Алена Фирсова Сычевник
Семинар для педагогов ДОУ «Организация взаимодействия с родителями в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческая мастерская» Мастер-класс по организации работы с родителями в средней группе «Б» «Одуванчики»
Последние время многие ученые и педагоги занимаются проблемой вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Организация взаимодействия с родителями в современных условиях“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы - можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс.
Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Я заинтересовалась, насколько родители моих воспитанников удовлетворены взаимодействием с нами - воспитателями, и попросила родителей заполнить анкету «Оценка взаимодействия родителей с педагогами».
Оказалось, что у большей части родителей (68%) низкий уровень удовлетворенности взаимодействием с воспитателями группы, также анализ полученных сведений показал, что у родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогами.
Значит, приемы и методы взаимодействия воспитателя с родителями, применяемые в моей группе, оказались не достаточно эффективными. Мне стало интересно, насколько взаимодействие педагога с родителями влияет на образовательный процесс и как можно построить эффективные партнерские взаимоотношения с родителями.
Первоначально взаимодействие с родителями носило формальный характер: я обращалась к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.
Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.
Изучая литературу по работе с родителями, я обратила внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:
1. Праздники.
В этом году на «День смеха» я решила провести веселое развлечение для детей с родителями «Праздник воздушных шаров», причем накануне я пригласила родителей помочь подготовиться к празднику. Мамы и бабушка откликнулись с удовольствием. Мы все вместе рисовали воздушные шары красками на обоях, положив их на пол; выполняли аппликацию «Веселый клоун». Во время работы я напоминала правила работы с кисточкой и ножницами. Некоторые родители признались, что дома учат детей «по-другому». Еще мы все вместе составили текст для пригласительных билетов на праздник. Тут же мы и решили, что будем собираться по четвергам два раза в месяц, и название придумали «Вечер творчества».
Итог превзошел наши ожидания - на «Празднике воздушных шаров» присутствовали 16 детей и 20 родителей. Роли клоунов Кирюшки и Петрушки исполняли мамы наших воспитанников. Родители вместе с детьми участвовали в различных конкурсах, танцевали, играли. По окончании праздника клоуны угостили всех конфетами – и взрослых, и детей.
После праздника родители искренне благодарили, а мамы, которые исполняли роли клоунов, признались, что им было трудно организовать детей на игры, что они теперь понимают, как трудно бывает воспитателям.
26 мая этого года я в своей группе провела развлечение для детей и родителей «Мы немного подросли – в группу старшую пошли!». Мы подготовили небольшой концерт, причем стихи мы не отдавали родителям, чтобы их выучить дома, а учили в группе. Получился сюрприз. Потом было много совместных игр и эстафет. Закончился праздник чаепитием. Такой праздник мы проводили впервые. Понравилось всем, особенно детям, так как родители на угощение приготовили очень много сладостей.
2. Вечер творчества.
- При подготовке к Дню Космонавтики дети вместе с родителями (пришел даже папа) изготавливали планеты в технике «папье маше». С этой техникой познакомились впервые и дети, и родители. В первый паз было трудно, не все получалось, но всем понравилось новое занятие.
- А ко Дню Победы, так же на вечере творчества, была изготовлена очень красивая стенгазета. Причем в этот раз, инициатором выступали уже родители : они заранее сказали воспитателю, что хотят к 9 Мая подготовить плакат, пришли со своим материалом для стенгазеты.
В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями.
3. Родительское собрание.
В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний я заменила традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые я делала вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?
Текст приглашения:
Папы и мамы! Бабушки и дедушки!
Если Вы хотите видеть своих детей и внуков неуклюжими, хилыми и неразвитыми,
то не приходите на заседание родительского клуба «Один день из жизни нашей группы»,
которое состоится 8 апреля 2016г. в 18.00
Из 30 родителей на собрание пришли 18 (раньше было 10-12).
Чтобы собрание стало интересным, я стала менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаю с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.
1 часть.
Приглашенный на собрание инструктор по физическому воспитанию, не читал, традиционно, лекцию о спортивной дисциплине, о нормативах, о необходимости заниматься спортом, а провел «утреннюю гимнастику», тот комплекс, который выполняют дети. Все родители, и даже бабушка, выполняли с удовольствием упражнения. А потом на перебой расспрашивали инструктора: какой лучше купить мяч ребенку, как заниматься дома, вспоминали в какие игры сами играли в детстве.
2 часть.
Познавательно-исследовательская деятельность. ФЭМП.
Работа с карточками и со счетным материалом. ( Все как с детьми: с играми и физминуткой)
У родителей появились вопросы по поводу их детей – как они справляются с различными заданиями. Некоторые мамы увидели слабые стороны своих детей, и поняли что дома нужно закреплять то, что узнали дети в детском саду. А один папа откровенно сказал: «Я думал, что в детском саду дети только играют»
В конце собрания родители обязательно получают памятку в виде буклета с советами на тему собрания, проводим обсуждение – что понравилось и какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.
Применив на практике новую модель взаимоотношений, я увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя мою искреннею заинтересованность в них.
Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание более активно вовлекать родителей в образовательную деятельность.
Уважаемые коллеги! Это материал собранный в начале работы по этой теме. В Январе этого года поделилась своим опытом и результатами с коллегами в ДОУ