МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Как преодолеть детскую агрессивность»

Татьяна Валеева
Семинар для педагогов «Как преодолеть детскую агрессивность»

Семинар по теме «Как преодолеть детскую агрессивность»

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семье.

Ход семинара-практикума :

1. Приветствие

Игра: «Тух-тиби-дух»

Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.

Публикация «Семинар для педагогов „Как преодолеть детскую агрессивность“» размещена в разделах

Ход игры: Воспитатель: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито- пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито- пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Примечание: В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

2. Основная часть. «Как преодолеть детскую агрессивность

Иногда мы слышим: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении ребенка носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризиса развития.

Дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании своевременной и посильной помощи ребенку.

Агрессивный ребенок часто :

• теряет контроль над собой;

• спорит, ругается с взрослыми;

• отказывается выполнять правила;

• сердится и отказывается сделать что-либо;

• специально раздражает людей;

• обвиняет других в своих ошибках;

• завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 7 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психиатра.

Слайд 2,3 Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).

Конструктивные способы

Слайд 6 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ.

- Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка.

- Адекватно оценивайте возможности ребенка.

- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.

- Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.

- Умейте идти на компромисс.

- Будьте последовательными в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь малыша.

- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

3. Практическая часть.

Создание педагогами схемы «Способы преодоления агрессии» : На мольберте лист с нарисованной радугой и написанными на ней буквами (К, О, Ж, З, Г, С, Ф, облака «Деструктивные», «Конструктивные». Педагогам даются цветные воздушные шары (по 2 шара каждого цвета, на которых в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные на одном шаре и деструктивные на другом шаре способы выражения агрессии (например, «красный» - кричать, кипятиться; на другом шаре - купаться, красить). Педагоги работают группами по 2-3 человека, затем прикрепляют шары к мольберту, комментируя свои надписи. В результате появляется радуга «Способы преодоления агрессии».

Итак, мы определили деструктивные и конструктивные способы выражения агрессии, их влияние на личность. С правой стороны радуги (где указаны конструктивные способы) восходит солнце (символизирует роль педагога в педагогическом процессе). Посмотрим лучи-направления, в которых должна проводиться работа педагога.

Слайд 7 (Солнце с лучами, на лучах надписи: «Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева», «Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева», «Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию»).

Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в 4-х направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день может «лопнуть». Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, от гнева необходимо освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми способами.

Помочь детям доступным способом выразить гнев могут: «Мешочек (стаканчик) для криков», «Волшебная труба «Крик»;

* легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень;

* мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может бить, колотить;

* резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;

* газета, которую можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить и разбить.

Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной.

2.3. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Необходимо учить детей распознавать свое эмоциональное состояние при помощи игр, «Доска настроений». Еще один способ научить ребенка понимать свои эмоции – рисование на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, он сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт. Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

4. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень способности чувствовать состояние другого человека, вставать на его позицию. Поэтому так важна работа воспитателя по развитию у ребенка сочувствия и доверия. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив, в гости клоунов Оха и Аха, или других героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем попросят детей помирить их.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если толкнули, и ты упал, и др.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как клоун Ох поссорился с клоуном Ах». Прежде, чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом, поставить себя на место сказочных персонажей.

Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его. Гораздо полезнее сказать ему о своих чувствах, используя «я - сообщение». Например, вместо: «Ты почему не убрал на место книги?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки валяются на полу». Так вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценку его поведению. Вы говорите о себе, своих ощущениях.

Слайд 8 Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: 2 из них позитивные, 2 негативные и 1 нейтральный.

К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь его, взять за руку и отвести и т. д.)

Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, т. к. впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Чтобы устранить такие формы поведения, как скрытая форма агрессии, система поощрений и наказаний должна быть продумана. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство ребенка. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Слайд 13 4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вернемся к нашей схеме. Под лучами солнца, под теплым и заботливым взглядом воспитателя, благодаря его терпению, заботе, пониманию, любви и уважению личности ребенка и открытая ладонь взрослого, открывает ладонь ребенка.

На мольберт прикрепляется ладошки педагогами, если семинар понравился и был полезен.

Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который, владея способами регуляции поведения, может корректно подойти к решению данной проблемы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Как преодолеть детскую агрессивность»
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 16:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД