Папки-передвижки

«Секреты бабушкиного сундука». План-конспект занятия кружка «Кубанский курень»

Светлана Браташова
«Секреты бабушкиного сундука». План-конспект занятия кружка «Кубанский курень»

Секреты бабушкиного сундука.

План-конспект занятия кружка «Кубанский курень»

Составила Браташова Светлана Николаевна воспитатель ГКУ СО КК «Каневской СРЦН»

Цель. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Задачи. Познакомить детей с народным творчеством Кубани.

Развивать творчество детей.

Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

Воспитывать уважение к истории, творчеству своего народа.

Публикация «„Секреты бабушкиного сундука“, План-конспект занятия кружка „Кубанский курень“» размещена в разделах

Оборудование. Выставка старинной утвари, кубанского рукоделия.

Литература.

«Праздник – ожидаемое чудо» Л. А. Обухова. 2006 г.

Журнал «Каневчане» № 1 – 2 1996 г.

«Кубанский фольклор» П. Ткаченко

«Плясовые припевки Кубани» И. Н. Бойко

Ход занятия.

Ведущий. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем. «Собрание» без вас не начинаем. У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, а кому – песенку.

А собрались мы здесь сегодня, чтобы поговорить об устном народном творчестве. Фольклор – в переводе с английского означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор – это единство слова, музыки, танца, декоративно-прикладного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план. Фольклор – это искусство коллективное. Как же создавался фольклор.

Длинными зимними вечерами собирался народ в какой-нибудь избе. Молодежь отдельно от старших. У старших велись рассказы о жизни, сказки про домовых, леших. А у молодежи звучали песни, частушки, танцы-хороводы, рассказывались небылицы.

Мальчик и девочка.

- Эй, Федул, ты чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- Так зашей.

- Не могу.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Два мальчика.

- Фома, что из леса не идешь?

- Медведя поймал.

- Так веди его сюда!

- Да он не идет.

- Ну, так сам иди.

- Да он меня не пускает.

Мальчик и девочка.

- Что везешь?

- Сено.

- Какое же это сено?

- А коль видишь, что же спрашиваешь?

Ведущий. Вы прослушали потешки-насмешки. Заметили сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты? А насколько меток народный язык в пословицах, поговорках, изречениях. Послушайте их и попробуйте объяснить значение.

- Веселись, тай грай, та дило знай.

- Нэ сиди склав руки, тай и нэ будэ скукы.

- Як батько сказав, так и будэ.

- Що потопаешь, то и полопаешь.

- Чоловик без разуму, що снип без перевязи.

- Живэ як мыша в крупах.

- Яки сами, таки сани.

- Нэ булла б дивчина гарна, була б работяща.

Дети объясняют значение каждой поговорки.

Ведущий. Чтобы нам было легче вспомнить, что же относиться к устному народному творчеству я предлагаю решить кроссворд. (см. Приложение №1)

Ведущий. Эх, частушка – веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.

Девочки поют частушки. (см. Приложение №2)

Ведущий. А теперь перейдем к загадкам. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка проситься. Стоит только внимательно прослушать загадку.

Загадки «Теремок» (см. Приложение №3)

Ведущий. Давайте с вами вспомним народную игру «У куцой бабы». Играли малыши и ребята, примерно 12-13 лет, хотя могли быть и самые неожиданные изменения: играли мама или старшая сестра.

Для начала игры нужно выбрать водящего при помощи считалки.

Игра «У куцой бабы» (см. Приложение №4) проводится 2 раза.

Ведущий. Мы с вами решили весь кроссворд. И если внимательно на него посмотреть, то можно узнать, что же больше всего любят дети. (Приложение №1)

Инсценирование сказки «Золотое яичко» (см. Приложение №5).

Приложение №1

КРОССВОРД.

Ч А С Т У Ш К И

С К О Р Г О В О Р К И

З А Г А Д К А

З А К Л И Ч К И

С Ч И Т А Л К И

П Е С Н И

1. Корткие рифмованные песенки юмористического содержания.

2. Рифмованные строчки, предназначенные для быстрого проговаривания.

3. Хитро поставленный вопрос.

4. Жанр детского фольклора, наивные поэтические обращения к силам природы.

5. Короткие детские стишки, используемые для выбора ведущего игры.

6. Музыкальные стихотворные произведения, которые поются в одиночку или хором.

Приложение №2

ЧАСТУШКИ.

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем.

Эх! Попросите только нас!

Мы с веселой песней дружим,

По кубански говорим,

Хорошо живем, не тужим.

Эх! Со сметаной хлеб едим!

Эх! Сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь повсюду нас встречает,

Эх, да кубанска старина!

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О кубанском нашем крае,

Эх, песни звонкие поем!

Ой, березонька – березка,

Раскудря-кудрявая1

Хороша, Кубань, ты наша,

Кубань величавая.

Хорошо частушки пели.

Хорошо и окали.

Мы очень все хотели,

Что б вы нам похлопали.

Приложение № 3

Загадки «Теремок»

1 с

2 к о т

3 к р 4 б

5 в о р о б е й

6

к м к л 7 б

8 м

у

х

а а 9 к р о т

10 ж

л р а б 11

п

12 ф

и

л

и

н 13 г

р

а

ч

и

р к 14 з 15 у ы

е

а

а т

л

ф 16 л я

г

у

ш к

а ы

ц а

По вертикали:

2. Шерстка мягонька, да коготок остер.

5. Маленький мальчишка по дворам шныряет, крохи собирает.

8. Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручает, а на нос садится.

9. С луговины под забор подошла цепочка гор. Кто-то в сад прошел хитро: под землей провел метро.

12. Днем сидит он как слепой, а лишь вечер – за разбой.

13. Что за весенние черные птицы любят за лугом ходить и кормиться?

16. Не зверь, не птица, всего боится, половит мух и в воду плюх.

По горизонтали:

1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

3. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, и прольется кровь моя.

4. Невелика,рыжевата, хвост красивый и косматый. На дереве живет и орешки грызет.

6. В болоте плачет, а из болота не идет.

7. Ветки косят, глину роют. На реке плотину строят.

10. Этот зверь какой-то странный: шея как стрела у крана.

11. В темной избушке живут чернушки, вяжут кружево без узлов и петель.

14. Это что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы, уши больше головы.

15. Весь день на воде, а водой не насытиться.

Приложение № 4

Игра «У куцой бабы».

Одному игроку завязывают глаза и ставят возле стенки в комнате. Это была «куца баба». Между игроками и бабой происходит такой диалог:

- Бабо,бабо! Дэ ты стоишь?

- На камни.

- Шо ты продаешь?

- Квас.

- Ловы деток та ны нас, та по лавочкам ны лазь!

И все дружно разбегались по комнате, а баба должна была кого-нибудь поймать. Если Баба подходила к окну или к печке, все кричали: «Бабо, жар!», предостерегая ее от неприятностей. Если Баба ловила игрока – он становился Бабой и игра продолжалась.

Приложение № 5

Инсценировка сказки «Золотое яичко»,

из серии «Старая сказка на новый лад».

Ведущий Жили-были дед да баба.

Была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.

Баба Эй, старик, проснись скорей!

Дед Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба Да смотри, что я нашла:

Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела!

Баба Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели?

Баба Погляди, горит, как жар!

Дед Не случился бы пожар.

Баба Ой, горит, слепит глаза.

Дед Чудеса!

Баба Чудеса!

Дед Ты в сундук его запри.

(раздается стук в дверь)

Баба Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло

Ненароком принесло.

Дед Ты поди, запри засов.

Да спустить бы надо псов.

Баба В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко я продам.

Накидают мне рублей.

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед Что ты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба Наказанье с глупым дедом!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Не к чему нам этажи.

А за эти, за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед Пусть смеются, мне не жалко.

Баба Да уймись, ты, не кричи.

Вот упала на пол скалка,

Чугуну гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед Я хозяин или нет?

Баба Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Дед Ну, и что мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили.

И работать, как всегда.

Баба И шубенку справить можно

И подправить можно дом.

Дед Только то, видать надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь.

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседка!

Баба Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок

И соленья, и варенья.

Вместе Заходите без стесненья!

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Интегрированное занятие «Куклы-обереги из бабушкиного сундука» Задачи: 1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах. 2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука»Сценарий развлечения для старших дошкольников «Игрушки из бабушкиного сундука» «ИГРУШКИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»Цель: популяризация старинного русского промысла – изготовления игрушек Вид деятельности: Познавательная.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

План-конспект занятия №2 кружка по бисероплетению «Бусинка» Сентябрь Занятие №2. Тема: «Виды бисера. Калибровка бисера» Цель: познакомить детей с разновидностями бисера. Учить различать бисер по размеру.

План-конспект занятия кружка «Волшебные краски» «Бабочка» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СРЦН» ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной.

Развлечение по изодеятельности в подготовительной группе «Сокровища бабушкиного сундука»Развлечение по изодеятельности в подготовительной группе «Сокровища бабушкиного сундука» Сотрудник детского сада вносит в группу воздушный шар и обращается к детям: -В окно влетел воздушный шар, может быть ребята, он прилетел.

Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка» Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука» -Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Секреты бабушкиного сундука». План-конспект занятия кружка «Кубанский курень»
Опубликовано: 8 августа 2016 в 10:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД