Гаяне Барсегян
Семинар для воспитателей «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «нетрадиционный» можно рассмотреть как «не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий, новаторский».
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность в творческой работе.
Определение «нетрадиционные техники рисования» - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонируется все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Публикация «Семинар для воспитателей „Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности является то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание и обучение нетрадиционным техникам. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества. Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет, маленький ребенок «не вступает во владение» собственными творческим потенциалом.
Так Комарова Т. С. в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью».
Разнообразие предлагаемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов
• Развивает уверенность в своих силах
• Учит детей свободно выражать свой замысел
• Развивает пространственное мышление
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита
• Учит детей работать с разнообразным материалом
• Развивает мелкую моторику рук
• Развивает творческие способности, воображение, полёт фантазии
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В настоящее время такие техники как граттаж, монотипия, рисование сангиной, которые когда-то были нетрадиционными становятся традиционными.
В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, в плотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замылов.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и, самое главное, - уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Среди техник рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, ниткографию, квилинг, печатание листьями, рисование солью, рисование ладошкой, пальцем и другие способы.
Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом.
Лыкова И. А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
• Рисование пальчиками
• Рисование тычками от поролона
• Рисование ватными палочками
• Печатание листьями.
В средней группе добавляется рисование свечой.
В старшей группе используют следующие нетрадиционные техники:
• Кляксография с трубочкой
• Монотипия
• Набрызг
• Восковые мелки + акварель
• Оттиск смятой бумагой
• Рисование поролоном
• Гравюра
• Оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.
В подготовительной группе добавляются:
• Тиснение
• Тычок жесткой полусухой кистью
• Рисование по сырому
• Черно-белый граттаж
• Кляксография с ниткой
• Батик
• Рисование солью
• Расчёсывание краски
• Двойное примакивание кисти.
Итак, остановимся поподробнее над каждой техникой.
Пластилинография. Новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Квилинг. Эту технику называют бумагокручением или бумажной филигранью. Искусство скручивать длинные и узкие плоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять их полученных деталей объёмные или плоскостные композиции. На английском языке данный вид рукоделия называется «quilling» - от слова «quill» или птичье перо. Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.
Рисование крупами. Данная техника позволяет даже самым маленьким карапузам создавать интересные, красивые работы, хорошо развивает фантазию и мелкую моторику. Рисование по манной крупе не требует профессиональных художественных навыков, благодаря фактуре, которая крупа создает на поверхности листа, мы получаем эффект «мокрого рисунка» и даже простые сюжеты смотрятся очень эффектно. Малышам в возрасте 3-5 лет потребуется активная помощь взрослых, детки постарше вполне могут справиться сами, нужно только помочь им в освоении принципа работы. Очень интересно делать работу параллельно с ребенком. В этом случае мы последовательно показываем крохе каждый этап работы, и при этом, не вторгаемся в его творчество, если малыш нас об этом не просит.
Кляксография. Это дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Благодаря кляксографии усиленно развивается творческое воображение. Капля краски, опадая на лист бумаги растекается, она всегда неповторима. Капельки всегда разные по форме и размеру. Такое занятие интересно как взрослым, так и детям. Причем не только интересно, но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики.
Рисование солью. Манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, снимает стрессы, внутренние зажимы, во время рисования ребенок испытывает чувство радости и вдохновения от получившегося рисунка, т. к. рисунки получаются разнообразными и неповторимыми. Тем самым развивается координация, воображение, улучшается память и все мыслительные процессы. Также соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании, вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки.
Метод рисования «печать листьями» является по сути интуитивно понятым. То есть обучаться тут нечему, достаточно дать направление ребенку, а дальше он и сам разберется прекрасно. Стоит лишь объяснить, в какой последовательности действия, и малыш «отпечатает» замечательную картину, и скорее всего не одну.
Поролоном можно рисовать как кисточкой и использовать как штамп. Очень удобно с помощью поролона тонировать лист бумаги (создавать фон). Поролон удобнее кисточки тем, что, во-первых, позволяет создавать рисунки быстро и больших размеров, во-вторых, хорошо впитывает краску, что в свою очередь позволяет набрать на поролон много разных цветов, и они при этом не смешиваются друг с другом. Кроме того из поролона можно делать штампы. Для этого вырезаем из поролона необходимую фигуру и привязываем ее к незаточенной стороне карандаша. Макаем штамп в краску и «печатаем» фигуру.
Каждая их этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, на основе проделанной работы, я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Список литературы:
1. Т. С. Комарова «Обучение детей технике рисования» - М., 1994 г.
2. И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М., 2007 г.
3. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М., 2005 г.