Оксана Маликова
Семинар для педагогов «Активизация детского внимания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы.
Для работников дошкольного образования одной из главных целей является создание образовательной среды не только способствующей развитию ребенка, но и обеспечивающей сохранение его индивидуальности. Именно в дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей навыки и привычки, которые положат начало совершенствованию его личности, воспитанности и общему развитию. Очень важно при этом отсутствие принуждения детей к деятельности. Привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка- вот самая сложная задача воспитателя. С первых дней поступления в ДДУ следует учить детей высказывать свое мнение, предлагать любимые игры, произведения. Воспитателю следует поощрять инициативу, активизировать и стимулировать внимание детей как на занятиях, так и во время игр.
Публикация «Семинар для педагогов „Активизация детского внимания дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный период становится первой ступенью системы непрерывного образования. Вопрос организации образовательной деятельности дошкольников в режимных моментах на сегодняшний день стоит особо актуально. Решение программных образовательных задач происходит не только в непосредственно образовательной деятельности (занятии, а на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
В совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах. Которые могут проводиться в форме: групповой — со всеми детьми, подгрупповой — с подгруппой детей, индивидуальной— в основном для коррекции.
Педагоги должны продумывать организацию образовательной деятельности: в утренние часы при встрече детей и родителей, при подготовке к приёму пищи, во время прогулки, в моменты раздевания и одевания, в подготовке к тихому часу, и конечно же в играх детей.
Необходимым условием эффективной образовательной деятельности является развивающая предметно-пространственная среда, которая содействует в развитии интереса у детей дошкольного возраста к обучению.
Планирование содержания образовательной деятельности необходимо начинать с изучения физических и психологических особенностей детей младшей группы детского сада. Младшие дошкольники характеризуются высокой интенсивностью развития. Повышается их активность, усиливается ее целенаправленность. Наиболее разнообразными и координированными становятся движения. Развивается речь: увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. У детей возрастает любознательность, усиливаются познавательные интересы в взаимодействии с окружающими предметами. Детям нравиться общаться и играть с взрослыми и сверстниками. Играя со взрослыми младшие дошкольники удовлетворяют свои познавательные потребности.
С младшими дошкольниками появляется возможность перейти от таких форм обучения, как подражание действиям взрослого, к таким формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Педагоги организуя образовательный процесс, должны помнить про ведущий вид деятельности дошкольного возрасте — игровая деятельность.
Игра для младших дошкольников должна быть формой организации жизни и деятельности детей. Для того чтобы обучение было интересным, занимательным и познавательным для малышей, оно организуется в игровой форме. В игре взрослые знакомят детей со свойствами предмета, развивают его мышление, воображения, восприятия, память.
В своей деятельности я использую следующие приемы активизации и стимулирования внимания :
присутствование сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);
создание игровой ситуации;
опора на личный опыт детей;
Большое значение для поддержания внимания дошкольников на протяжении всего занятия имеет качественная, яркая наглядность.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом.
Перед приходом детей в детский сад, воспитатель готовит предметно-развивающую среду, которая должна соответствовать теме дня.
Например готовим картину «Зайки на поляне». Ставим на видное место макет «Дикие животные в лесу». Готовим игрушки по теме. В книжном уголке подбираем книжки, где героями встречаются зайки. В уголке творчества готовим раскраски «Зайки». В уголке ряжения костюмы диких животных. Кукольный театр : кукла лисы, зайца и волка.
Когда в группе начинают собираться воспитанники, то их внимание привлекают новые игрушки. Они начинают ими интересоваться и взаимодействовать. Педагог с одной группой детей (те которые стоят возле картины) рассматривает картину, делает описание зайчика на картине, задаёт наводящие вопросы, стимулируя детей подключаться к беседе. Обращает внимание что у зайчика есть глазки, носик, ушки, лапки, хвостик.
После предлагает детям посмотреть друг на друга, какие же есть части тела у них.
Работа детей в уголке творчества: дети дальше продолжают знакомиться с зайчиком. С помощью цвета выделяют часть тела. Игры с макетом закрепляют представления о том, где живёт зайчик, какие животные ещё живут в лесу.
После того как все воспитанники будут в сборе. Педагог создаёт игровую ситуацию с игрушкой-зайкой.
Обращает внимание детей «Посмотрите, кто здесь спрятался? Дрожит, боится!» Приглашает детей сесть рядом и познакомится с зайцем. Читает стихотворение:
«Вот какой забавный зайка, ты не бойся, побегайка,
На макушке – длинные ушки, пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки коротенький хвостик, тебя не будем обижать,
будем с зайчиком играть.»
Предлагает погладить зайку, и показать где у зайки ушки, какие они? А где хвостик? Какой он? А спинка пушистая? А животик мягкий. У зайчика есть лапки, где они?
«Перестал дрожать наш зайчик, давайте с ним поиграем».
Воспитатель организует игру: «Зайка беленький сидит».
Игра переходит в утреннюю гимнастику «Весёлая зарядка вместе с зайчиком».
После утренней гимнастики педагог обращает внимание детей на то, что столы с пищей уже накрыты. И предлагает ребятам рассказать зайке, что же нужно сделать перед тем, как садится кушать. После того как помыли руки воспитатель организует игру инсценировку «Научите зайку вытирать лапки».
Перед тем как дети сядут за столы воспитатель уточняет «Что кушают зайки? Какого цвета морковка? Где она растёт?». Зайка вместе с ребятами садится кушать морковку.
Организация непосредственно образовательной деятельности: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Цель: знакомство с русской народной сказкой.
Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы» с целью развития представлений о величине больше — меньше. Зайки спрятались за ёлку, чтобы их лиса не увидела. Незаметно для детей воспитатель одевает на руку лису – персонаж кукольного театра. Разыгрывает сценку поиска зайцев, ведёт диалог от лица взрослого, лисы и вовлекает детей в игру. Сценка заканчивается тем, что лиса ни кого не найдя, уходит, а зайчата, поблагодарив детей, возвращаются на полянку.
Педагог предлагает потанцевать детям с зайчиком. «Ну-ка, зайка, попляши, ну-ка, зайка, поскачи, ну-ка, зайка, поклонись, деткам, зайка, улыбнись!» Призывает детей которые не стали танцевать хлопать в ладоши.
Воспитатель проводит беседу: «Понравилось детям играть?», «Что понравилось больше всего?», «Какую сказку читали?», «Про кого?», «От кого мы прятали зайчиков?».
Собираясь на улицу, педагог предлагает рассказать детям зайке: «Какое сейчас время года?», «Какая была погода когда дети шли в детский сад», «Как, что и в какой последовательности нужно одевать?»
На прогулке воспитатель предлагает детям помочь зайчику посадить для него морковку. Беседа «Витамины — на грядке!». После того как морковку посадили. Педагог организует подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Заинька выйди в сад». Игры с песком : «Домик для зайки».
После прогулки и обеда. Педагог предлагает детям показать зайчику как нужно аккуратно вешать свои вещи на стульчики. Когда все детки легли на кроватки, воспитатель зайку уложила тоже спать. И спела колыбельную песенку.
Следует, выделить положительные стороны комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Это: интеграция видов деятельности; возможность решать несколько дидактических целей и задач; стимулирование познавательной активности; отсутствие давления на ребёнка; мотивация к обучению; смена одной игры в другую игру, переход из одного вида деятельности в другой, делает обучение для детей интересным и не заметным.
Очень важной характерной чертой психики ребенка является особая эмоциональность восприятия окружающего мира.
Хорошее настроение вызываю и поддерживаю пением песенок, игрой на музыкальных инструментах, чтением веселой ритмичной потешки, проведением пальчиковых игр и физминуток, загадыванием загадок.
Маленькие дети тогда бывают в хорошем настроении, когда им удается успешно выполнить какое – либо действие или движение. Поэтому очень важно видеть всех детей в процессе общения, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность.
Устраиваю детям веселые развлечения, используя знакомые пляски, подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (например, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей, показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки Мурки, кот играет мячом, лакает молоко). Постоянно слежу, чтобы совместное пребывание в группе не утомляло детей, после подвижной игры организую спокойные игры за столом и наоборот.
В своей работе я стремлюсь, чтобы общение детей было полноценным, чтобы пребывание их в группе было интересным, эмоциональным и радостным.