МААМ-картинки

«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)

Татьяна Скрягина
«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Тема: «Для чего нужны ткани (рассматривание бумаги и ткани)

Основные цели:

- познакомить с рукотворным материалом - тканями, сравнить свойства бумаги и ткани;

- обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);

Публикация «„Для чего нужны ткани?“ Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“ (рассматривание бумаги и ткани)» размещена в разделах

- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;

- развивать речь, логическое мышление, сообразительность;

- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;

- воспитывать коммуникативные способности детей.

Материалы к занятию : дидактическая игрушка - кукла Настя, ленточки цветные из бумаги и ткани, лоскутки, увеличительное стекло (лупа, трудовой инвентарь для стирки: тазик с водой, мыльница с мылом, полотенце; игровой стеллаж с разными видами ткани, коробка с одеждой для кукол, пособие к игре «Найди заплатку», магнитофон, аудиокассета с танцевальной музыкой.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей со свойствами ткани и бумаги. «Детская цель» - помочь кукле подобрать бант к праздничному наряду. Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию составлен в технологии "Ситуация" и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитатель собирает детей около себя.

В. - Ребята, а вы любите ходить в гости к друзьям на день рождение?

В. - А как вы одеваетесь? (Нарядно, красиво.)

Дети рассказывают о любимых нарядах.

В. - А прически делаете? (Да.)

В. - Чем украшают девочки свои прически? (Заколками, шпильками, резиночками, ленточками, бантами.)

Воспитатель сообщает детям, что куклы тоже любят ходить в гости к игрушкам.

В. - Ребята, нашу куклу Настю пригласили в гости на день рождение. Она хочет быть красивой и попросила меня сделать ей красивый бант вот из этой бумажной ленты. Я объясняю Насте, что лента сомнётся, порвётся, а она не верит.

- Хотите помочь мне убедить Настю?

- Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

уточнить и актуализировать знания детей о свойствах бумаги;

развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитатель предлагает детям коробку с цветными лентами длиной 25-30см: бумажная красного цвета и атласная зелёного цвета.

В. - Ребята, возьмите красные ленточки, они бумажные. И сомните их в руке, а теперь расправьте, распрямите их. Что случилось?

Д. - Ленточки сильно помялись и не распрямляются, не разглаживаются!

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации

затруднения и понимания его причины.

В. - А как легко рвётся бумажная лента (показывает). Вот видишь Настя, что случилось с бумажной лентой. Ребята, что же случилось?

Д. - Бумажная лента помялась, порвалась, стала не красивой.

В. - Правильно, ребята! А что же нам теперь делать? Как быть? Из чего же сделать кукле бант?

- Вы можете подсказать? (Нет).

- Почему? (Не знаем).

- А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).

Дети обращаются с просьбой к воспитателю.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

познакомить с рукотворным материалом – тканями;

продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;

закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.

В. – Ребята, посмотрите, в коробке есть другие ленточки, зелёного цвета. Они из ткани. Теперь возьмите эти ленточки и сомните их, затем распрямите, разгладьте. Какие они стали?

Д. - Ленточки из ткани не помялись, легко распрямляются.

В. - Потяните ленточки из ткани. Легко ли разорвать их? Почему?

Д. - Ленточки из ткани не рвутся.

В. – Почему?

Д. - Потому что ткань прочная.

В. – Правильно, ткань прочная, поэтому не рвётся. Но ткань и бумагу можно резать ножницами. Только ткань сшивают нитками (показывает детям кукольную одежду, а бумагу склеивают клеем (показ поделок из бумаги).

В. - Ребята, а знаете ли вы, сколько на свете вещей из ткани!

Д. - Много: платья, брюки, скатерть и др.

В. - Правильно, ребята. Из ткани много разных вещей : одежда, постельное белье, скатерти, шторы, полотенца. И сами ткани разные : гладкие и ворсистые, легкие и плотные, однотонные (одного цвета) и расписные.

Воспитатель показывает детям кусочки ткани, предлагает детям подержать их в руках.

В. - Ребята, найдите среди этих лоскутков ткани – гладкие (дети показывают, а теперь ворсистые (дети показывают) и т. д.

Ткани – разные. Но поскольку их называют одним словом, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотрите на образцы ткани через увеличительное стекло - лупу.

Дети поочередно рассматривают образцы.

В. - Все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко

держатся друг за друга. Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие, лёгкие. Ребята, как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Вспоминайте.

Д. - Пальто, тёплые брюки.

В. - Правильно. Из толстых тканей шьют пальто, шубы, тёплые брюки, юбки.

Почему?

Д. - Потому что толстая ткань – тёплая, прочная.

В. - В какую погоду надевают такие вещи? Как вы думаете?

Д. - В холодную погоду, зимой, когда холодно.

В. - А что шьют из тонких тканей?

Д. - Платья, сарафаны, рубашки, шорты, панамки, футболки, майки.

В. - Правильно. А почему?

Д. - Потому что ткань тонкая, легкая. И вещи получаются не тёплые.

В. - В какую погоду эти вещи можно одевать?

Д. - В жаркую погоду, летом.

В. - Молодцы, ребята. Значит, одежду шьют из ткани. А теперь посмотрите, как красиво окрашены эти ткани.

Воспитатель показывает ткани с рисунком, например, хлопчатобумажные. Дети рассматривают.

В. - Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную ткань). А кто их сделал такими яркими и привлекательными?

Как вы думаете?

Ответы детей.

В. - Представляете, ребята, над тканями трудилось много людей. Сначала, художник придумал рисунок, затем на специальных станках его перенесли на белую ткань. Вам нравятся эти красивые ткани?

Д. – Да, нравятся.

В. – Из этих красивых тканей шьют красивые платья.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди заплатку».

В. – Ах, какие вы умницы! Справились с заданием, подобрали заплатки для платьев. Ребята, ткань - прочный материал. А как вы думаете можно сделать кукле бант из ткани?

Д. - Да, можно.

В. - А какую же ткань мы с вами можем выбрать? Толстую или тонкую? Лучше белую или цветную?

Воспитатель предлагает детям образцы, дети делают выбор. Воспитатель оценивает выбор детей, делает вывод.

В. - Правильно ребята, вы выбрали ткань тонкую, чтобы легко можно было завязать кукле бант. Выбрали ткань цветную, одного цвета, то есть однотонную – она нарядно выглядит и подходит по цвету к платью куклы Насти.

Воспитатель и дети завязывают кукле бант из ткани (ленточку). Дети любуются, предлагают кукле посмотреть в зеркало.

В. - Ребята, а давайте мы с вами представим, что мы надели красивый наряд, сделали прическу и решили потанцевать.

Под музыку дети танцуют (физ. минутка «Весёлая дискотека»).

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Дидактические задачи:

закрепить свойства бумаги и ткани;

учить детей сравнить свойства бумаги и ткани;

развивать логическое мышление, память, внимание.

В. - Ребята, пока вы танцевали. Я заметила, что в гардеробной у кукол беспорядок. Я предлагаю вам навести порядок – развесить одежду или аккуратно её сложить и положить на полочки в шкаф.

Воспитатель и дети наводят порядок. Воспитатель замечает, что среди чистых вещей лежат грязные платья из ткани и бумаги.

В. - Дети, я заметила, что здесь лежат два грязных платья. Что же нужно с ними сделать.

Д. - Постирать.

В. - Конечно же, постирать. Что же нам для этого нужно?

Д. - Таз, вода, мыло или стиральный порошок.

В. - Всё правильно.

Воспитатель и дети набирают воду, кладут платья, засыпают порошок. Воспитатель объясняет, чтобы отстирать пятна на платье нужно намылить и потереть то место, где пятно. Воспитатель проделывает это с платьем из ткани (пятно отстиралось, затем воспитатель достаёт платье из бумаги

В. - Ой, ребята, что же случилось с бумажным платьем.

Д. - Оно намочилось и рвётся.

Воспитатель подводит детей к выводу, что ткань – прочный материал, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает около себя детей:

- Ребята, с кем мы сегодня играли? (С куклой Настей.)

- Что полезного сделали? (Помогли кукле Насте понять, что бумага непрочный материал. Помогли подобрать ткань для банта.)

- Что нового вы узнали? (Мы узнали, что ткань – прочный материал (из него шьют одежду и много разных вещей, ткань можно стирать, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.

2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.

3. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

«Кленовый лист». Аппликация из бумаги и ткани с использованием бросового материала«Кленовый лист». Аппликация из бумаги и ткани с использованием бросового материала Аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом.

Для чего нужны прогулки в детском саду?Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «В удивительном мире бумаги и ткани» Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно.

Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины»Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Кукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-классКукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-класс Кукла "Масленица" из бумаги и ткани - детский мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная бумага или бумага для принтера.

Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группыМастер-класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани «Моя любимая кукла» для детей подготовительной группы Мастер класс по изготовлению куклы из бумаги и ткани,Моя любимая кукла " для детей подготовительной группы Цель: Познакомить детей с.

Мастер-класс «Поздравительная открытка» (аппликация из ткани и бумаги)Мастер-класс «Поздравительная открытка» (аппликация из ткани и бумаги) Приветствую, дорогие друзья!Буду рада если, что моя работа Вас заинтересует. Сегодня хочу представить вашему вниманию изготовление открытки.

Мастер-класс «Рождественский ангелочек» из ткани и бумагиМастер-класс «Рождественский ангелочек» из ткани и бумаги От всего сердца разрешите поздравить вас со светлым праздником - Рождеством! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс «Рождественский.

Петушок из бумаги и ткани. Поделка своими рукамиПетушок из бумаги и ткани. Поделка своими руками По восточному календарю, наступающий 2017 год- год красного Петуха. Многие из нас делают поделки-всевозможных петушков. Мы с малышами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД