Папки-передвижки

Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста «Детский альбом П. И. Чайковского»

валентина севостьянова
Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста «Детский альбом П. И. Чайковского»

Сценарий внеклассного мероприятия П. И. Чайковский «Детский альбом

Написан Севостьяновой Валентиной Борисовной преподавателем МБОД ДОД Детская хореографическая школа им. М. М. Плисецкой г. Тольятти.

Цель мероприятия : расширение музыкального кругозора учащихся.

Задачи:

• знакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского

• развитие воображения и образного мышления

Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста „Детский альбом П, И, Чайковского“» размещена в разделах

• реализация умений и навыков полученных в классе фортепиано

• реализация умений и навыков полученных в классе хореографии

• коллективное музицирование на инструментах шумового оркестра

Дорогие друзья! Сегодня вы познакомитесь с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского. Его творчество огромно и разнообразно по жанрам:9 опер. 6 симфоний,3 балета, много фортепианной, вокальной, инструментальной музыки. Это первый русский композитор, который написал произведения для детского исполнения.

В руках у меня альбом, не простой. А музыкальный сочиненный для ребят много, много леи назад. Он так и называется «Детский альбом».

Откроем альбом. На первой странице читаем: «Посвящается Володе Давыдову». Своих детей у композитора не было, но было много племянников и племянниц. В 19 веке все дети в богатых семьях умели играть на фортепиано. Играли на фортепиано и племянники П. И. Чайковского. Особенно музыкальным и работоспособным был Володя. Именно ему, своему любимцу и посвящает композитор свой альбом. Перелистаем страницы альбома. В нем 24 пьесы, по количеству часов в сутках. Листая альбом мы узнаем, как жили дети в то далекое время, чем занимались, в какие игры играли, какие танцы танцевали.

Открывает альбом «Утренняя молитва».

Представим себе такую картину. Мальчик проснулся, потянулся, уже хотел встать с постели, как вдруг вспомнил, что старенькая няня наказала ему поутру прочитать молитву. Он снова лег на кровать и сложив руки на груди сказа:

Господи Боже! Спаси, обогрей:

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани,

Силу любви своей нам подари.

И вдруг ему стало так спокойно и радостно, словно кто-то очень добрый погладил его по головке. Наверное, это, и правда волшебные слова, подумал мальчик и счастливый встал с постели.

Исп.»Утренняя молитва».

Он подошел к окну. Его встретило хмурое утро. Все было покрыто белым снегом. На дворе стояла зима. Злой холодный ветер поднимал колючий снег, и бросал его в окно. Словно осколки волшебного зеркала Снежной королевы, они бились в окно. Мальчику стало страшно, ему совсем не хотелось превращаться в злого и вредного Кая.

Исп. «Зимнее утро».

Да, сегодня не погуляешь, подумал мальчик и побежал в игровую комнату. Он знал, что младшие братья еще не проснулись, и никто не помешает ему играть в свою любимую лошадку. Вы очень бы удивились, увидев такую игрушку. На длинную деревянную палочку была посажена нарисованная голова лошади. Дети садились верхом на палочку и скакали по комнате. Но в те далекие времена это была самая любимая игрушка мальчишек. Они представляли себя всадниками. Палочка-конь стремительно несла всадника вперед через реки и поля. Свежий ветер развивал кудри, а душа пела.

Исп. Игра в лошадки.

Вдруг чья-то мягкая, добрая рука легла на его разгоряченную головку. Остановившись, мальчик увидел маму. Это была красивая женщина с голубыми глазами и светлыми волосами. Это была самая нежная и добрая мама на свете, но сегодня она смотрела строго и сердито. И всадник понял все: так рано, когда все еще спят, нельзя громко прыгать и кричать.

Исп. Сладкая греза. (Пьеса «Мама» не так мелодична, и вполне может быть заменена более мелодичной и нежной «Сладкой грезой).

Мальчику стало стыдно, опустив голову, он вернулся в игровую комнату. Только сейчас онт увидел на полу куклу. Это была любимая игрушка его сестры Маши. Куклу тоже звали Маша. Когда-то это была красивая кукла с черными волнистыми волосами. Сама она была мягкая, а ручки, ножки и головка фарфоровые. Она говорила «Мама» и моргала зелеными глазками. Но Маша уронила куклу на пол и ее красивая фарфоровая головка разбилась. Девочка горько плакала, она не представляла своей жизни без любимой куклы. Вдруг мальчику показалось, что кукла глубоко вздохнула, и на ее лице блеснули слезинки.

Исп.»Болезнь куклы».

В углу комнаты стояли деревянные солдатики. Это были высокие игрушки, на круглых подставках, в настоящих мундирах и фуражках. Они были очень большие, но легкие. Их удобно было переносить. Ставить в шеренги, колонны и другие военные построения. Мальчишки очень любили в них играть. Девчонкам было строго настрого запрещено даже приближаться к этим игрушкам. Но смекалистые девочки упросили няню пошить им настоящие солдатские мундиры, сделать фуражки, а гувернантка Мари разучила с ними настоящий марш. (таким образом можно обыграть исполнение «Марша деревянных солдатиков» девочками).

Исп.» Марш деревянных солдатиков».

Вот так, перелистывая альбом, мы узнали, в какие игры играли дети в те далекие времена.

А чем же они еще занимались?

Во - первых, они должны были обязательно играть на фортепиано.

Во-вторых, свободно говорить по - французски.

Т конечно танцевать. Для этого приглашались гувернантки, которые были учителями и воспитателями одновременно. Танцевали галопы. Вальсы. Мазурки. Но больше всего дети любили «Польку» - это чешский народный танец «Пулка», что в переводе на русский означает полшага, то есть танец в полшага с подскоком.

Исп. «Полька».

Но вернемся к нашим героям. В доме радость и веселье. Только, что приехал папа. В руках у него была огромная коробка. Все дети замерли в ожидании, папа всегда привозил подарки. Сегодня подарок получила Маша. Пап привез ей новую куклу. Маша прижала куклу к груди. Потом подняла ее над головой и закружилась с нею по комнате.

Исп. «Новая кукла».

А старую куклу с разбитой головой мама отдала бедной девочке Фроське.

Если я спрошу вас любители вы путешествовать, вы, конечно ответите «Да». П. И. Чайковский тоже любил путешествовать. Из каждой страны он привозил какую-нибудь интересную мелодию. Из Германии он привез веселую песенку о храбрых охотниках, которые носили шляпки с перышками, жили в красивых деревянных домиках, среди лесов и гор, средь голубых озер, где слышен звонкий. стройный птичий хор.

Исп. «Немецкая песенка»

Однажды Петр Ильич отдыхал в Париже. Как то в гостинице он услышал чистый детский голосок, напевающий незатейливую песенку о прекрасной принцессе, которая сидела в башне старого замка и ждала своего рыцаря. Она всматривалась вдаль, надеясь увидеть скачущего по дороге всадника. Но, увы, дорога была пуста. Если вы внимательно будете слушать эту песенку, то услышите. Как в средней части произведения принцесса возьмет гитару и споет: «О, рыцарь мой, вернись домой. Я очень жду и люблю тебя».

Исп. «Старинная французская песенка».

Во время венецианского карнавала композитор услышал прекрасную мелодию, которая вошла в альбом под названием «Итальянская песенка»

Исп. «Итальянская песенка».

В 1878 году великий композитор написал балет «Лебединое озеро». Во втором действии на балу у принца звучит неаполитанская песенка. Яркая. Жизнерадостная музыка очень понравилась маленькому Володе Давыдову, он очень часто ее напевал, и Петр Ильич решил записать ее в альбом для Володи в облегченном варианте. Так появилась «Неаполитанская песенка.

Исп. «Неаполитанская песенка».

Как русский композитор Петр Ильич черпал вдохновение в русской народной музыке. С детства он проникся любовью к русской народной песне и пляске. Это нашло свое отражение в трех пьесах : «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». А сейчас назовите самые любимые народные музыкальные инструменты.

Конечно это гармошка, балалайка, ложки, жалейка, рожок. На фортепиано можно изобразить звучание всех этих инструментов. Послушайте пьесу «Мужик на гармонике играет»

Исп. «Мужик на гармонике играет».

Самым популярным мужским танцем в те далекие времена была «Камаринская». Танцевали его вприсядку. Давайте исполним «Камаринскую» вместе под гармонику, ложки и колокольчики, и бумажные трещотки. (Детям раздаются музыкальные инструменты, трещотки представляют простой бумажный лист, который держат в двух руках, поочередно поднимая то левую, то правую руку, получают интересное звучание).

Пьеса написана в форме вариаций. Каждую вариацию исполнит новый инструмент. Смотрите на меня, главного дирижера нашего оркестра.

Исп. «Камаринская».

Иногда в имение приходил старый шарманщик. Он приносил шарманку. Ставил ее на перед домом, крутил ручку, и шарманка играла красивую мелодию. На шарманке сидел пушистый зверек сурок. Перед шарманщиком лежала потертая, видавшая виды шляпа. Когда кто0то из зрителей бросал в шляпу монетку, сурок доставал из коробочки маленькие белые бумажечки с пожеланиями счастья и подавал их этому щедрому человеку.

Исп. «Шарманщик поет».

Вот незаметно пролетел день. Стемнело. Старенькая няня пришла в спальню, чтобы раздеть своих любимых детушек и рассказать им на ночь сказку. Сегодня дети попросили рассказать сказку пострашнее. Няня подумала. Подумала и решила рассказать новую историю про Бабу Ягу, костяную ногу. Летит Яга над полями и лесами, высматривает детишек, заманивает их в чащу лесную, в свою избушку на курьих ножках.

Исп. «Баба Яга».

Страшную сказку расск4аза няня, но будем надеяться, что детям приснится добрый сон. Пусть это будет сон о весне, которая всегда приходит на смену холодной зиме. А расскажет о весне голосистый жаворонок в высоком синем небе.

Исп. «Песня жаворонка».

Дети уснули. Няня поправила одеяло на их кроватках, подошла к старинной иконе и тихо попросила Бога сохранить ее любимых детушек. Так вечерней молитвой заканчивается этот прекрасный музыкальный альбом. И я закрываю его последнюю страницу.

Я очень надеюсь, что прекрасная музыка из этого альбома будет еще долго звучать в вашем сердце. До новых встреч.

Публикации по теме:

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Методическое обеспечение по краеведению Методическое обеспечение по краеведению. Воспитатель Машпалдыр Алимаа Каадыр-ооловна МБДОУ детский сад «Солнышко» С. Хову-Аксы Чеди-Хольского.

Автор публикации:
Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста «Детский альбом П. И. Чайковского»
Опубликовано: 30 марта 2014 в 09:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД