Получи документы

«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков»

Лилия Дамберг
«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня на нашем семинаре речь пойдет о деструктивном поведении, а конкретно о детском и подростковом суициде. Мы с вами попытаемся понять, почему данная тема так актуальна на сегодняшний день, то есть для подростков «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия выхода из проблем».

(СЛАЙД 2)

Публикация «„Люди рождены, чтобы жить“, Семинар для педагогов „Деструктивное поведение среди детей и подростков“» размещена в разделах

Итак, цель семинара : Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков. Задачи семинара :

Разобрать основные понятия деструктивного поведения;

Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;

Определить варианты суицидальной превенции (профилактики).

И вначале разберем основные понятия.

(СЛАЙД 3)

В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

Парасуицид - акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти.

Групповой суицид — одновременное осуществление суицидальных действий группой лиц, объединенных какими-либо идеологическими представлениями (религиозные верования, «идеологическая платформа» молодежных группировок и т. д.). Часто является следствием реакции группирования, характерной для подросткового возраста.

Аутодеструктивное поведение (самоповреждающее) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта (эмоциональный процесс взрывного характера, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

В самом широком смысле, самоубийство – вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием и «спорт высокого риска».

Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков же эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах от пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства. Выделение отдельных форм девиантного поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок.

(СЛАЙД 4)

Вероятность возникновения суицидального поведения возрастает :

• В вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями;

• В период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, 17 - 24, 40 - 50 годами);

• В условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах и т. д. ;

• Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст.

«Пиком сезонной суицидальности» является май, самое малое число суицидов бывает в декабре.

(СЛАЙД 5)

Типы суицидального поведения

Демонстративное поведение Аффективное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение

Проявляются в виде:

• порезов вен,

• отравления неядовитыми лекарствами,

• изображения повешения Чаще всего прибегают к:

• попыткам повешения,

• отравлению токсичными сильнодействующими препаратами При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению

(СЛАЙД 6)

Среди способов завершенных суицидов наиболее часто встречаются:

самоповешение - 81,9%,

• отравление - 9,5%,

• самострел - 2,9%,

• падение с высоты - 1,9%,

• утопление - 0,9%.

Самыми частыми способами неудавшейся c уицидальной попытки являются:

• отравление (лекарствами, газом, веществами бытовой химии, уксусной эссенцией) -72%,

• самоповреждения - 28%.

(СЛАЙД 7)

Психологические особенности подростков с риском суицида.

К особой группе можно отнести подростков с девиантным поведением с риском суицида. Саморазрушительное поведение принято относить к аутоагрессии, одной из форм которой является подростковый суицид.

Саморазрушительное поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями. Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации.

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.

Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных.

Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.

(СЛАЙД 8)

Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов:

1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого.

2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство (отставание в моральных стандартах и настаивание на устаревших взглядах, с категоричными обвинениями и наклеиванием ярлыков морального характера к тем, кто от жизни не отстает, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.

3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию.

4. Психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата (взросления) : ранний старт, морфологические дисгармонии (признаки отклонений в характере и темпераменте, неадекватного поведения, препятствующие адаптации в социальной среде) и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера (чрезмерная выраженность отдеьных черт характера).

5. Личностные особенности подростка : напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенностью их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и самовыражении.

Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

• безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;

• беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;

• чувство неполноценности, никчемности, незначимости;

чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении :

• противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это — зов о помощи;

• быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения : подъем настроения с признаками суеты и спешки;

• апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия: подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость;

• неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир аутических фантазий, признаки бегства от реальности;

• низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности; высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;

• выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой, признаки невротического развития. Внутренние переживания могут маскироваться бравадой, дерзостью, вызывающим поведением;

• употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

(СЛАЙД 9)

Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни.

Внутренние формы суицидальной активности:

• Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти (заснуть и не проснуться; «Если бы я умер.» и т. п.).

Суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время.

Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент — подросток настраивает себя на определенные действия.

Внешние формы суицидальной активности принято разделять на три группы:

• Суицидальные высказывания.

• Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.

• Завершенный суицид — действия заканчиваются смертью.

У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.

В практической работе психологов эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе. С ними необходимо проводить как коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности, так и профилактические мероприятия (выявление подростков группы суицидального риска, в том числе посредством психодиагностики).

Особое внимание следует обращать на подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.

Самым оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Всем специалистам, работающим с подростками-девиантами, склонными к суициду, следует помнить, что стыдить их за суицидальные попытки нельзя, не следует и недооценивать вероятность совершения ими попыток самоубийства, в том числе повторных.

(СЛАЙД 10)

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

(СЛАЙД 11)

Механизм суицидального поведения

1. социально-ситуационные факторы;

2. личностные факторы;

3. конфликт;

4. социально-психологическая дезадаптация;

5. крах ценностных установок (потеря смысла жизни);

6. провоцирующие факторы; ,

7. мотивационная готовность;

8. предрасполагающие внешние факторы;

9. пресуицид;

10. суицид.

Если же суицидент не нашел варианта выхода из кризиса, не получил помощи и поддержки, то происходит дальнейшее углубление его дезадаптации и начинается собственно суицидальная фаза пресуицида. Она характеризуется тем, что у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа суицида. На этом этапе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства будут малоэффективны. Здесь уже необходимо вмешательство специалистов (психиатров). Следует отметить, что суицидальная фаза пресуицида, начало которой связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

(СЛАЙД 12)

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

1. Поймите ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.

2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу, необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.

3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.

4. Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.

5. Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.

6. Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Публикации по теме:

Акция «Помни, чтобы жить»Акция «Помни, чтобы жить» Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. Он не является государственным выходным в России, однако.

Газета «Люди с самого рождения жить не могут без движения!»Газета «Люди с самого рождения жить не могут без движения!» Предлагаю вашему вниманию стенгазету о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка. Чем.

Информация для педагогов на тему: «Люди вокруг нас» "Люди вокруг нас" Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды, Ангелы земли Сколько не заслуженной обиды На себе они перенесли Сколько раз,.

Проект «Чтобы жить и любить в свободном мире» Проект «Чтобы жить и любить в свободном мире» Детство-это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы его стало, прежде.

Развлечение по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Мы родились, чтобы радостно жить» Цель: способствовать закреплению знаний детей о правах человека. Задачи: 1. Способствовать закреплению знаний детей о правах и обязанностях.

Сценарий праздника «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!» Цель: Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей. Гармонизировать.

Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов в ДОУ» Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Цель: предупреждение профессионального.

Суицидальное поведение подростков Долгие годы проблема подростковых и юношеских самоубийств замалчивалась и была под запретом. Считалось, что самоубийством кончают жизнь.

Тренинг для педагогов «Давайте жить дружно» Тренинг для педагогов ДОУ «Давайте жить дружно»Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии»Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков»
Опубликовано: 1 мая 2017 в 13:22
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Дамберг (УИ 903591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД