Папки-передвижки

Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»

Вера Ермакова
Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»

СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЛАН СЕМИНАРА :

1. Важность работы по формированию коллектива в современных условиях жизни нашего общества.

2. Основы формирования детского коллектива :

Публикация «Семинар „Воспитание коллективизма у старших дошкольников“» размещена в разделах

2.1 формирование коммуникативных навыков;

2.2 опыт использования положительных групповых норм поведения;

2.3 организация совместной деятельности

3. Воспитывающий и развивающий коллектив

4. Независимость личности в условиях самоуправления

5. Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.

Какими бы сложными и неоднозначными не были в настоящее время перипетии исторического развития нашего государства, всем определенно известно, что его педагогическую часть заботит более всего нравственное воспитание общества. Да оно должно и будет непременно высокообразованным. Но оно еще должно быть морально-чистым и нравственно-здоровым. Это – первая причина, по которой я выбрала в своей педагогической деятельности тему нравственного воспитания в процессе формирования коллектива дошкольников.

Во-вторых, проблема формирования детского коллектива в дошкольном учреждении настолько важна и актуальна, насколько она и сложна. Дошкольное детство – это важный период жизни. В стенах детского сада маленький человечек развивается не только физически, здесь формируется его характер и складываются нравственные сферы личности.

К тому же психологи во главе с С. Г. Якобсон (ведущим сотрудником Института педагогических инноваций Российской Академии образования) считают, что именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морально-нравственного становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к морально-нравственному воспитанию. И положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем.

Несомненно ясно и то, что гармонично-развитую личность можно воспитать только в коллективе. Специалисты должны стремиться развить в детях навыки коллективного обучения, умение слушать педагога и сверстников, способность к восприятию. Воспитателям и родителям необходимо постоянно помнить о предстоящей психологической адаптации детей к будущей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия.

Итак, определенно ясно, что малышу комфортно развиваться, воспитываться и обучаться именно в коллективе своих сверстников. Ведь потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения детей с товарищами по группе (близкими по уровню физического развития, по основным психологическим параметрам) рождают наиболее необходимые и глубокие переживания, наполняют смыслом их действия и поступки. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь и дружба, признание и понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Коллективное общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в коллективе, а позже – и в мире.

Ко всему выше изложенному следует добавить: успех воспитания в коллективе возможен только при бережном отношении к личности каждого ребенка.

В детском саду с самых ранних возрастных групп нам, воспитателям, необходимо формировать коммуникативные навыки. Этим мы будем решать две важные задачи:

1. Создавать предпосылки для восприятия детьми знаний.

2. Растить нравственно – оформленную личность.

На мой взгляд вторая задача является более важной.

Педагогу точно и грамотно необходимо детский коллектив формировать, а его развитие следует направлять.

Для того, чтобы подготовить детей к жизни и деятельности в условиях демократического общества (а это сейчас глобально и актуально, необходимо воздействовать на развитие отношений детей внутри группы. И это непременно следует делать начиная с самого раннего возраста.

Вот наблюдение из практики работы в нашей I младшей группе «А» МБДОУ №150. Дима Зеленин всегда с радостью подаст любому ребенку из группы обувь или одежду во время одевания; поможет убрать товарищу игрушки, если даже сам в них не играл; принесет книгу; подаст чашку и т. п. Мы, педагоги, просто не нарадуемся его поведением и поражаемся: откуда в этом, еще аленьком человечке (22.08.2003 г. р., столько чуткости и бескорыстия. Ведь он за это ничего не получает, кроме благодарного слова «спасибо». Значит ему этого достаточно. Плюс ко всему – одобрение взрослых. Чем не доказательство тому, что даже в группе младших дошкольников уже начинает нравственно – верно формироваться опыт использования положительных групповых норм.

При этом важна доверительная форма общения между детьми и педагогами. Ведь основные приоритеты в дошкольном воспитании на сегодняшний день в России несомненны – воспитание как благо для ребенка; создание условий для свободного, полноценного выражения личности; творческое развитие индивидуальных способностей; бережное отношение к каждому ребенку, формирование его неповторимого облика; подготовка детей к жизни и деятельности в коллективе, как форме общественного бытия.

Детский коллектив необходимо организовать таким образом, чтобы не только индивидуальные особенности каждого ребенка получили наиболее полное воплощение, но и для того, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его развития, приобрел опыт исполнения любой роли в коллективе сверстников. А педагогу следует детский коллектив формировать, а его развитие – направлять.

От беседы к формированию коммуникативных умений.

Прежде всего воспитатель прививает ребенку навыки выражать свои потребности словами, помогает осознать свое «Я», способствует углублению взаимопонимания между детьми посредством применения циклического приема: БЕСЕДА ДЕЙСТВИЕ БЕСЕДА, при

этом особое значение придает детским стычкам и словесным перепалкам. Только таким образом детский коллектив сформируется как дружественный демократичный, а не будет подавляться и подчиняться группе более сильных товарищей.

Плюс – появляется возможность организовать совместную деятельность. Возвышая различные несовпадающие потребности каждого до общих потребностей, ребенок приучается контролировать себя по схеме: (хочу) предлагаю – (как этого добиться) вступаю в беседу – думаем вместе (план действий) – ставим цель, проводим вместе подготовительные действия для достижения поставленной цели – (даем оценку, проверяем, получилось ли согласно составленному плану действий. Это есть идеальная методика формирования коммуникативных умений. Через подобную цепочку действий каждый ребенок осознает личную роль на пути движения к общей цели, старается возможно лучше исполнить свою роль. Ребенок чрезвычайно горд и счастлив, если общая цель достигнута в результате и его личных усилий. Ведь коллектив – это высшая форма существования личности.

А в идеале для педагога должна стоять цель: организация коллектива самоуправления, в котором дети могли бы разрешать возникающие противоречия, т. е. это должен быть способный к самоуправлению, воспитывающий коллектив самостоятельных детей.

Воспитателю следует способствовать взаимодействию детей независимо от уровня их развития. Кроме того возникает возможность воздействия на каждого отдельного ребенка путем совершенствования коллектива.

И в воспитании детей до трех лет можно определить следующие неотложные задачи:

1. продумывать, творчески проводить веселые игры и прогулки, в которых с радостью будет участвовать любой ребенок;

2. со вниманием относиться к новому опыту или открытию каждого отдельного ребенка, развивать практику ознакомления всех детей группы с этим новым опытом или открытием;

3. со вниманием относиться к стычкам между детьми, учить детей анализировать конфликтные ситуации, обсуждать их; руководить этим процессом очень деликатно.

Задачи для дальнейшего совершенствования коллектива детей, уже достигших трехлетнего возраста:

1. опираясь на опыт ребенка, направляя его от диалога к действию и от действия к диалогу, воспитатели должны углублять взаимопонимание между детьми, одновременно помогая им самоутверждаться;

2. в повседневной жизни они должны уделять внимание трудовой деятельности;

3. воспитателям следует придавать большое значение соревнованию детей при решении общих задач, участии в общих мероприятиях, являющихся ключевыми в коллективной жизни. Необходимо формировать у детей чувства взаимопомощи, уверенности в себе и гордости за правильно выполненную работу.

Решение этих задач будет способствовать дальнейшему улучшению положения ребенка среди других детей.

Независимость личности в условиях самоуправления.

Следует признать, что в процессе формирования личности именно дошкольный возраст является решающем. Именно в раннем детстве закладываются психологические особенности и нравственные качества личности.

Самостоятельность ребенка как субъекта развития прямо зависит от направляющей деятельности воспитателя, от влияния коллектива. Формируя в ребенке самостоятельность, воспитатель должен выбрать правильные методы руководства и учитывать особенности коллектива. Таким образом, самостоятельность – общее понятие, существующее в педагогике в тесной связи с понятием развития и применяемое в теории руководства. Суть этого понятия – в самостоятельной деятельности ребенка, опосредованной механизмом руководство – развитие. Следовательно, самостоятельность является не просто отправной точкой и результатом развития. Этот феномен возникает как опосредованное руководством воспитателя и влиянием коллектива явление. Это достигается содержанием и методами воспитания, педагогическими принципами.

В действительности, личность ребенка как субъекта жизни органично вплетается в жизнь взрослых и формируется под влиянием всех противоречий общества. Следовательно, важно направлять развитие ребенка с учетом его реального окружения: особенностей семьи, местности и др. Однако важно обращать внимание на то, что личность ребенка как субъекта развития является зависимо – опосредованной автономной жизнью детского коллектива. Для самостоятельности ребенка автономная жизнь коллектива особенно значима. Ведь жизнь имеет как практическую, так и фантазийную сторону. Главная причина несамостоятельности современных детей в том, что они теряют способность общения с друзьями, не могут быть автономными в коллективе. Именно поэтому в воспитании детей младшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на обучение общению. Но ведь создание условий для общения и автономности детей – это есть и реальность, и фантазийность деятельности в коллективе. Опираясь на эти свойства деятельности, воспитатель может формировать самодеятельность личности.

Организация автономной жизни дошкольника – главная задача направляющей деятельности воспитателя.

Самостоятельность ребенка и направляющая деятельность воспитателя.

Для самодеятельности личности исключительно важно наличие цели и перспективы, поскольку они служат проводниками между внутренним духовным миром личности и ее внешними проявлениями.

Однако у детей ни цель, ни перспектива не могут возникать сами по себе. Их появление у ребенка может произойти только под руководством имеющего цель воспитания. Сознательные действия ребенка на практике организуются целенаправленным воздействием – руководством. При бесцельном воспитании не может возникнуть цели и у ребенка. Имеющего цель ребенка может вырастить только имеющий цель воспитатель. Цель его – быть посредником между детьми; используя мастерство, он руководит действиями. Например, цель воспитателя – «ребенок, уважающий товарищей» - должна передаваться малышу посредством мастерства педагога. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только, субъект, имеющий свой внутренний мир, он и объект воздействия педагогической методики. Следовательно, внешнее воздействие (руководство) станет эффективным только в том случае, если оно окажется в согласии с внутренним миром ребенка. Если мы хотим добиться понимания ребенком своих действий и побудить его к ответной деятельности, то руководство должно быть опосредованным. Только таким образом можно достичь формирования самостоятельности у детей.

Формирование коллектива, его самоорганизация и самоуправление рассматриваются нами как педагогический прием, заключающийся в опосредованности руководства.

При этом объединяются в одно целое цель, содержание, метод. Односторонним и неверным является подход к коллективу как к средству для тренировки навыков общения. Формирование включает как его организацию, так и деятельность. Это не есть прямое воздействие на детей. Формирование коллектива – путь проникновения во внутренний мир ребенка, организации самостоятельной деятельности, всестороннего развития личности.

Воспитание общего участия.

Формировать самостоятельность, целеустремленности ребенка с самого раннего возраста – это дальнейшая задача дошкольного воспитания. В чем же причина того, что вырастают несамостоятельные, апатичные, отчужденные дети? Так получается из-за нарушения связей, объединяющих человека с человеком, личность с личностью. В таких условиях на долю ребенка остаются одиночество, изоляция.

Необходимо создать линии взаимодействия личности с личностью, поднять ребенка до подлинного гуманизма, и тогда можно строить здание самостоятельности ребенка как человека. Серьезная педагогическая проблема отчужденности существует и в воспитании дошкольников. В чем же суть отчужденности? Прежде чем отверженный ребенок выпадает из поля зрения воспитателя, он исключается из круга приятелей, из коллектива друзей. До того как такой ребенок становиться отстающим в занятиях, он лишается желания овладевать умениями и знаниями, теряет интерес к жизни. Поэтому к данному явлению надо подходить со следующих позиций: «До того как ребенок становиться объектом воспитательного воздействия для учителя, он является субъектом жизни, членом коллектива». (А. С. Макаренко) Ребенок изначально существует как субъект жизни, как член коллектива.

Только развитие личностей в коллективе может обеспечить создание высоко – нравственных и демократических связей между детьми. Степень взаимозависимости индивида и коллектива при этом определяется зрелостью коллектива. Поэтому формирование определенных нравственных норм и демократических отношений в сложившемся коллективе детей будем называть коллективом общего участия. Формирования коллектива общего участия выражает идею: ни один человек не должен быть отвержен. Участие – это, когда ребенок как субъект жизни, будучи членом коллектива, в котором он существует, находиться в одной из ячеек коллектива, является его полноправным членом и вступает в ответственные, взаимозависимые отношения с товарищами.

Методика косвенного, опосредованного воздействия.

Субъективное участие ребенка в коллективе и его деятельности составляет воспитательную цель коллектива. Однако такое участие не должно быть ни произвольным, ни формальным. Оно должно помочь наладить ответственные взаимозависимые связи в коллективе. Если придерживаться этой линии, результатом будет методика опосредованного воздействия, методика увязывания интересов коллектива с жизнью.

С одной стороны, коллектив контролирует поступки и действия его членов, а с другой, он создает чувство психологической стабильности, удовлетворяет потребность в дружбе, защищает своих членов. Используя защитную функцию коллектива воспитатель продвигает его к дальнейшему развитию. Благодаря взаимозависимым коллективным отношениям контроль и восприятие можно осуществить одновременно, чего не скажешь о методике прямого воздействия, когда в результате получается либо сплошной контроль, либо полная свобода и вседозволенность. В любом из этих случаев в коллективе не возникают ответственные взаимозависимые отношения.

Методика косвенного воздействия и автономный коллектив.

Воспитательное воздействие всегда проявляется в каких-либо формах. В методике коллективного воспитания тоже есть форма, например подгруппа (можно назвать и бригада). Небольшие подгруппы детей (или бригады) должны применяться как средство воздействия на каждого отдельного ребенка. Эффективен метод: «ВОСПРИЯТИЕ – РУКОВОДСТВО» и «РЕФЕРЕНТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ». Педагог должен начать свое руководство детьми с психологического воздействия. При этом воспитатель использует человеческие отношения, товарищество в качестве средства, чтобы добиться от ребенка адаптации к группе, психологической стабильности. Адаптации достигают и путем поощрения, объединения в приятельские компании. Для удовлетворения же психологического равновесия стараются дать возможность всем детям по очереди быть ответственными за исполнение того или иного поручения.

Дети нуждаются в друзьях. Уловить эту потребность – важнейший момент в дошкольном воспитании, для этого и создаются подгруппы (бригады, в которых обязательно должны быть дружеские отношения. Здесь подгруппа используется как средство внушения ребенку чувства удовлетворения, достижения психологического раскрепощения. Контроль и неоднократное повторение действий и поступков детей, так же как и психологическое воздействие, очень важны в работе воспитателя.

Итак, руководство – это организация самодеятельности, самодвижения личности ребенка как субъекта жизни, субъекта развития. Коллектив необходим как способ претворения в жизнь косвенного воздействия, призванного руководить становлением активной, самодеятельной личности. Коллектив, который делает возможным такое самодвижение активной личности называется автономным коллективом.

Параметры автономного коллектива :

1. Максимальное уважение и максимальная требовательность по отношению к ребенку. В основе концепции формирования коллектива должны лежать доверие и ожидание по отношению к развитию ребенка. Максимальное уважение возможностей ребенка к развитию и последовательная требовательность делают необходимыми наличие самоуправления и самостоятельности коллектива.

2. Единство практических задач – личной и коллективной. Автономия – это совместные действия членов коллектива по выполнению общей задачи. Деятельность будет полезной для личности в том случае, если она будет включать в себя общую для коллектива задачу, а автономия – это способ деятельности, когда и выбор цели, и ее практическое достижение осуществляются сообща.

3. Единство деятельности и организации.

Самоуправление коллектива должно исходить из двух посылок: содержания деятельности и системы организации. Понятие деятельность и организация взаимосвязаны, вопрос в том, что важнее. В любой деятельности ребенка присутствует двойственность – реальность и фантазия; причем реальность глубоко связана со степенью зрелости коллектива.

4. Двойственность самоуправления.

Самоуправление концентрирует волю коллектива, выражает эту волю вовне.

Каждый ребенок должен ощущать поддержку коллектива, в котором постоянно происходят качественные изменения. Самоуправления коллектива должно стать единством внешней и внутренней автономии.

5. Единство самостоятельности и самоконтроля. Автономия коллектива направляет развитие личности ребенка, побуждая его к внешним действиям и ограничивая внутренним контролем. Для того, чтобы группа способствовала развитию детей, ее следует формировать как автономный коллектив.

Схема: «Практическая методика дошкольного воспитания».

Занятие

Игра

Автономная деятельность Заданная деятельность

Физкультура

Конструирование

Математика

Развитие речи

Художественная литература

Ознакомление с окружающем

Изобразительное искусство

Музыка

Свободные игры

Игры, организованные воспитателем

Мероприятия по детскому саду

Трудовая деятельность

Экологическая деятельность

Групповая деятельность

Деятельность по подгруппам

Прогулка

Основная бытовая деятельность

(одевание, раздевание,

уборка в игровых зонах;

Базовым коллективом для развития детей является группа. Важно учитывать:

1. в группе должен получиться развивающий коллектив;

2. личность ребенка не складывается из отрывочных умений и не является результатом кратковременных педагогических усилий. Развитие личности ребенка осуществляется единой целенаправленной системой воспитания.

Предлагается следующая система практической методики дошкольного воспитания.

На схеме 1 автономная деятельность показана в узком смысле – как труд или бытовая деятельность. В широком же смысле вся деятельность – занятие – игра – труд – быт – носит самостоятельный характер.

Итак, в схеме рассматривается развитие личности в единстве: «коллектив деятельность личность».

Это соотношение выражает опосредованный деятельностью процесс развития личности и коллектива. До сих пор направление воспитательного воздействия было зачастую односторонним – либо в сторону А (ребенок в центре внимания, либо в сторону Б (в центре воспитатель). Надо постараться подойти к этому процессу по-новому, преодолевая его односторонность и рассматривая его в единстве деятельности коллектива и личности.

Еще одна особенность такой системы – руководство посредством деятельности и через нее. Без этого невозможно руководить ни личностью, ни коллективом. При этом подразумевается предметная деятельность, которая имеет автономный характер. Посредством такой деятельности и осуществляется направленное руководство коллективом и отдельной личностью. Ведь процесс развития коллектива или личности возможно направлять.

Следующая особенность системы состоит в том, что руководство деятельностью проводиться с учетом.

1. Как организовать коллектив дошкольников, Москва, «Педагогика», 1991, 27 стр.

2. Там же, 28 стр.

Публикации по теме:

Духовно-патриотическое воспитание старших дошкольников В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Именно дошкольные учреждения формируют первое представление.

Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»Фотоотчет «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» " День Российского флага" Нравственно - патриотическое воспитание считается одно из самых сложных направлений. Для маленького ребенка.

Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольниковНравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыкиНравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки"Тема моего инновационного опыта "Нравственно патриотическое.

Нравственное воспитание старших дошкольников Неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе является формирование его нравственного облика. Под руководством родителей ребенок приобретает.

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». - Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.

Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр «Живи с другими так, чтобы твои друзья Не стали недругами, А недруги стали друзьями» Пифагор Сегодня особенную актуальность приобрёл.

Экологическое воспитание старших дошкольников в д. саду.Экологическое воспитание старших дошкольников в д. саду. Экологическое образование в детском саду несёт формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире. При работе с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 14:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД