МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Жанылсын Сейлова
Семинар для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.

Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.

Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.

Публикация «Семинар для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

И начать семинар хочется словами Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Нравственное воспитание - это : целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - чувство любви к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Казахстана;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы

Целевые прогулки, экскурсии к мемориалу славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города

Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду

Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций

Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц леса или гимн Республики Казахстан

Знакомство с фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми

Знакомство с народным творчеством, вышивкой, орнаментами

Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников

Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация

Участие в праздниках

Формы патриотического воспитания

ОУД

экскурсии в краеведческий музей

организация тематических досугов.

проведение тематической недели по военно-патриотическому воспитанию

организация выставки рисунков «Защитники Отечества»

проведение утренников «День Победы»

организация экскурсий к монументам

проведение беседы «Герои войны», «Дети-герои»

Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Республики Казахстан, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»

Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами народов Казахстана, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.

Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение тематической недели по военно-патриотическому воспитанию, организация выставки рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.

Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

Репродукции картин

Методическая литература

Наглядные и дидактические пособия

Иллюстрации различных видов войск, портреты героев

Современные средства ТСО

Аудиозаписи

Карты, атлас, глобус

Художественная литература

Государственная символика

Содержание патриотического воспитания

Приобщение ребенка к традициям народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.

Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций.

Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.

Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.

Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Педагоги в своей работе с семьёй должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено воспитание.

А закончить наш семинар хочется такими словами Саади

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Литературные источники:

Закурдаева Н. А. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста», 2012г.

Андриан Т. Г. «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе», 2012г.

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М. : «Просвещение», 1991

Лопатина А. А., Скребцова М. В. Нравственное воспитание дошкольников. ООО «Амрита», 2009

Харитонова,А. А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников Начальная школа плюс до и после. - 2011.-№3.-

Молодчая, Т. В. Вперё д в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т. В. Молодчая //Воспитатель ДОУ. - 2010.-№6.-

Интернет ресурсы

Прикреплённые файлы:

razvitie-rechi_18nv5.pptx | 707,69 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В последние годы идет переосмысление сущности.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье» Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье. Задачи: -Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего.

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Родина, Отечество … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Лахтина Т. Б Консультация для родителей. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ. Понятие патриотизма очень.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, Девяткина Светлана Анатольевна Патриотическое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Задачи патриотического воспитания дошкольников: Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду,.

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям» Семинар для педагогических работников «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 09:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД