Айгуль Батдалова
Семейное воспитание как фундамент гармонично развитой личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст занимает самый короткий период в жизни ребенка, но является самым ответственным промежутком времени, когда ребенок становится личностью, формируются самые важные личностные качества, способности, характер.
С целью воспитания и формирования гармонично развитой личности ребенка необходимо, прежде всего, создание особой атмосферы в семье, наполненную вниманием и заботой о детях, что и обусловит дальнейшее развитие малыша.
Публикация «Семейное воспитание как фундамент гармонично развитой личности ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зави-сеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье. Охарактеризуем главные условия развития детей дошкольного возраста в семье.
1. Семейная атмосфера, в которой особое внимание уделяется внутрисемей-ным доброжелательным взаимоотношениям, а именно уважительное отношение друг к другу, эмоциональное тепло, умение слушать и выслушать близких, взаимопонимание.
2. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам, морально-нравственный образ родителей.
Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать своё поведение.
3. Методы воспитания : прежде всего это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, участие родителей в переживаниях детей.
4. Воспитательная роль бабушек и дедушек в формировании личности ребенка.
Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Их роль в воспитании подрастающего поколения огромна. Они всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Здесь важно отметить и передачу традиций, уважительное отношение к старшему поколению, способствуют формированию любви к родине посредством сказок, историй из своей жизни.
Однако в семьях часто складываются трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек. В каждой семье отношения складываются по-разному, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, от периода жизни семьи (самым серьезным является период на-чального приспособления, от того, чьи это родители (матери или отца, от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств.
На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура до-машней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетиче-ских требований.
По мнению А. С. Макаренко родители должны ясно представлять себе каких детей они хотят воспитать, какие качества они хотят увидеть в своем ребенке, что необходимо для поставленных целей. «Чёткая постановка задач воспитания, умение повседневно руководствоваться ими являются одним из основных условий успешного воспитания ребёнка» 1.
В каждой семье необходимо создать ребёнку условия правильного развития : выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, место для хранения одежды и обуви. Посредством индивидуализации бытовых условий и несомненного участия родителей, родственников в жизни растущего малыша, учитывающие многоаспектность как семейного воспитания, так и педагогического воздействия может сформироваться личность гармонично развитого ребёнка, успешного во взрослой жизни.
Список литературы:
1. Красногорская, Л. И. Роль семьи в воспитании дошкольников. М. : Учпедгиз, 1959. – 96 с.