!
Мы блиночков захотели!
Тин-тин-тинка,
Подай блинка!
(Всех угощают блинами).
Ведущий: Масленица мокрохвостая,
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
Уходи, зима, ко дну,
Присылай скорей весну!
Скоморохи (поджигают чучело Масленицы со словами) :
Загорись, моя лучина,
Улетай, зима- кручина!
Масленица, загорись!
Огненная, всполыхнись!
(звучат русские народные песни, все пляшут)