Елена Кутьина
Сценарий экологической викторины «Природа Спасского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Народный исторический музей
Сценарий
экологической викторины
«Природа Спасского края»
Цели и задачи:
- ознакомление детей с природой нашего края;
- развитие интереса и любви к окружающему миру;
- формирование чувства уважение и патриотизма к истории Родины;
- приобщение к народным традициям и культурным ценностям.
Сценарный план:
1. Тематическая беседа в зале №4 «Фауна Спасского района»
Публикация «Сценарий экологической викторины „Природа Спасского края“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2017
(беседу ведёт Лев Петрович Клюкин, автор работ по таксидермии или экскурсовод). (текст экскурсии и беседы, являются результатом труда работники музея, и находятся в собственности и распространению не подлежат.)
2. Развлекательная викторина (стихи, игры и загадки для закрепления материала):
- стихи И. Никитина
- вопросы о природе что, кто растёт в лесу
- вопросы о сказочных и легендных персонажах
-рассказ о Троице
- хоровод с песней.
- игра «Луна и солнце»
- загадки о растениях и грибах
-легенда об Иване да Марье
-загадки о природе
-подведение итогов.
Оборудование:
интерьер зала «Фауна Спасского района», берёза для хоровода, жетоны, призы, народные костюмы для ведущих.
Музыкальное сопровождение: песня «Во поле берёзка стояла», на время игры.
Лекционная часть: беседа посетителей с автором работ по таксидермии Л. П. Клюкиным, охотником и любителем природы.
Время проведения: мероприятие рассчитано на 30-45 минут.
Экологическая викторина рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Мероприятие проводится двумя ведущими.
После беседы развлекательную часть можно провести на открытом воздухе.
1. Часть:
1 вед. - Добрый день ребята мы рады вас приветствовать в нашем музее и сейчас, мы вас приглашаем пройти в зал «Фауна Спасского района», где Лев Петрович Клюкин (если его нет экскурсовод) вам расскажет о прекрасном и чудесном мире природы Спасского края.
2 вед. - (беседа рассказ о природе, что живёт и водится и растёт в наших лесах).
2. Часть:
1 вед. - И так ребята вы узнали много интересного о природе нашего края и сейчас мы вас проверим, хорошо ли вы всё запомнили. Мы с вами разгадаем загадки, проверим ловкость и узнаем, кто лучше всех знает о природе нашего края.
- (дети проходят в другой зал, где больше места).
1 вед. - «Шуми, шуми зелёный лес!
Знаком мне шум твой вековой,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой талантливый язык
Как что-то близкое родное.»
1 вед. - Эти прекрасные стихи написал великий русский поэт Иван Никитин. В этих строках отражается красота, вся прелесть русской природы, русского леса.
И сейчас мы с вами поговорим о нем. Что в нем растёт, кто в нем живет. И как сама природа устроена, какие чудеса и легенды она таит.
2 вед. - И для начала я буду загадывать загадки, а вы мне отвечать, кто в конце нашей встречи окажется самым смекалистым и находчивым того ожидает приз.
- (каждому ответившему правильно дают жетон на протяжении всей викторины)
2 вед. - Вот первое задание:
1. Какие деревья растут в нашей местности? Назовите их.
2. Какие животные и птицы водятся на территории нашего района?
3. Какие растения вы знаете?
1 вед. - Молодцы ребята! А вы знаете, что в лесу кроме животных и растений ещё живут и другие жители, из сказок и легенд. Помогите мне их вспомнить.
1. Кто лес охраняет, от непрошенных людей оберегает. Хозяин леса? (леший)
2. Кто живёт в избушке дом стережёт, дом оберегает? (домовой)
3. Как зовут домовитую женщину хранительницу домашнего очага, покровительницу ткачих, очень строгую и не очень красивую? (Баба-яга)
4. Как зовут хозяина рек и болот? (водяной)
5. Как зовут жену водяного? (кикимора)
6. Назовите прекрасных девушек, живущих в воде и завлекающих прекрасных юношей? (русалка)
(дети называют бабу ягу, лешего, домового, кикимору, водяного)
1 вед. - Молодцы ребята! А вы знаете, что древние наши предки, славяне, почитали их преклонялись перед ними. Приносили им дары и жертвоприношения. Но это было в далеком прошлом.
2 вед. - А вы знаете, когда у земли именины? Сейчас я вам и расскажу. Есть старинный русский праздник Троица. Это древний народный праздник земли, воды и леса, день их рожденья, а земли и леса именины. С давних времён люди прославляли и оберегали лес. А больше своего народ любил берёзку символ – символ добра, любви и чистоты. В Троицу, ребята, нельзя было рубить и ломать лес, только маленькую берёзку разрешалось срубить. Её наряжали, как красную девицу, в сарафан и платочек и ходили с ней в гости.
1 вед. - Ребята, с давних времён в Троицу берёзку украшали, венки плели, косы завивают, водили вокруг неё хоровод. Давайте и мы с вами возьмёмся за руки и будем хоровод водить и про берёзку песню споём.
- (поют песню во поле берёзка стояла и водят хоровод).
Текст песни «Во поле береза стояла»
«Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу с березы три пруточка
Сделаю три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка
Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку
Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти»
1 вед. - Ребята, а вы знаете, что летом очень много праздников. В эти праздники поют песни, водят хороводы и играют в разные игры. Вот сейчас мы с вами и поиграем в игру «Луна и солнце».
(дети разделяются на две команды, обхватывают друг друга со спины и как в перетягивании каната тянут друг друга в разные стороны. Чья команда перетянула, та и выиграла.)
2 вед. - Молодцы ребята. Проверили на ловкость, проверим и на сообразительность. Кто больше отгадает загадок.
1. Масляна головушка,
Шелкова бородушка
То не петушок встает
Елочкам приветы шлёт. (маслята)
2. Я худа и бледна
Вся такая нежна
Стройная ножка
Ядовита я немножко. (бледная поганка)
3. Развесёлый скоморох
Раздобыл себе горох
На дорожке у нас встал
Красну шапочку достал. (мухомор)
4. Под берёзой я стоял
Ножку длинную достал
Шляпкой как у белого
Нагрожу я смелого. (подберёзовик)
5. Любят меня столяра.
Любит меня и свинья
Могучую крону качаю
Столетнюю песнь напеваю. (дуб)
6. Я и напоить могу,
Я и натопить могу
Я и попарить могу. (берёза)
7. На мне сидела ворона
И сыр обронила лисе
А дед Мороз воевода
В новый год принесёт тебе. (ель)
8. На опушке у пригорка
Разместилися плутовки
Шубки рыжие надели,
То грибы глядят не звери (рыжики, лисички)
1 вед. - Все загадки отгадали. Причудлив мир природы. Много легенд и сказаний таит. И сейчас я расскажу Вам еще одну.
Легенда об Иван-да-Марье:
«Было это в давние пре давние времена. Жили в одном селении юноша Иван и красивая девушка по имени Мария. Очень любили они друг друга. И вот, когда напали на них татары, то много они доброго люду погубили. И Иван с Марией хотели убежать, скрыться, чтобы в полон не попасть, не разлучиться. Побежали они по чистому полю. Вот уж и лес не далече, но настигла их стрела вражья. И на том месте, где кровь Ивана и Марии пролилась, вырос удивительный цветок, с двумя цветками синим и красным. С тех пор люди и стали называть эти цветы в честь влюблённых Иван да Марья.»
2 вед. - Вот такая легенда. И что бы вас немного развеселить разгадаем ёще немного загадок:
1. Накормишь – живет, Напоишь – умрет. (Огонь)
2. Есть три брата родные: Один ест – не наестся, Другой пьет – не напьется, Третий гуляет, не нагуляется. (Огонь, земля, вода)
3. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар)
4. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух) 5. Расходится детина – удержу нет,
Уляжется – не видать, не слыхать. (Ветер)
6. Двое стоячих, да двое лежачих.
Два здорника, два разбойника, разорителя.
(Небо и земля, солнце и месяц, огонь и вода)
7. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь,
виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
8. Есть невидимка: в дом не просится,
а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
9. Сито вито, решетом покрыто. (Небо и земля)
10. Раскинут ковер, рассыпан горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха собрать. (Звезды на небе)
1 вед. - Ну, что же, а сейчас пришло время узнать кто же у нас самый смышлёный, любознательный и ловкий. (Считают жетоны. У кого больше всего жетонов – тому приз. )
1 и 2 вед. - До свидания! Мы ждём вас ещё в народном историческом музее.
___
Сценарий мероприятия составила и разработала директор музея Елена Кутьина