Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями

Прасковья Ушницкая
Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями

1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого[11].

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей[5].

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

- организации образовательного процесса;

- организации развивающей среды;

- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

- оказании дополнительных услуг;

- разработке планирования: общих дошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- повышение уровня педагогических знаний родителей;

- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т. е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ[3].

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т. А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» [14].

Реализовать «открытость внутрь» - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманным отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Как пишет Котырло В. К., для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада[17]. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает такую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений[13].

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи.

Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

- Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

- Укрепление внутрисемейных связей;

- Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т. е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает:

- Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;

- Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;

- Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет[7].

Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.

На основе исследований Лешли Дженни можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родителями:

1. Первые контакты между ДОУ и семьей:

- посещение педагогом семьи на дому;

- приглашение родителей посетить ДОУ;

- предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;

- встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:

- ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;

- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;

- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;

- посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.

3. Помощь родителей ДОУ:

- в качестве организаторов и спонсоров;

в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;

4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

- родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;

родители принимают участие в играх, занятиях детей.

5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:

- работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);

- продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.

6. Участие родителей в общественной деятельности:

- работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.

7. Организация общественных мероприятий для родителей:

- посещение курсов по проблемам воспитания;

- работа клуба для родителей;

- приглашение лекторов по интересующим вопросам;

8. Помощь родителям:

- оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;

накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;

- помощь в решении выхода из кризисных ситуаций[6].

Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:

- единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;

- обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;

- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;

- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;

- наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;

- подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;

- участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста[10].

Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;

- научность - лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.

- непрерывность и целостность - умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;

- вариативность - различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;

- планомерность - постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;

- гуманность - отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении[9].

Таким образом, сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

В работе с семьей важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА В ДЕТСКОМ САДУ

Создание семейного клуба является необходимой социальной площадкой на пути решения проблем в семейном воспитании, укрепления детско- родительских отношений.

Семейный клуб мы рассматриваем как сообщество детей, педагогов и родителей, объединенных общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности, как место для коллективной деятельности специалистов и семей, приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и само реализоваться, продуктивно проводить время[19].

Семейные клубы - это разновозрастные клубы, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки). Семейные клубы могут быть организуемыми и самоорганизующимися.

Многообразие видов деятельности определяется интересами семей- членов клуба. Существенной характеристикой семейного клуба является и х педагогическая и досуговая направленность.

Добровольное участие членов в его работе, свобода выбора деятельности, возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении. В работе семейного клуба как правило, принимают участие разные специалисты ДОУ[22].

При организации клуба в детском саду главными являются, такие функции:

• Коммуникативная;

• Предметно-деятельностная;

• Социально-воспитательная;

• Социально-культурная;

• Практически-деятельностная;

Организовать можно семейные клубы в детском саду в следующих видах:

Клуб будущих родителей

Клуб «Молодая семья»

Клуб семей с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.

Клуб родителей будущих первоклассников.

Клуб для мам.

Клуб неполных семей.

Клуб прародителей.

Клуб для пап.

Деятельность родительского клуба в дошкольном образовательном учреждении имеет общую цель:

Комплексное психолого- педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ. Гармонизация детско- родительских отношений[20].

Основные задачи семейного клуба имеют следующие направления:

• Оказание психолого-педагогической помощи родителям.

• Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

• Организация общения детско- родительского коллектива в ходе различных игр и продуктивной деятельности.

• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста.

• Обогащение семейного досуга.

Коллективная работа по создании семейного клуба в детском саду состоит из трех этапов, первый этап – организационный:

• Создание условий для организации детско- родительского клуба.

• Изучение особенностей, потребностей семей через собеседование и анкетирование.

• Распределение обязанностей специалистов ДОУ

• Деятельность по планированию работ детско- родительского клуба.

Информирование родителей (законных представителей) о работе детско- родительского клуба.

Разработка положения о детско- родительском клубе.

Второй этап работы- основной этап. Этот этап реализуется в двух

взаимосвязанных блоках:

• Инвариантном (взаимодействие со всем контингентом и родителями (законными представителями).

• Взаимодействие с отдельными группами родителей (законными представителями).

В процессе взаимодействия родителей оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний, особенностях формировании личности ребенка дошкольного возраста[8].

Кроме того, умения применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других членов семьи.

В третьем, контрольном этапе, ставится оценка эффективности проделанной работы, проявляется основной критерий соответствия результатов работы поставленным целям и задачам.

Таким образом, организации семейного клуба в детском саду это, одна из самых эффективных форм работы с родителями.

Мы отмечаем, эффективность работы детско- родительского клуба, по следующим показателям: в работе педагогов и родителей (законных представителей) снижается ситуация конфликтности; повышается уровень посещаемость родителями мероприятий ДОУ; в воспитательном процессе наблюдается более высокая активность родителей (законных представителей); увеличивается качества индивидуальных консультаций специалистов ДОУ и при консультировании изменяется характер запросов семей.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего участка»Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего участка» Зима в январе заявила о себе как полноправная хозяйка на наших зимних прогулках. Постройки, которые мы сделали еще до нового года, пострадали.

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми Развитие диалогических отношений дошкольной организации образования и семьи-одна из важнейших задач модернизации социально-педагогической.

Лэпбук-новая активная форма работы воспитателя и детейЛэпбук-новая активная форма работы воспитателя и детей Лэпбук- новая активная форма работы воспитателя и детей. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы,.

Мастер-класс как современная форма организации работы с родителями «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» А. Грин Воспитательно-образовательная работа.

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных.

Проект «Социальная сеть, как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка» Проект «Социальная сеть, как интерактивная.

Родительское собрание как форма организации работы с родителями Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления.

Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения. Кузнецова Разия Харисовна Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45 Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

Фотоотчет «Семейный спортивный клуб для детей старшего дошкольного возраста и родителей»Фотоотчет «Семейный спортивный клуб для детей старшего дошкольного возраста и родителей» В нашем спортивном зале МАДОУ «ЦРР – ДС «Радуга» состоялось игровое занятие «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!» Участники дети.

Сообщение из опыта работы «Семейный экологический проект, как форма взаимодействия с родителями» Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями
Опубликовано: 7 мая 2017 в 06:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Картотека «Загадки про черепаху»
Моя картотека загадок 14 загадок про Черепаху *** Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, гуляет . ( Черепаха)...
Лэпбук «Изучаем виды спорта»
Лэпбук – новый способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Он помогает усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-...
Сценарий праздника «Покровская Осень» для подготовительной к школе группы
Сценарий праздника «Покровская Осень» для детей подготовительной к школе группы Под музыку дети входят в зал, проходят круг и встают на полукруг....