Аширбаева Анастасия
Сценарий занятия «Сказка по обучению детей правилам дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Обучение дошкольников правилам безопасности дорожного движения было и остается одной из важнейшей задачи в дошкольном образовании.
Для того чтобы воспитать грамотного пешехода, знающего и соблюдающего правила дорожного движения, необходимо использовать в работе с детьми дошкольного возраста все доступные методы и формы работы – обсуждение различных ситуаций, беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов, настольные и дидактические игры, художественная литература.
Публикация «Сценарий занятия „Сказка по обучению детей правилам дорожного движения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сценарии развлечений
- ПДД. Театрализация, инсценнировки, спектакли
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Работу по изучению и закреплению полученных в детском саду знаний о дорожных знаках, светофоре, дорожных ловушках, правилах поведения на дороге необходимо проводить систематично, регулярно и во взаимодействии с родителями. Для того чтобы повысить их ответственность за соблюдение детьми дорожных правил.
Как грамотно, интересно и доступно рассказать детям дошкольного возраста о правилах дорожного движения? А впоследствии, научить правильно, применять полученные знания в жизни и в нужный момент сохранить себе жизнь и здоровье. Такой вопрос интересует всех педагогов-дошкольников. Ответ подсказали сами дети – любовь, интерес дошкольников к сказкам и приключениям подсказала мне использовать сказки, как одну из эффективных форм работы в обучении дошкольников правилам безопасного движения.
Считаю, что сказка помогает педагогу формировать основы правильного поведения у детей дошкольного возраста на дороге, закреплять полученные знания во время бесед, занятий. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная положительная завершающая часть сказки. Так как дошкольник, идентифицируя себя с героями прочитанного произведения, перенимает положительные нравственные качества и примеры правильного поведения пешехода на дороге.
В работе с детьми мной используются сказки различных авторов и произведения собственного сочинения.
Целью данной работы является формирование основ правил безопасного поведения у дошкольников, средствами художественного слова.
Задачи:
1. Формировать у детей целостное восприятие дорожной среды.
2. Расширить словарный запас детей за счёт слов и выражений, относящихся к дорожной безопасности.
3. Оценить уровень знаний детей в области безопасного поведения на дороге.
4. Способствовать развитию наблюдательности на дорогах и навыков безопасного поведения пешехода на дороге.
5. Сформировать представление о различиях дорожных знаков, их назначения и категории.
6. Сформировать у детей начальные навыки безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях.
СКАЗКА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Воспитатель: Сегодня в газете я прочитала новости и узнала, что Кощей Кощеевич, Баба Яга и Леший Тихон, решили переехать из своего дремучего леса жить в город. Да не просто им стало, везде машины туда-сюда ездят, дорогу перейти они не могут. Решили тогда Кощей Кощеевич, Баба Яга и Леший Тихон вместе о помощи попросить, чтобы их правилам дорожного движения научили.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поможем Кощею Кощеевичу, Бабе Яге и Лешему Тихону правила дорожного движения выучить?
Дети: Давайте! (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам нужно пригласить их к нам в детский сад. А как нам это сделать? Что для этого нужно?
Дети: Отправить письмо с приглашением (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно дети! Сначала нам нужно отправить письмо с указанием нашего детского сада и обязательно сообщить о том, что мы хотим помочь Кощею Кощеевичу, Бабе Яге и Лешему Тихону разобраться с правилами дорожного движения.
Воспитатель вместе с детьми составляет приглашение для гостей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наше письмо готово.
«Мы ребята из МБДОУ «Березовского детского сада № 4», старшей группы «Гномики», хотим пригласить вас на наше занятие по правилам дорожного движения, на котором мы вас научим:
1. Как правильно переходить дорогу.
2. Какие бывают светофоры.
3. Какие бывают дорожные знаки.
Воспитатель: Теперь его надо отправить, и будем ждать наших гостей!
***
Тук, тук, тук!
Баба Яга: Ой, что это за стук?
Кощей Кощеевич: Яга, так это же почтовый ящик звенит, почту наверно нам принесли. Сходи, посмотри!
Баба Яга: Ступа, лети ко мне, а то не хочу пешком идти!
Села Баба Яга в свою ступу и полетела до почтового ящика. Смотрит, а там и в правду конверт лежит.
Баба Яга: Хмм… Леший Тихон, ты случайно ничего не заказывал -O- Идите все сюда, будем письмо читать, на конверте написано, что нам всем!
Уселись Баба Яга, Кощей Кощеевич и Леший Тихон вместе за стол, распечатали конверт и видят, что в нём приглашение какое-то. Начали они читать…
Дорогие наши Кощей Кощеевич, Баба Яга и Леший Тихон!
Мы ребята из МБДОУ «Березовского детского сада № 4», старшей группы «Гномики», хотим пригласить вас на наше занятие по правилам дорожного движения, на котором мы вас научим:
4. Как правильно переходить дорогу.
5. Какие бывают светофоры.
6. Какие бывают дорожные знаки.
Будем рады видеть вас завтра в 10.00.
Дети старшей группы «Гномики».
Леший Тихон: Кощей, это что, нас дети приглашают? А они сами-то знают все эти правила?
Баба Яга: Это то мы и проверим… Так, значит завтра пойдем к ним детский сад на занятие, посмотрим, чему они нас там научить смогут!
Кощей Кощеевич: Яга, ты уверена, что они нам помогут?
Баба Яга: Цыц! Завтра идем.
***
Когда дети пришли на следующее утро в детский сад, то они сильно волновались. Все думали, придут ли к ним гости, чтобы они смогли их научить правилам дорожного движения или нет…
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть хорошая новость.
Дети: Какая?
Воспитатель: Кощей Кощеевич, Баба Яга и Леший Тихон придут сегодня к нам. Так что нам надо подготовиться.
Дети: Ура!
***
Баба Яга: Какой красивый детски сад…
Кощей Кощеевич: Яга, тут дверь закрыта, как мы попадем внутрь?
Баба Яга: Кощей, ты что, совсем не видишь, тут какая-то штука с кнопками, и надпись «г-но-ми-ки че-ты-ре в». Странно, сейчас попробуем.
Пик-пик-пик-пик-пик.
Воспитатель: Группа «Гномики», слушаю вас.
Баба Яга: Я, это… Мы…. Кощей пришел!
Воспитатель: Мы так рады, проходите!
***
Леший Тихон: Как же тут красиво. Столько всего интересного.
Воспитатель: Проходите дорогие гости, дети вас уже заждались.
Кощей Кощеевич: Это куда это мы попали? Тут прям настоящая улица… И дорога, и деревья, машины, штука какая-то цветная.
Дети: Это светофор! Кощей Кощеевич, у нас есть 2 вида светофора, один для машин, другой для пешеходов.
Кощей Кощеевич: Придумали тоже, 2 светофора.
Воспитатель: А как вы переходите проезжую часть? Ведь все ориентируются по светофору.
Кощей Кощеевич: Как, как, как все, если нам надо перейти дорогу, то мы идем и переходим!
Леший Тихон: Ага, а машины-то все нам сразу рады, начинают нам сигналить и тормозят.
Воспитатель: Машины резко тормозят, потому что вы не соблюдаете элементарные правила. Давайте у детей спросим, как правильно переходить дорогу, и какие бывают светофоры?
Дети: Чтобы правильно перейти дорогу, нужно переходить в положенном месте по нарисованной «зебре», где стоит дорожный знак «Пешеходный переход» - этот знак указывает на место, где водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для того, чтобы перейти дорогу на другую сторону.
Баба Яга: Хотите сказать, что если я подойду к этой вашей «зебре», то машины начнут останавливаться и я смогу перейти дорогу?
Воспитатель: Конечно. Потому что все водители соблюдают правила дорожного движения.
Дети: И вы сможете безопасно перейти проезжую часть. Но прежде чем идти, нужно обязательно посмотреть сначала на лево и убедиться, что машины остановились или их нет, а потом надо посмотреть на право и тоже убедиться, что машины остановились или их нет.
Кощей Кощеевич: Так, так… Найти дорожный знак «Пешеходный переход», посмотреть на лево, потом на право, машины стоят, можно идти. Я понял!
Воспитатель: Молодец Кощей Кощеевич.
Баба Яга: А что это за столб с огоньками? Все смотрит и смотрит на меня.
Дети: Это светофор. Он очень важен на дороге!
Баба Яга: И чем это он важен?
Дети: По светофору ориентируются машины и пешеходы. Есть светофор для машин у него три сигнала – красный, желтый и зеленый; а есть для пешеходов, у него два сигнала – красный и зеленый.
Баба Яга: Я поняла. Значит, где три огонька – это для машин, а где два – это для нас!
Дети: Правильно Баба Яга.
Леший Тихон: Да ладно тебе Баба Яга, ну вот прям всё ты поняла, прям молодец! А я вот не пойму, что это за красный круг с полосой?
Воспитатель: Это Леший, дорожный знак «Движение запрещено». Давай тебе лучше дети расскажут, какие самые главные дорожные знаки должны знать все пешеходы.
Леший Тихон: Ребята, их, наверное, очень много? Я много не запомню, у меня голова дырявая!
Дети: (Смеются). Не переживай, мы тебе расскажет только о самых главных.
Леший Тихон: Ну, тогда давайте, выкладывайте всё про свои знаки.
Дети: Тебе Леший, надо запомнить три главных группы знаков:
1. Предупреждающие знаки – треугольной формы красного цвета, информируют об опасном участке дороги.
2. Запрещающие знаки – круглой формы красного цвета, информируют об ограничении движения.
3. Предписывающие знаки – круглой формы и синего цвета, информируют об особенности движения на определенном участке дороги.
Леший Тихон: Если я вас правильно понял, то эти ваши три группы знаков самые главные, и если я буду их знать, то с правилами дорожного движения у меня всё будет в порядке?
Воспитатель: Да Леший. Но ты всё равно дома прочти про каждый знак из этих трёх категорий.
Леший Тихон: Ой ребята, вы такие молодцы!
Кощей Кощеевич: Вы так нам помогли!
Баба Яга: Никогда бы не подумала, что самим «Детям» скажу спасибо, за полезное занятие. Спасибо вам ребята. Теперь мы не будем переходить дорогу абы-как-бы, а будем соблюдать все-все правила дорожного движения.
Дети: Приходите к нам еще!
Кощей Кощеевич, Баба Яга, Лещий Тихон: Обязательно придём!
Воспитатель: До свидания! До новых встреч!
***
Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, правда ли наши Кощей Кощеевич, Баба Яга и Леший Тихон, задумаются о своём поведении на дороге? И будут ли они соблюдать правила дорожного движения? Как вы думаете?
Дети: (Ответы детей) – рассуждение.
Воспитатель: А вы сами соблюдаете правила дорожного движения?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте все вместе повторим наш девиз!
Воспитатель и дети: «Безопасность превыше всего!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка имеет важнейшее воспитательное значение, поэтому широко используется в работе с дошкольниками. Сказочное произведение имеет колоссальный развивающий аспект, она развивает у детей важнейшие социальные навыки и навыки безопасного поведения на дороге. Дети учатся анализировать поступки героев, как положительные, так и отрицательные. Давать оценку своему поведению.
Длительное применение такой формы работы с детьми по изучению и закреплению знаний правил дорожного движения как сказка, позволило сделать также и следующий вывод: практическая значимость использования сказок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у родителей очень высока. В домашнем обстановке и семейном кругу, вместе с детьми имеют возможность рассмотреть и обсудить сюжет сказки и возникшие опасные ситуации, как с героями, так и при участии детей в дорожном движении.
Применение сказок расширит содержание педагогической деятельности воспитателя по формированию культуры безопасного поведения, как у воспитанников, так и их родителей.