Лучший педагог года

Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы»

Ольга Острикова
Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы»

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представлен обзор систем дошкольного образования некоторых зарубежных стран.

Система дошкольного образования Германии

В законах Германии закреплено право на бесплатное дошкольное образование. Дети имеют право посещать ясли уже с четырёхмесячного возраста. Этим правом пользуется большинство немцев. Так как немецкий менталитет не предусматривает того, что старшее поколение бабушек и дедушек при появлении внуков уходят на пенсию и сидят с ними дома, родителям приходится отдавать детей в детские сады.

Публикация «Семинар для воспитателей и педагогов ДО „Система дошкольного образования за рубежом, Плюсы и минусы“» размещена в разделах

Я попыталась разобраться в их концепциях и сегодня расскажу о наиболее интересных, на мой взгляд, детских садах.

1. Waldkindergarten (от немецкого Wald – лес, Kindergarten — детский сад). Идея таких детских садов родилась в Скандинавии. Чаще всего, такой сад располагается в лесу. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Детям прививается любовь и бережное отношение к природе.

2. Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). Такой сад располагается при крестьянских хозяйствах, фермах или вблизи них. Дети, в силу своих возможностей, помогают фермерам ухаживать за животными, выращивать овощи и фрукты на огороде и в саду.

3. Reggio-Kindergarten. Концепция этого детского сада родилась в итальянском городке Режио-Эмилио, отсюда и их название. Такого рода ДОУ напоминают свои строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие «кварталы»-комнаты. В детских садах такого типа среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Каждое утро дети и все воспитатели собираются в главном холле и обсуждают предстоящий день, а затем все расходятся по комнатам. Одна комната может быть посвящена строительству и конструированию, здесь дети играют в кубики, собирают конструктор и т. д. Есть комната для занятий рисованием, чаще всего там просто стоит краска и на стенах висят листы ватмана. Детей одевают в специальные костюмы, и они могут рисовать везде: на стенах, на полу, друг на друге. Есть комнаты для занятия ремеслами, комнаты — музыкальные салоны и т. д. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространство.

4. Freinet-Kindergarten. Это направление в дошкольной педагогике получило свое название от фамилии итальянской семейной пары, которая разработала особый подход к воспитанию детей. Основным принципом этого подхода является полная свобода и самостоятельность ребенка. В Фрайнет-садах дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. На так называемых «детских конференциях» ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно-ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.

5. Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. Для обычных детей это прекрасная возможность научиться терпимости, толерантности и уважению, а для детей с ограниченными возможностями – не быть оторванными от социума, учиться общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. Может, именно благодаря огромному количеству таких детских садов и школ, в Германии прекрасные условия для жизни, учёбы и самореализации людей-инвалидов.

6. Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. То есть в группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке. Таким образом, дети не забывают язык той страны, откуда родом их родители, и изучают немецкий язык. Русско-немецкие детские сады чаще всего используют программы российских авторов, есть занятия и традиционные для России праздники, такие как Масленица, 8 марта и Новый год.

Безусловно, в Германии также распространены и Вальдорфские детские сады и сады, работающие по системе Монтессори. Но, думаю, о них и так много информации. Тем более что сейчас эти методики распространены и в России.

Детский сад в США: история и современность

В Америке, как и в большинстве крупных развитых капиталистических стран, каждый детский сад вправе иметь свою программу. Интерес типичный подход к обучению грамоте. Здесь уместно будет сравнить буквари и азбуки отечественные и зарубежные. И опять мы будем говорить не о полиграфии, не о художественном уровне учебных изданий, а о содержании. Первые страницы наших азбук малоинтересны детям. Разве интересно детям читать, что «Мама мыла раму». Ведь наряду с изучением букв мы должны решить с вами не менее, а более важную задачу – воспитать интерес к книге, к чтению. А начальные страницы американских букварей отражают следующие темы, к примеру: «Продаю мороженое», «Налаживаю детскую железную дорогу», «Преподносят подарок», «Дети веселятся, бегают, прыгают». Авторы азбук – педагоги и психологи полагают, что полезнее во всех отношениях дошкольникам научиться читать слова «бегать», «прыгать». А для подростковой детворы, к слову сказать, в книге для чтения имеет место тема нищеты, убожества (наряду с другими). И опять считается, что ребенок должен знать все стороны жизни, в том числе горькую правду.

Центральное место в системе американского дошкольного воспитания занимает формирование трудолюбия. Начинается воспитание трудолюбия с широкой темы: «Как трудятся взрослые». И, конечно, с этой целью проводятся целевые экскурсии. Во время таких экскурсий воспитатель фотографирует ее отдельные моменты. Кроме того, сама экскурсия организуется таким образом, что в ее ходе вопросы задают и профессионалы (продавцы, библиотекари, птичники, и дети. В стране существует неписаный ритуал: если пришел в гости детский сад – значит, дети получают подарки – результаты труда взрослых. Последним этапом экскурсии обязательно является совместное составление самодельной книжки (фото + рисунки + рассказы).

Где-то с 4-5 лет в группах ежедневно работают 10 дежурных. Первый отвечает за порядок в книжном уголке, второй – за подготовку к прогулке, третий – звонит в колокольчик, приглашает на занятия, четвертый – закрывает вместе с воспитателем дверь группы, пятый – носит ключ от группы на прогулке (это вырабатывает чувство ответственности, шестой – помогает воспитателю с больными детьми, седьмой – дежурит по столовой, восьмой – отвечает за игрушки, девятый – отвечает за спальную комнату, десятый – сообщает, к кому пришли родители. На табличке под десятью картинками – 10 фотографий. Ежедневно воспитатель выносит благодарность каждому дежурному.

И еще один пример. У нас принято добиваться от ребенка результата своего труда: сделать лодочку или домик. Дошкольникам всегда нравится сам процесс делания чего-либо, а не его результат. И эта психологическая особенность учтена в детских садах Америки. На вопрос: «Что ты делаешь?» - ребенок отвечает: «Забиваю гвозди», «Режу огурцы»

Социальные проблемы и тенденции развития сферы дошкольного образования в Японии.

В японском обществе образованию всегда придавалось большое значение. Престижной считалась и считается профессия учителя. Однако до 70-х годов детей до 6-ти лет принято было воспитывать дома : замужние женщины тогда, как правило, не работали. Ситуация изменилась в конце 70-х годов. Женщины стали наниматься на работу. Многие родители стали отдавать своих детей в детские сады с целью подготовки их к школе. Кроме традиционного дошкольного образования (основы письма, счета, чтения, музыки, ручного труда, японцы уделяют огромное, если не первостепенное, внимание психологической адаптации детей к предстоящей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия. И интересно следующее:

- в детских садах практикуется целенаправленное воспитание лидеров. Каждый ребенок неоднократно становится лидером. За него голосуют, о нем все высказывают свое мнение прямо и открыто;

- огромное значение придается трудовому воспитанию. Вот что, к примеру, обязан делать ребенок 4-х лет:

- утром прикрепить себе значок дежурного;

- проверить численность детей в группе;

- раздать материал для занятий;

- при подготовке к приему пищи вытереть столы, накрыть их, обслужить сидящих за столом, убрать посуду после еды;

- перед возвращением домой снять значок дежурного и передать его следующему (без напоминания воспитателя). Так воспитывается организованность. А дети 5 лет убирают двор детского сада. Причем каждый ребенок занят этой работой в общей сложности 30 мин. в неделю;

- в японских детских садах ценится красота, художественное воспитание детей. Обращает на себя внимание декоративное убранство: стены часто драпируют паласами или цветными тканями, на которых легко прикрепляется детский рисунок. В оформлении преобладает сочетание глины, камня, дерева, сухостоя, пенопласта. В помещениях и на площадках с потолков свисают и покачиваются бумажные или пластиковые фонари, рыбы, драконы. На этом фоне идет разнообразная изобразительная деятельность. Занятия рисованием проводятся не только за столами. Нередко они переносятся в песочницы. Дети рисуют на песке иероглифы и изображения, а затем разворачивают вокруг этого драматизации. Крайне редко пользуются педагоги в изобразительном искусстве образцом (как это очень часто делается у нас). Вместо него превалируют описания, игры-загадки, игрушки, движения детей, предметы искусства и другой иллюстративный материал.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

Вывод: Таким образом, на немногочисленных примерах убеждаемся в том, что за рубежом в системе дошкольного воспитания действует непреложный закон – ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ВСЕЛЯТЬ В НЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ. Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей последующей жизни.

Используемая литература:

1. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000

2. Куликова Т. А. «Современные системы дошкольного образования за рубежом»

3. Протасова Е. США: Проблемы дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 11, 1998; № 1, 1999.

4. Сорокова М. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // Дошкольное воспитание № 1, 2000.

5. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание № 6, 2006.

6. Фуряева Т. Педагогика детства за рубежом : опыт сравнительного исследования // Дошкольное воспитание № 1, 2006.

Публикации по теме:

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС — Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Консультация для педагогов дошкольного образования Шкалы ECERS-R Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации (далее - ФГОС ДО, вызывает множество.

Консультация для родителей «Плюсы и минусы совместного сна ребенка с родителями?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Росинка» Консультация для родителей «Плюсы и минусы.

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на детей — плюсы и минусы» Влияние гаджетов на детей: плюсы и минусы Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров,.

Консультация для воспитателей «Сингапурская система образования в развитии речи дошкольников» В этом учебном году я познакомилась с сингапурской методикой образования. В моем понимании, Сингапурская система обучения это ничто иное,.

Консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Рисование с детьми методом тычка»Консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Рисование с детьми методом тычка» Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми.

Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Цели: самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями.

Реферат «Особенно развития инклюзивного образования в России и за рубежом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Большеустьикинское Муниципального района Мечетлинский.

Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении» СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям,.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования» Сл 1 - Семинар-практикум для педагогов «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования» Цель — формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы»
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 14:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД