Лучший педагог года

Семейная гостиная для заботливых родителей

Татьяна Караваева
Семейная гостиная для заботливых родителей

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом, в вину ребенку ставятся, как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в дальнейшем сказывается на успешности его развития и даже на психическом здоровье.

Публикация «Семейная гостиная для заботливых родителей» размещена в разделах

В данной ситуации, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Именно дошкольные работники, изучая особенности семейного воспитания, могут и должны оказать помощь и поддержку родителям в установлении гармоничных отношений “родитель - ребенок” и в создании условий полноценного воспитания и развития детей.

Выход Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вывел проблему взаимодействия с родителями на новый стратегический уровень. Стандарт требует изменений позиций воспитывающих взрослых по отношению к ребенку с признанием уникальности и самоценности дошкольного детства, уважения личности ребенка и принятия его права быть субъектом образовательной деятельности и образовательных отношений.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. На наш взгляд, единственно верный путь к успешности - путь сотрудничества, где центром общей заботы является ребенок. Вряд ли можно надеяться на то, что педагоги смогут коренным образом изменить мировоззрение родителей – зрелых, состоявшихся личностей. Но, мы можем в доступной форме показать родителям реальные и перспективные модели взаимодействия с детьми.

Мера вовлеченности родителей в образовательную деятельность зависит и от того, насколько педагоги учитывают индивидуальные особенности, возможности, интересы, запросы, потребности каждого из них. Поучения и наставления зрелой личности, с устоявшимися взглядами и ценностными позициями,- это проигрышный вариант. Очень важно, чтобы сам родитель воспринимал себя, как субъекта саморазвития и сотворчества с другими родителями и педагогами.

Вовлечь родителей в образовательную деятельность, сделать их активными субъектами образовательных отношений – дело не простое, но реально достижимое.

Семейная гостиная для заботливых родителей (далее по тексту Гостиная) - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая объединить людей, озабоченных близкими проблемами, помочь им осознать их и определить возможные варианты решения, освоить личностно-ориентированные способы взаимодействия с детьми. Установление открытых, доверительных отношений между педагогами и родителями и участников между собой – одно из важнейших условий деятельности Гостиной.

Именно поэтому началом любой нашей встречи служат минуты знакомства друг с другом (каждый раз в новом аспекте). Кроме того, и минуты рефлексии (взаимоблагодарение) в ходе подведения итогов встречи способствуют сближению детей, педагогов и родителей.

Название формы работы с родителями - «Семейная гостиная для заботливых родителей» выбрано не случайно. Ни один из родителей не скажет, что он не заботится о своих детях. Ее целью является – создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Главные принципы организации каждого занятия Семейной гостиной систематизированы в формуле «РПУ» (Радость+ Полезность + Успешность»). Девиз взаимодействия педагогов и семей воспитанников : «Любое дело пусть будет занятным, полезным, успешным, нужным, приятным».

Структура каждой Гостиной состоит из четырех частей:

Приветствие ( обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Комплимент», «Ласковое имя» и т. д., которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).

Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Воздушные вопросы», «Узнай своего ребенка» или «Не детские запреты» и пр.)

Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа, изготовление поделок. Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).

Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр., а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», «Закончи предложение», опрос мнения родителей типа «Мне сегодня… Я сегодня …»)

Обретая опыт успешности участия в Гостиной, родитель обретает новый ценностный образ «Я-родитель» и созидает новый ценностный образ «Ребенок-личность».

Однако, самая полезная информация может остаться невостребованной, если она не привлекательна или мало доступна восприятию людей без педагогического (психологического) образования. И здесь нам на помощь приходит игра. В первую очередь это относится к игре. Игровые способы организации взаимодействия с родителями оптимально включают эмоциональную познавательную и деятельностную составляющие активности.

Оценка результативности Семейной гостиной осуществляется по следующим критериям:

Ответственное отношение родителей к дошкольному детству, как к самоценному периоду становления личности – «В радостях детства – залог успешности взросления личности».

Гуманистический характер внутрисемейных отношений – «Где в семье лад, там и деток добрых растят»;

Субъективный характер взаимодействия родителей с детьми – «Коли нет в семье безделья, царят в ней радость и веселье»;

Характер преемственности поколений и его влияние на воспитание детей – «Семью любить – традиции беречь и хранить»;

Характер проявления родителями активности участия в образовательной деятельности ДОУ - «Дитя любить – его интересами жить».

Таким образом, система обновления пространства общей заботы способствует : сближению педагогов, родителей и детей; улучшению качества образованию дошкольников; повышению общей и педагогической культуры семьи; взаимной удовлетворенности сотрудничеством педагогов и родителей; созданию общей атмосферы наполненности жизнедеятельности ДОУ и семьи радостными и успешными делами.

В дружной счастливой семье, где существуют традиции доверительного общения, совместной деятельности, семейных культурных праздников и досугов, не остается места вредным привычкам. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю жизнь, став взрослым, создает свою семью, основанную на любви, взаимном уважении и взаимопомощи.

Поэтому наиболее существенным показателем, подтверждающим повышение роли семьи в образовании дошкольника, являются рассказы самих детей о том, как они теперь всей семьей: делают по утрам зарядку; играют в веселые и умные игры; читают и сочиняют сказки; рисуют, лепят и конструируют; готовят праздничные представления для близких и друзей. Все это означает, что мы на верном пути.

Публикации по теме:

Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета»Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» Уважаемые коллеги, сегодня хочу познакомить Вас с одной из форм работы с родителями, которую использовала в своей работе в истекшем 2016-2017.

Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» (часть 3)Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» (часть 3) Уважаемые коллеги, продолжаю и заканчиваю знакомить Вас с участникамиГруппового Марафона для родителей и дошкольников средней группы «СЕМЕЙНАЯ.

Консультация для родителей «Семейная игротека. Развивающие игры «Обувь» для детей 4-го года жизни»Консультация для родителей «Семейная игротека. Развивающие игры «Обувь» для детей 4-го года жизни» Всем родителям известно, как велико значение речи в общении ребенка четвертого года жизни со сверстниками. Предлагаю Вашему вниманию,.

Проект «Семейная гостиная» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделиться с вами опытом нашей работы по взаимодействию с родителями воспитанников.

Рекомендации для заботливых родителей «Как вырастить настоящего мужчину?» Готовясь к празднику 23 февраля в каждой группе детского сада проходит большая подготовка: повторение (или разучивание) стихотворений и.

Семейная гостиная (фотоотчет)Семейная гостиная (фотоотчет) Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в ДОУ является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение.

Семейная гостиная «Как растет мой малыш» Проект. Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодняшним материалом я хочу начать большую работу, направленную на вовлечение родителей в образовательное.

Семейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возрастаСемейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возраста Группа празднично украшена шарами, цветами. В группу под песню «Мамочка милая, мама моя…» входят нарядные дети становятся на коврик врассыпную.

Семейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группеСемейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группе Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и родителей. Задачи: -воспитывать любовь и уважение к матери, стремление.

Творческая гостиная «Мультфильм руками родителей» (фотоотчёт)Творческая гостиная «Мультфильм руками родителей» (фотоотчёт) Творческая гостиная «Мультфильм руками родителей» 2016 год в России объявлен годом Кино. Все образовательные учреждения нашей страны проводят.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семейная гостиная для заботливых родителей
Опубликовано: 22 марта 2021 в 14:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД