Приложение МААМ

Семинар для педагогов «Учимся играя!»

Таня Махмутова
Семинар для педагогов «Учимся играя!»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум для воспитателей

«Учимся играя

Послушай - и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай – и ты научишься.

Цель: Познакомить с новыми подходами в формировании речи дошкольников (через систему специально подобранных игр).

Оборудование: Презентация, 2 коробки, атрибуты театра би-ба-бо, вещи для импровизации; смайлики – эмоции - 8 шт.

Доклад «Формирование речи детей через игровые виды театральной деятельности» (Махмутова Т. В.)

Публикация «Семинар для педагогов „Учимся играя!“» размещена в разделах

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т. к. в этом возрастееще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть более четкой, звучной и выразительной, необходимо.

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Речь – основа психического развития дошкольников. Формирование речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка. Поэтому важно, чтобы дети во время овладели правильной речью.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я сделала выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Игры можно разделить на пять разделов:

1. Культура и техника общения - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, логикой речи и орфоэпией, подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки,помогают верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. В раздел включены игры со словом развивающие образную речь, творческую фантазию; умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Которые в свою очередь способствуют обобщению и активизации словарного запаса детей, развивают их мышление, память, воображение

Игры: Скороговорки, "Забей гол Дракоше", "Бабочки порхают".

«Зарядка для языка», «Язычок гулять собрался», «Лошадка», «Разминка», «Кто где живет?», «Что бывает круглым?», «Эхо»

Практическое задание: «Разминка»

Перед вами на экране элементы артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения. Изобразить сказку с помощью этих упражнений.

Раздать смайлики – эмоции педагогам.

Практическое задание: «Скороговорки на развитие дикции»

Произнесите скороговорку (удивленно, радостно, вопросительно, сердито) педагогам у кого смайлики с данной эмоцией.

2. Театральная игра- направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. В данном разделе используются задания: игры, упражнения, этюды на развитие выразительности речи, мимики, движений.

Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями:

Т. о., по мнению Л. С. Фурминой, театральные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Игры: «Зарядка для язычка», «Приветствие», «Веселые стихи» ,«Птичий двор», «Покажи отгадку», «Земляничка растет», «Тюльпан», «Повадки зверей», «Мы поставим в печь пирог»

Практическое задание: Игра на развитие интонационной выразительности:

«Мы поставим в печь пирог»

3. Ритмопластика - Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развития свободы и выразительности телодвижений.

4. Основы театральной культуры – Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Практическое задание: «Решение кроссворда»

5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

Театрализованную игру Л. В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) :

1. Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т. е. режиссерские игры.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

2. Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т. е. игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Практическое задание: «Придумай сказку»

Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не часто встречающееся. Это интересно и полезно не только для дошкольников, но и для самих взрослых деятельность.

Перед вами 2 коробки: Используя предметы в коробках- придумайте сказку и разыграйте ее.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игровые виды театральной деятельности – эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику рук у детей с нарушением речи.

3. Играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

Список используемой литературы

1. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород,2006

2. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.

3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная пресса, 2003.

5. Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозайка-Синтез, 2007г.

6. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. -- М. : ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей (фотоотчет)Семинар-практикум для родителей (фотоотчет) 28 января 2015года под руководством воспитателей Гафаровой Е. И, Баевой Н. В. и логопеда Тирских О. В, в подготовительной группе «Моторчики».

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Учимся играя!»
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 10:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Учимся играя!»» (включая файлы) размещена пользователем Таня Махмутова (УИ 87569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД