Приложение МААМ

Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов «Знакомство с шахматной страной»

Елена Лютова
Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов «Знакомство с шахматной страной»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые педагоги и все присутствующие в этом зале! Занимайте свои места, садитесь поудобнее, Желаем Вам приятного просмотра! (звучит шахматная музыка)

На большую напольную шахматную доску выходят дети и садятся на стулья - шесть шахматных фигур в коронах и белых накидках: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь и Пешка.

Ведущий:

Кто ты – Петя, Валя, Тоня, говорун или тихоня,

Непоседа – озорник или лучший ученик,

Дрессируешь ли собаку, затеваешь с братом драку,

Любишь спорт или кино – это, в общем, всё равно.

Публикация «Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов „Знакомство с шахматной страной“» размещена в разделах

Дело – то сейчас не в том, дело – то сейчас в другом –

Хочешь, в новый мир – игру дверь тебе я отопру?

Что с собою вам бы взять? Желанье и терпения чуть – чуть.

Шахматы – игры названье, в шахматы мы держим путь!

(звучит шахматная музыка)

Ведущий: Мы продолжаем знакомство с волшебной шахматной страной посмотрите на нее, какая она красивая, загадочная и таинственная.

Ведущий: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими гостями в небольшую игру и проверим, знакомы ли наши уважаемые воспитатели с этой замечательной игрой? Я буду задавать им вопросы и если наши гости не смогут ответить на вопросы – вы придете им на помощь - договорились? Вы-то знаете у меня все ответы, будете выступать в роли экспертов. А за каждый правильный ответ мы будем награждать гостей вот такой замечательной шахматной фигуркой.

Ведущий: Итак, уважаемые воспитатели, что это?

Педагоги : Шахматная доска.

Ведущий: А что вы видите на шахматной доске?

Педагоги : Черные и белые поля.

Ведущий: Правильно! А сколько белых и черных полей на шахматной доске?

Зрители: 32 белых поля и 32 черных поля, а всего и белых и черных 64 поля.

Ведущий: Хорошо! А как правильно расположить шахматную доску перед игрой?

Зрители: В нижнем правом углу должно быть белое поле, а слева внизу – черное.

Ведущий 1: Какие шахматные фигуры вы знаете?

Зрители: Ладья, конь, слон, ферзь, король, пешка

Ведущий: На каких рядах располагается белое войско(1 и 2 ряд) А на каких рядах располагается черное войско? (на 7-8 рядах)

Ведущий: Сколько шахматных фигур у белого войска(8 фигур и 8 пешки, вместе 16)

Ведущий: Сколько шахматных фигур у черного войска? (8 фигур и 8 пешки, вместе 16)

Ведущий: Давайте, проговорим, сколько и какие фигуры? (две ладьи, два коня, два слона, белый ферзь на белом поле, черный ферзь на черном поле, король и пешки)

Ведущий: Предлагаю нашим педагогам выполнить начальную расстановку шахматных фигур. (Воспитатели выполняют расстановку, затем ведущий предлагает ребятам сыграть в игру «Непослушные фигуры»- перепутать все фигуры и попросить ребят расставить их правильно)

Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется слева на право, называется? (Горизонталь - выйти показать, сколько горизонталей?- 8)

Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется сверху вниз? (Вертикаль-выйти показать, сколько вертикалей?-8)

Ведущий: Шахматная дорожка, которая тянется от одного угла шахматной доски до другого называется? (Диагональ – выйти, показать, их 13)

Проводиться шахматная гимнастика «Шахматные линии» (проводится с ребятам)

Ведущий: Уважаемые педагоги, а вы знали, что каждая фигура на шахматной доске имеют свою ценность, которая измеряется пешками?

Ведущий:

Какая фигура самая бесценная? (король-его нельзя побить)

Сколько пешек стоит ферзь? (10)

Сколько пешек стоит ладья? (5)

А какие фигуры стоят по 3 пешки? (слон и конь)

Сколько стоит пешка? (1 пешку)

Проводится шахматная гимнастика «Прыжки». Ведущий называет фигуру- ребенок прыгает столько раз, сколько стоит фигура.

Ведущий: Помимо горизонталей, которые обозначаются цифрами, у нас есть еще и вертикали, которые обозначаются буквами латинского алфавита, назовите их: а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш (А, В, С, D, E, F, G, H). Буквы не русские, но запомнить легко, если выучить простой стишок:

Мы сидели на крыльце

Повторяли А, БЭ, ЦЭ

А потом спросили

Где буква ДЭ и буква Е

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем ЭФ, ЖЭ, АШ

На пересечении вертикали и горизонтали, каждое шахматное поле имеет свой адрес, чтобы ее нельзя было перепутать с другими полями. А сейчас я хочу пригласить трех смельчаков, трех добровольцев, которые покажут мне шахматные поля, которые я назову, например, покажите мне поля А1, D7 и G4 и встаньте на них. Спасибо, ребята! (Ребята садятся на свои места в зале)

Ведущий: Ребята, шахматная доска – это не пустыня, здесь живут волшебные шахматные фигуры. И сейчас мы познакомим наших гостей с ними. Но прежде мы с вами разомнемся.

Физкультминутка «Шахматы»

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг,

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И на стульчики спешим (садятся за столы)

Ведущий: Итак, начнем (показывает на большую шахматную фигуру – короля). Король – это самая главная фигура на шахматной доске! Без него не обходится ни одно шахматное действо, не будет сыграно ни одной шахматной партии. Пожалуйста, Король – Вам слово!

Король (с короной белого короля на голове и в белой накидке) : (Король выходит на сцену, встает на большую напольную шахматную доску и читает стихотворение)

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

Ведущий: Спасибо, Король, а сейчас продемонстрируй, как ходит эта самая главная шахматная фигура (Звучит музыка, а Король тем временем на большой напольной шахматной доске показывает, как он ходит на одно поле в любую сторону). Спасибо, Король, а теперь по шахматному удалитесь с шахматной доски. Ребята, аплодисменты Королю!

ИГРА С КОРОЛЕМ

Ведущий: Итак, следующая фигура – это ферзь! Ферзь – это самая сильная фигура из всех на шахматной доске. Пожалуйста, Ферзь, Вам слово.

(На большую шахматную напольную доску выходит Ферзь и становится на поле d1) Расскажите о себе ребятам. (Звучит музыка)

Ферзь: Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад… А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше внимания Ферзю удели.

Ведущий: Спасибо, Ферзь, а сейчас продемонстрируйте, как ходит эта самая сильная шахматная фигура, называя поля, с какого на какое Вы идете. А ферзь тяжелая или легкая фигура? (тяжелая)

ИГРА С ФЕРЗЕМ

Ведущий: Спасибо, Ферзь, ребята похлопаем Ферзю (Ферзь удаляется на свое место под музыку)

Ведущий: Следующая фигура шахматного войска – это Ладья. По внешнему виду Ладья больше похожа на башню средневекового замка, нежели на военный корабль. Пожалуйста, Ладья, Вам слово. (Под музыку выходит Ладья и становится на поле а1).

Ладья: Видимо, Ладья упряма, если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Ведущий: Итак, Ладья, представилась ребята вам, а теперь мы попросим ее продемонстрировать, как она умеет ходить по шахматной доске. А Ладья, какая фигура легкая или тяжелая? (тяжелая)

ИГРА С ЛАДЬЕЙ

Ведущий: Так спасибо, Ладья, бурные аплодисменты (Ладья удаляется на свое место под музыку). Итак, следующая фигура шахматного войска – это Слон. Слон является олицетворением боевых слонов. Итак, Слон, Вам слово. (Под музыку выходит Слон и становится на поле с1).

Слон: Если Слон на белом поле встал вначале (не забудь,

он другой не хочет доли — знает только белый путь.

А когда на поле чёрном Слон стоит, вступая в бой,

ходит, правилам покорный, чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны цвету одному верны.

Ведущий: Спасибо, Слон. Ребята, посмотрите, пожалуйста, Слон сейчас у нас стоит на белом поле, и он может ходить только по белым полям. Покажи, Слон, как ты умеешь ходить по шахматной доске. А слон, ребята, легкая или тяжелая фигура? (легкая)

Ведущий: А если бы ты, Слон, стоял на черном поле, то по полям какого цвета ты бы смог ходить?

ИГРА СО СЛОНОМ

Ведущий: Спасибо, Слон, аплодисменты, ребята, Слону! (Слон удаляется на свое место под музыку)

Ведущий: Следующая фигура шахматного войска – это Конь. Конь является олицетворением конницы или всадника на коне. Пожалуйста, Конь, Вам слово. (Под музыку выходит Конь и становится на поле b1).

Конь: Не мила коню неволя, перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля совершает конь прыжок,

Замечательный прыжок: поле - прямо, поле - в бок!

Ну, а если угрожает окружения заслон,

Через тех, кто окружает, перепрыгивает он,

Совершает конь прыжок: поле - прямо, поле - в бок.

Замечательный прыжок: поле - прямо, поле - в бок!

Ведущий: Спасибо, Конь, итак, ребята, Вы уже догадались, что Конь ходит буквой «Г», а теперь Конь продемонстрирует нам, как ходит эта самая прыгучая шахматная фигура. Пожалуйста! А конь легкая или тяжелая фигура? (легкая)

ИГРА С КОНЕМ

Ведущий: И последняя шахматная фигура – это пешка. Пешка – это даже не фигура, а просто Пешка. Пешка – душа шахмат! Так поэтично отозвался о пешке французский шахматист 18 века Франсуа Андре Филидор. Итак, Пешка, Вам слово!

Пешка: Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

На войну, не на парад, пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой,

Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна пешка до конца –

превратится там она в грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем?

Как решить вопрос такой, Мы потом поймем.

Ведущий: Спасибо, Пешка, а сейчас продемонстрируй, пожалуйста, ребятам, как ты ходишь.

Пешка: например: е2-е4, е4-е5, е5-е6, е6-е7, е7-е8Ферзь и Пешка надевает корону Ферзя и удаляется на свое место под музыку

Ведущий: Спасибо, Пешка, ой, простите, великопочтеннейший Ферзь. Ребята, давайте поаплодируем Пешке, которая пройдя все испытания и дойдя до последней горизонтали, превратилась в сильного и могучего Ферзя. (Звучат аплодисменты).

ИГРА С ПЕШКОЙ

Ведущий: Спасибо уважаемые шахматные фигуры за познавательную игру. А сейчас я вас попрошу подойти к шахматной доске и поделиться с нами вашими впечатлениями от нашего занятия, возьмите ту шахматную фигуру, которая соответствует вашем настроению:

Рефлексия.

Подойдите к демонстрационной шахматной доске и возьмите 1 шахматную фигуру.

Король, ферзь – запомнил все, все знаю

Слон, конь – было интересно делиться знаниями с гостями

Пешка – шахматы стали для меня ещё более привлекательными.

Ведущий: Итак, друзья, Шахматы – это древняя и мудрая игра, и тем, кто хочет, она с удовольствием распахнет свои двери, а я закончу наш мастер класс стихами :

«Вот ШАХМАТЫ! Здесь мир иной. В них КРАСОТА и УМ ликуют!

И в вечном споре меж собой Добро над злостью торжествует!

Я приглашаю Вас сюда, в страну, где ШАХМАТЫ живут,

Чтоб в Ваше сердце НАВСЕГДА вошли ГАРМОНИЯ, УЮТ!»

(Звучит музыка)

Ведущий 2: Ребята, на этом наш праздник подошел к концу, но знакомство с шахматной страной для вас не заканчивается, так же как и для наших уважаемых гостей, а только начинается, мы продолжим изучать шахматы более глубоко, будем стараться познать все тонкости и премудрости шахматной игры. А сейчас я хочу сказать всем присутствующим в зале огромное спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон»«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.

Фотоотчет мастер-класса для педагогов по технике миллефиориФотоотчет мастер-класса для педагогов по технике миллефиори Презентация «Многослойная пластилинография, или Миллефиори» Миллефиори – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок.

Фотоотчет о проведении мастер-класса «Энкаустика» для педагоговФотоотчет о проведении мастер-класса «Энкаустика» для педагогов В декабре месяце я провела для своих коллег мастер-класс «Энкаустика», цель которого: ознакомление с оригинальной техникой рисования утюгом.

Конспект мастер-класса для педагогов «Музыкально-тематическая зарядка»Конспект мастер-класса для педагогов «Музыкально-тематическая зарядка» Конспект мастер-класса для педагогов «Музыкально-тематическая зарядка как одна из форм приобщения детей и родителей к физкультурно-спортивной.

Конспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитиюКонспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитию тема: «Знакомство с Городецкой росписью» Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Видео и мастер-класса для педагогов ДОО «Геоборд или математический планшет» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Коновалова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории. Сегодня я хочу.

Мастер-класс по изготовлению шахматной доскиМастер-класс по изготовлению шахматной доски В нашем детском саду открылся кружок по шахматам! Ура! Но рано радоваться, надо же закупить большое количество шахматных наборов, а это.

Сценарий мастер-класса для педагогов «Угощение для Печкина»Сценарий мастер-класса для педагогов «Угощение для Печкина» (Можно использовать при работе с детьми) IMG]/upload/blogs/detsad-562208-1550592075.jpg[/IMG] b]Цель[/b]:создание условий для полноценного.

«Золотая формула мастер-класса». Консультация для педагогов«Золотая формула мастер-класса». Консультация для педагогов Из многих определений, что такое мастер – класс, мне близко и понятно одно. Мастер – класс - это показ себя, как профессионала. И сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов «Знакомство с шахматной страной»
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 13:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий театрализованного мастер-класса для педагогов «Знакомство с шахматной страной»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лютова (УИ 1201562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД