Татьяна Ковач
Проект «Секреты бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Секреты бабушкиного сундучка»
Срок: проект средней продолжительности.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Объект проекта - бабушкин сундук, традиционная тряпичная кукла.
Предмет проекта : процесс изготовления традиционной тряпичной куклы.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы 6-7 лет, бабушка из БФ «Русская береза», родители.
Методы исследования:
Публикация «Проект „Секреты бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
сбор информации о истории русского народного народа, их традициях и обычаях, о разнообразии тряпичных куклах;
беседа;
наблюдения;
сравнение и обобщение;
проведение мастер-класса;
работа с интернет-источниками.
Продукты проекта :
1. Мини - музей «Народная тряпичная кукла».
2. Альбом «Тряпичные куклы. Технология их изготовления».
3. Дидактическая игра «Собери русскую тряпичную куклу».
4. Календарь народной куклы «Хоровод круглый год».
5. Папка-раскладушка «Подорожница».
Актуальность темы проекта :
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер)
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, игровые и обереговые. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Так родилась идея реализации проекта под названием «Секреты бабушкиного сундучка». Он призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. А «бабушкин сундук» - это кладезь старинных и ценных вещей. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
Проблема: Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в бабушкином сундучке хранились тряпичные куклы, которые были традиционной игрушкой в быту русского народа и несли определенный символический смысл.
Цель проекта : Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщиться к истокам русской народной культуры через образ традиционной народной тряпичной куклы.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
Изучить виды тряпичных кукол и технологии их изготовления.
Учить изготавливать простейшие тряпичные куклы своими руками.
Развивающие:
Развивать интерес к устному народному творчеству и рукоделию.
Содействовать развитию творческих способностей.
Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук;
Развивать зрительно-моторную координацию.
Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Воспитывать интерес к ручному труду.
Воспитывать стремление помогать своим товарищам.
Предполагаемые результаты для детей:
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные куклы;
- овладеют технологией изготовления тряпичных кукол, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- появится тесный контакт с родителями воспитанников;
- повысится статус группы;
- пополнится предметно - развивающая среда;
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в сфере дополнительного образования и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы;
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап
1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).
3. Привлечение родителей к сбору информации о народных тряпичных куклах, к пополнению нравственно-патриотического уголка по знакомству с русским народным творчеством.
4. Разработка плана по реализации проекта.
В ходе предварительной работы воспитателями группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми.
Кроме того, были подобраны иллюстрированный материал, художественная литература, пословицы, заклички, прибаутки, потешки, поговорки, игры и т. п.
Для родителей были подготовлены консультации и рекомендации.
Организационно- практический этап.
1. Беседы:
«Народная тряпичная кукла»
«Как выглядели куклы раньше»
«Почему у народной куклы нет лица»
«Игрушки наших прапрабабушек».
2. Конспекты ООД:
«Бабушкин сундучок»
«Изготовление тряпичной куклы Малышок – голышок»
«Изготовление тряпичной куклы Масленицы»
«Изготовление тряпичной куклы Веснянки»
«Изготовление тряпичной куклы Пасхи»
«Путешествие в музей народной тряпичной куклы».
3. Изготовление с детьми обрядовых и обереговых кукол: «Ангел»; «Пеленашка», «День-ночь», «Масленица» и др.
4. Мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол «Хороводница» и «Подорожница».
5. Оформление папки-передвижки «Подорожница».
6. Оформление дидактической игры «Собери русскую тряпичную куклу».
7. Изготовление тряпичных кукол для оформления календаря народной куклы.
8. Проведение выставок детских работ «Образ тряпичной куклы».
9. Оформление альбома: «Тряпичные куклы. Технология их изготовления».
Работа с родителями:
1. Консультации:
«Куклы, в которые играют дети»
«Народная кукла. Немного истории»
«Кукла в жизни ребенка»
«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол (ткань, нитки, вата и т. д.).
3. Привлечение родителей к созданию мини-музея «Народная тряпичная кукла».
4. Презентация «Куклы-обереги для защиты дома и семьи» на родительском собрании №2, посвященная изготовлению народной тряпичной куклы.
5. Домашние мастерилки родителей и детей по изготовлению тряпичных кукол.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ детей, педагогов, родителей.
2. Создание альбома: «Тряпичные куклы. Технология их изготовления».
3. Создание папки-передвижки «Подорожница».
4. Создание дидактической игры «Собери русскую тряпичную куклу».
5. Создание календаря народной куклы «Хоровод круглый год».
6. Создание мини – музея «Народная тряпичная кукла».
7. Презентация проекта «Секреты бабушкиного сундучка» воспитанницей подготовительной группы №9 «Ласточка» педагогам и родителям.
План реализации проекта
Образовательные области программы Виды деятельности
Речевое развитие Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на
Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим
предкам были нужны куклы»; «Народная тряпичная кукла».
Занятия:
«Бабушкин сундучок»
«Изготовление тряпичной куклы Малышок – голышок»
«Изготовление тряпичной куклы Масленицы»
«Изготовление тряпичной куклы Веснянки»
«Путешествие в музей народной тряпичной куклы».
Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды
тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
Д/ игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».
Просмотр презентаций: «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».
Познавательное развитие Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья»,
«Дом»; «У бабушки в гостях».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».
Презентация: «Как жили люди на Руси».
Дидактическая игра «Календарь народной куклы «Хоровод круглый год»».
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Кукла моей бабушки».
Аппликация: «Украсим кукле фартук».
Лепка: «Игрушки моей бабушки».
Конструирование: «Домик для кукол»;
«Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».
Изготовление тряпичных кукол с детьми «Ангел», «Коза», «Хороводница», «Пеленашка», «Подорожница», «День-ночь» и др.
Дидактическая игра «Собери русскую тряпичную куклу».
Заучивание колыбельных, русских народных песен «Коляда,.», «Масленница» и т. д. ; закличек, колядок, прибауток.
Развлечение: «Рождественские святки», «Масленица».
Хороводные игры: «Как пошли наши подружки»; «С вьюном я хожу», «На лесной опушке», «Веснянка», «Хоровод».
Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», небылиц «Богат Ермошка» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие Сбор материала для изготовления кукол (ткань, нитки, тесьма, вата и. т. д.).
Беседа: «Откуда взялось название города»; «Как трудились на Руси»; «Быт русской деревни».
Презентация: «Ремесла на Руси».
Д/ игры: «Ремесла на Руси»; «Профессии».
«Физическое развитие» Подвижные и русские народные игры: «Ручеек»; «Карусель»; «Гори, гори, ясно»; «Горелки», «Ворота» и другие.
Выводы:
В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты. Мы выяснили, что в бабушкином сундучке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.
Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.
Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них – это тряпичные куклы, и они у нас получились.
В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 80% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол; выразили желание изготовить кукол для мини– музея; презентовали и поделились опытом изготовления тряпичных кукол.
Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.
По результатам работы проекта «Секреты бабушкиного сундучка» стало понятно, что знакомство с историей традиционной народной куклы и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Изготовление народных кукол позволили познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.
Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея «Народная тряпичная кукла», дидактической игры «Собери русскую тряпичную куклу», календаря народной куклы «Хоровод круглый год», папки-передвижки «Подорожница» и альбома «Тряпичные куклы. Технология их изготовления». В общем можно считать проект «Секреты бабушкиного сундучка» успешно реализованным, но на этом он не заканчивается. Мы постараемся и дальше раскрывать секреты бабушкиного сундучка, при этом изучая наследие русского народа.
Рефлексивная записка.
В ходе данного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители. Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы и совместных дел.
Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родной стране, русскому народу, его культуре и традициям, родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы:
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
2. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно – методическое пособие. – СПб.