МААМ-картинки

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие стрессоустойчивости у дошкольников»

Наталья Овсянникова
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие стрессоустойчивости у дошкольников»

Тема семинара

«Развитие стрессоустойчивости у дошкольников»

В научной литературе под стрессом понимается сильная неблагоприятная реакция организма человека на действие стрессора.

При этом стрессором – может быть любое обстоятельство жизни (болезнь, наказание, угроза, обвинение, испытание и т. п., расцениваемое человеком как негативное, мешающие удовлетворению его потребностей.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Развитие стрессоустойчивости у дошкольников“» размещена в разделах

Организм реагирует на стрессор двояко : на физиологическом и психологическом уровне. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, мышечной, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и кожной систем.

На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску, страдание, недовольство и т. д.

Стрессоустойчивость – это личностная черта, которая способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживания стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.

Вопрос: Что может являться причиной стресса у детей?

Причины стресса у детей

Общими причинами стресса у детей могут быть : развод родителей, расставание с дорогими людьми, смерть близкого человека, катастрофы, травмы, детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т. д., применения насилия, появление нового ребенка в семье, переезд, гибель домашнего животного, поступление в детский сад, конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Результаты ДОУ

Результаты исследований детей старшего дошкольного возраста ДОУ показали (Графическая методика «Кактус») 33% детей испытывают чувство тревоги, так как у этих детей, снижен уровень стрессоустойчивости.

Анализ результатов по методике «Я в группе д/сада» показал, что 20,5 % детей испытывают психологический дискомфорт – жизнь в детском саду не вызывает положительных эмоций.

А это практически 1,5 часть всех детей ДОУ.

Развитие стрессоустойчивости можно разделить на два основных направления, и следовать здесь рекомендуется, отталкиваясь от зоны ближайшего окружения:

СЕМЬЯ – РЕБЕНОК – ДЕТСКИЙ САД

Вопрос. Как вы думаете, с какого возраста необходимо формировать стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость необходимо формировать уже в дошкольном возрасте.

Ее фундамент составляет наличие:

САМОПРИЯТИЯ

ОПТИМИЗМА

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

УМЕНИЕ РАСЛАБЛЯТСЯ

Рассмотрим: Первая составляющая фундамента стрессоустойчивости

Самопринятие – это практически первая в онтогенезе (развитие человека в процессе жизни) личностная черта, которая складывается у ребенка.

Любовь к самому себе со всеми достоинствами и недостатками.

Например, если ребенок принимает себя, любит себя таким, каков он есть, то в ситуации, когда его ругает воспитатель (родитель, то он склонен думать….

Вопрос: Каковы будут мысли ребенка, когда его ругают?

«Да, я тут плохо поступил, но поскольку я хороший, меня все равно простят» или «Зачем меня ругают, ведь знают, что я –«хороший» и нечаянно сделал это».

Если же у ребенка низкий уровень самопринятия, то он будет думать: «Да, я плохой, все это видят, и знают, меня никто не любит и т. д.»

То есть порицание взрослого накладывается на внутреннее непринятие самого себя, и ребенок «разрушается изнутри», ему становится особенно плохо.

Следующая составляющая фундамента стрессоустойчивости – оптимизм

Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.

Поскольку в основе оптимизма лежит чувство радости и позитивные мысли, то задача взрослых заключается в создании ситуаций, которые будут способствовать появлению положительных эмоций и мыслей.

Вопрос. Назовите, какие ситуации могут способствовать положительным эмоциям и мыслям?

1. Традиции: встреча гостей, празднование дня рождения, поездка в гости и др.

2. Общение с природой и ее объектами: прогулки в природу, наблюдение за явлениями природы.

3. Совместные занятия: изготовление поделок, чтение книги, раскрашивание картинки, просмотр мультфильма и др.

4. Активизация в памяти детей приятных событий, которые уже прошли: праздник, долгожданные поездки, или неожиданные приятные сюрпризы.

Третья составляющая стрессоустойчивости – преодоление негативных эмоций.

Вопрос. Какие существуют негативные эмоции?

Негативные эмоции - эмоции, рождающиеся на основе негативного настроя и негативного мировосприятия. Наша задача научить ребенка способам адекватного выражения и преодоления негативных эмоций.

Вопрос. Какие способы преодоления негативных эмоций вы знаете?

Способы преодоления негативных эмоций:

1. Попрыгать на скакалке

2. Пускать мыльные пузыри

3. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить

4. Использовать «стаканчик для криков»

Четвертая составляющая стрессоустойчивости – умение расслабиться.

При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются, так называемые мышечные зажимы. Расслабление позитивно действует на мышцы, на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение.

Вопрос. Что способствует полному расслаблению?

1. Спокойное и ровное дыхание

2. Физкультура и спортивные игры

3. Мягкое прикосновение и поглаживание по спине.

4. Релаксационная комната в нашем детском саду, где ребенок может расслабиться под спокойную приятную музыку.

Вопрос. С чем можно сравнить стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость можно сравнить с деревом

КОРНИ – самопринятие – главная опора дерева, которая помогает противостоять любым невзгодам и испытаниям

СТВОЛ – оптимизм – постоянный позитивный ориентир на лучшее, что есть в мире.

ВЕТВИ – преодоление негативных эмоций – они включаются (разворачиваются, гнутся или сопротивляются, когда есть опасность.

ЛИСТЬЯ – умение расслабиться.

Вывод. Уровень стрессоустойчивости детей можно повысить если:

детей окружают позитивно настроенные взрослые;

у ребенка много положительных эмоций;

ребенок настроен позитивно;

у ребенка есть ощущение «надежного плеча рядом», «надежного партнера»;

ребенок уверен в себе;

у ребенка большое количество положительных эмоции полученных в результате двигательной активности (движение это жизнь);

Список литературы:

1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - Москва. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж. НПО «МОДЭК», 1997. – 384с.

2. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. – Москва. Просвещение, 1991 – 287с.

3. Сухов Н. М., Деркач А. А. Прикладная социология и психология. – Москва. Институт пркатической психологии, Воронеж. НПО «МОДЭК», 1998. – 688с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие стрессоустойчивости у дошкольников»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 11:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД