МААМ-картинки

Семинар «Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка в ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

Марина Казянина
Семинар «Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка в ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

Введение

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализующейся в образовательном учреждении.

Организация взаимодействия с семьей ДОУ – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

Публикация «Семинар „Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка в ОВЗ в условиях внедрения ФГОС“» размещена в разделах

В Настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и выход Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования.

В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. Основная идея, которая лежит в нормативных документах- за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Актуальность

В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой в нашей стране является социальная и псих-пед. поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, их воспитывающих.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет. За несколько последних десятилетий их число в нашей стране выросло в 13 раз. Еще в 1980 году их было зарегистрировано в России около 50тыс., в 1990 году - уже 155 тыс. По данным министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей с ОВЗ в России составляет 545 тысяч человек (21,3% - интеллектуальные нарушения, 23,1% - двигательные нарушения). Объясняется такой рост плохой экологической обстановкой, высоким уровнем заболеваемости родителей, множеством нерешенных медицинских, социальных, экономических, психологических проблем.

К категории детей с ОВЗ относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности.

Основная идея нашего соц. партнерства педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ- установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания, образования и развития детей с ОВЗ, создание атмосферы общности интересов, активизация воспитательные умения педагогов и родителей.

Цель психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитывающими ребенка с ОВЗ, обеспечивающих целостное всестороннее развитие личности дошкольника, а т. ж. выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников

Задачи:

• Оказание квалифицированной поддержке родителям (законным представителям), воспитывающих детей с ОВЗ

Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих с ОВЗ.

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.

Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ

Основная идея нашего соц. партнерства педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ- установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания, образования и развития детей с ОВЗ, создание атмосферы общности интересов, активизация воспитательные умения педагогов и родителей.

Цель психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитывающими ребенка с ОВЗ, обеспечивающих целостное всестороннее развитие личности дошкольника, а т. ж. выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников

Задачи:

• Оказание квалифицированной поддержке родителям (законным представителям), воспитывающих детей с ОВЗ

Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, воспитывающих с ОВЗ.

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семей воспитанников.

Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ

Принципы работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

- Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.

- Принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Специалист не должен говорить им: "Он никогда не научится этому". Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;

- Принцип учета психологических особенностей родителей (или лиц, их замещающих, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

- Принцип учета интересов. Принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Специалист не должен говорить им: "Он никогда не научится этому". Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями.

- Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественных психологии и педагогике. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, "ведущих" семью.

Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Преимущества данной системы соц. партнерства ДОУ с семьей :

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей с овз;

- учет индивидуальности каждого обучающегося с овз;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка с овз в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка с овз в семье и ДОУ;

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Тренинг на городском методическом объединении «Подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с.

Консультация для педагогов «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС» Консультация для педагогов на тему «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС» Степанова А. С.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» 20 апреля 2016 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок».

Проект социального партнерства семьи и ДОУ «Мы вместе» Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Семья, в которой есть ребенок с нарушениями развития, возможно,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место.

Семинар-практикум «Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС» Цель: 1. Обогащение знаний педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями. 2. Овладение методикой проведения фронтальных встреч.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка в ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 18:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД