Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»

Наталья Турлюк
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»

Вид проекта: исследовательский

Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели).

Объект исследования: вода.

Возраст: Старшая и подготовительная группа дошкольного учреждения.

Содержание:

1. Введение

2. Цель

3. Задачи

4. Актуальность

5. Вывод

Введение

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода - источник жизни на Земле»

Цель работы: Воспитание бережного отношения к воде.

Формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе.

Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

•Узнать из разных источников о запасах воды.

•Сформировать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе.

•Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, для чего и как человек использует воду.

•Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

•Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

•Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

Гипотеза: Воды на земле станет больше - если мы будем ее беречь.

Объект исследования: вода – источник жизни

Предмет исследования: способы сбережения воды.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Оборудование необходимое для проекта:

Видеокамера, техника для прослушивания музыки, фотоаппарат, компьютер (использование слайдов, показ презентации о вод сбережении, материал для продуктивной деятельности, модель свойств воды, пустые стаканы, стаканы с грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; сахар, соль, плакат с изображением круговорота в природе.

Ресурсы: Экскурсия к водоему.

Методы:

•Прослушивание музыки «Шум воды» ,чтение книг, рассматривание иллюстраций,

•поиск информации в интернете, наблюдение, эксперимент.

•Продуктивная и игровая деятельность.

Актуальность:

Вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой.

Вода есть всюду: океанах,морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе.

Вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры детей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.

В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Развивает у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.

Знакомит детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.

Развивает творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация).

Развивает творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)

Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Вода - источник жизни на Земле»»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле.

Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.

Цифры и факты, приведенные в интернете:

•2 % воды - это льды.

•1 % воды – это пресная вода.

•3 %– пригодные для человека. Запасы пресной воды распределены так:

•Запасы пресной воды на Земле (3 %) .

•69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

•24-30 % - грунтовые воды.

•0, 5 % - атмосферная влага.

•0, 5 % - поверхностные воды.

•Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.

•Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

•Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Подготовительный этап.

1. Чтение художественной литературы:

•С. Маршак «Загадка о дожде»;

•Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»;

•И. Мельничук «Дождик», «Гололед»;

•Б. Сокров «Облака»

•Н. А. Рыжова «Вода»;

•Загадывание загадок о воде

•И. Одоевский «Мороз Иванович»;

•Б. Заходер «Что случилось с рекой?»

•Беседа с детьми «Живая вода»

2. Наблюдение в природе на прогулке за водой в водоемах, капельками дождя, льдом из холодильника в домашних условиях

3. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».

«На воде» Союзмультфильм 1986г.

4. Закрепление представлений детей о звучании воды: шум дождя, журчание ручейка, шум водопада, волны, звук льющейся воды из крана, звук падающей капли и т. д.

5. Закрепление знаний детей об использовании свойств воды в жизни человека во время рассматривания картин и иллюстраций, обратить внимание на предупреждающие плакаты.

Исследовательский этап.

Совместная деятельность детей и взрослых

1. Беседа с детьми «Живая вода»

2. Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Фильтрование воды»

3. Наблюдение на прогулке за водой в водоемах, за дождем, за водой в лужах.

Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды».

Подвижная игра «Веселые капельки»

Познавательно-тематическое занятие «Ребятам о воде», закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом.

Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том, как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья. Беседа «Без воды невозможна жизнь на Земле».

Экспериментирование «Вода пресная - вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса).

В течение проекта ребёнок вместе с родителями:

•Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.

•Проводят сверку счетчиков,состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

Родители в домашних условиях и на прогулках закрепили свойства воды.

Провели опыты: «Когда вода приобретает запах и вкус», «Когда вода является растворителем?».

Организовали и провели опыт «Батискаф с яйцом» и обсудили с детьми результаты опыта о свойствах воды.

Родители провели эксперимент в домашних условиях: использовали воду простым методом, открывая кран. Записали показания счетчика, сколько воды использовали за 1 день. На 2 день в быту использовали вод сберегающую насадку и, посмотрев на счетчик,увидели, что воды вылилось меньше, чем в первый день. Принцип действия насадки оказался прост - она уменьшает приток воды, что позволяет экономить воду.

Значит, разумно и экономно используя воду, прибегая к разным инновациям, люди не только берегут её, но и экономят свои деньги.

Свойства воды:

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды:

•прозрачная,

•без запаха,

•бесцветная,

•является растворителем,

•текучая.

Проводя эти опыты, мы знакомим детей с некоторыми свойствами воды. Обращаем их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Чтобы сократить потери воды, надо:

•не оставлять краны с водой открытыми;

•следить за исправностью кранов

•регулировать струйку воды;

•не размораживайте замороженные продукты питания под струей холодной воды, это сохранит огромное количество воды.

•для мытья посуды в раковине следует использовать пробки.

Рекомендации:

Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран, или позови взрослых. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины. Рассказывай наши рекомендации своим друзьям.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар, вода обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Используемая литература:

1. Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2012г. ст. «Волшебная вода».

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2012г. ст. «Волшебница вода». Т. В. Меркулова.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2012г. ст. «Учение с увлечением».

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2013г. ст. «Я - исследователь

6.«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.- М. : ТЦ Сфера, 2003.

7. Данные, опубликованные интернете.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_ai7o7.pptx | 4477,73 Кб | Скачан: 183
 
Публикации по теме:

Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Вода — источник жизни» Тематическая неделя «Вода –источник жизни» Понедельник Утренняя гимнастика Развитие положительных эмоций «Капитошка» Цель: развивать умения.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле — вода!» Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш» Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности гр. старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Вода — источник жизни» Тема «Вода источник жизни» Цель: Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода — источник жизни» Задачи: Уточнить знания детей о роли воды в природе, о том, как человек использует воду. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Вода на Земле» Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему: "Вода на Земле" Тема проекта: Вода на земле Тип проекта: - обучающий - исследовательский.

НОД «Вода — источник жизни» с детьми подготовительной группы по тематической неделе «Всемирный день земли и водных ресурсов» Цель и задачи: • Расширять знания детей о воде и ее значении в жизни живых существ. • Развивать любознательность и познавательную активность.

Проект  «Вода — источник жизни» Актуальность темы данного проекта заключается в следующем: Вода является неотъемлемой частью флоры и фауны на планете. Без неё не может.

Семейный экологический проект «А у нас во дворе…» учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект "А у нас во дворе" Подготовил Колодченко Савелий Колодченко.

Конспект НОД «Вода — источник жизни. Свойства и превращение» ХОД НОД: Орг. момент: Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, сегодня нас пригласили в телестудию принять участие в телепередаче. Мы находимся.

Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле»Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле» Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам, на примерах показать необходимость защиты и охраны.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»
Опубликовано: 20 января 2016 в 18:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Фотоотчет о проведении недели по ПДД в старшей группе
Отчет о проведении недели по ПДД в старшей группе. Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из...
Проект «Мини-огород на участке» в старшей группе
Проект " Огород на участке" Тип проекта: 1. По методу – познавательно – исследовательский; 2. По содержанию – ребенок и природа; 3. По характеру контактов –...
Фотоотчет о посещении городского центра народного творчества в г. Белгороде
Добрый день, уважаемые коллеги! Наступила весна, погода радует нас своими теплыми деньками, и в эти дни мы решили отправится в путешествие по нашему родному...