Абакумова Елизавета
Семинар «Что скрывает игрушка»
Цель: формирование у родителей представлений о мире современных
игрушек; о значении и роли игрушки в жизни ребёнка. Формирование у
родителей умения выбирать полезные игрушки, сохраняя баланс между
желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
1) познакомить родителей с видами современных игрушек, их назначением;
2) разработать совместно с родителями критерии выбора игрушек;
3) учить родителей решать педагогические ситуации.
Предварительная работа. Всем семьям воспитанников были вручены
Публикация «Семинар „Что скрывает игрушка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
персональные пригласительные. До проведения семинара было проведено
анкетирование «Игрушка вашего ребёнка».
Ход семинара
1. Вступительная часть.
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя
встреча посвящена теме «Что скрывают игрушки?» Развитие ребёнка немыслимо
без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать
окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело
серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно
трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются
новые игрушки, невиданные и незнакомые самим родителям. Как
сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их
игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Мы
надеемся, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
2. Основная часть.
2.1. Итоги анкетирования
1. Дорогие родители! По итогам небольшого анкетирования выяснилось,
что самыми любимыми и часто используемыми игрушками у Ваших детей
являются:
• Машины – 25%
• Конструктор – 20%
• Куклы – 15%
• Робот – 10%
• Киндер-сюрприз – 10%
• Железная дорога – 5%
• Посуда – 5%
• Интерактивные игрушки – 5%
• Во все – 5%
Любимая игрушка : 1. Машинка 2. Конструктор (Лего) 3. Кукла 4. Мячик
(шарик) 5. Робот 6. Пони
Скажите, как вы думаете – все ли эти игрушки полезны для ваших детей?
Скрывается ли в них обратная сторона предназначения? (Ответы родителей).
Воспитатель предлагает найти правильный ответ совместно.
2.2. Решение педагогической ситуации.
Ситуация.
Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному
чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и
интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя
домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами
начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек
игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал,
понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой
вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная…
Вопрос: Почему и что теперь делать? Зачастую родители предполагают, что
просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это
не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать.
Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите,
как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и
заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться,
немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно
поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в
коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке,
привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребё нка: «Эх, Катенька, что ж
ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы
только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям
воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и
проявить немножко хитрости и изобретательности.
Больше материалов в «Я – Воспитатель» https://vk.com/yavosp
2.3. Упражнение «Магазин игрушек»
На столе разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда
получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов : 1-ая команда –
«полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей
дошкольного возраста. 2-ая команда – «вредные, бесполезные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми,
ничего не дающие для развития ребёнка. И продумать, какими критериями
руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки
полезны, бесполезны, почему вредны). Родители показывают отобранные ими
игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их
выбрали.
2.4. Итоги анкетирования
2. Знаком ли Вам термин «антиигрушка»?
• Нет – 55% Смогли назвать представителей:
• Игрушки-монстры (Монстер-Хай и просто страшные) – 10%
• Интерактивные – 5%
• Игрушки-оружие – 5%
• Опасные – 5%
Серийная игрушка, с которой имеет дело современный ребёнок, является
антиигрушкой : в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения
разнообразия мира; у ребёнка она формирует тенденцию вытеснения
развивающей игры и подлинного творчества. Она предназначена для организации
имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр. Поэтому при
выборе игрушек важно учитывать не только их красоту, санитарногигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Главная
функция игрушки – активизация детской деятельности. Выбирая ту или иную
игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребёнок будет с ней делать.
2.5. Итоги анкетирования
Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушек?
• Просьбами ребёнка – 55%
• Финансовыми возможностями – 25% •
Необходимостью приобрести развивающую игрушку – 15%
• Отказываете ребёнку в просьбе – 5%
Делаем общие выводы (предлагают родители).
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до
трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не
повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю
«дня новой игрушки» в семье и т. д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный
магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных
(вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей
видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти
переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не
нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в
магазин и делайте ему праздник.
Рефлексия.
«Продолжите предложение»
Родителям задаются вопросы, они на них отвечают. • Сегодня я узнал… • Меня
удивило… • Было трудно… • Я понял… • Я постараюсь…