МААМ-картинки

Семинар «Стратегия и тактика формирования и развития художественного конструирования детей 3–7 лет»

Елена Рекункова
Семинар «Стратегия и тактика формирования и развития художественного конструирования детей 3–7 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнедонского района Казанского детского сада общеразвивающего вида (художественно – эстетического направления развития воспитанников) №3 «Солнышко»

Семинар на тему :

«Стратегия и тактика формирования и развития художественного конструирования детей 3-7 лет»

Подготовила

старший воспитатель

Рекункова Е. А.

Ст. Казанская

2016

Публикация «Семинар „Стратегия и тактика формирования и развития художественного конструирования детей 3–7 лет“» размещена в разделах

Стратегия формирования и развития художественного конструирования в каждом возрастном периоде дошкольного детства состоит из нескольких этапов и направлена на развитие ребенка в целом и развитие его конструктивной деятельности в частности.

Первый этап стратегии направлен на развитие у детей восприятия, воображения и деятельности бескорыстного детей 3-5 лет) и унитарного детей 5-7 лет) экспериментирования с бумагой и элементами конструктора, функциональное назначение которых им незнакомо (дети 2-3 лет) и знакомо (более старший возраст)

Второй этап направлен на развития у детей восприятия, мышления, воображения и освоение ими обобщенных способов и технических приемов конструирования художественных композиций из бумаги и деталей конструктора.

Третий этап стратегии направлен на развитие восприятия, мышления, воображения и развития творческого конструирования художественных композиций.

Тактика формирования и развития художественного конструирования в каждом возрастном периоде дошкольного детства реализуется в педагогическом процессе с детьми по определенной системе.

Система обучения детей художественному конструированию основана на освоении детьми двух противоположных действий – объединение заместителей в целостное образование и удаление лишнего из одной целостности для создания новой.

Деятельность конструирования художественных композиций носит моделирующий характер. Два вида конструктивного материала (бумага и детали конструктора) и приемы конструирования позволяют дошкольникам конструировать предметные, сюжетные, пейзажные, декоративные плоскостные или полу объемные художественные композиции разного содержания. Дети 3-7 лет, конструируя художественные композиции из бумаги, сначала самостоятельно создают «единицы» для конструирования. Они рвут бумагу на полоски и клочки разной величины и конфигурации» сминают её в тугие или рыхлые комки, скручивают в жгуты. Дети младшего возраста достраивают фоновую многопредметную художественную композицию, выполненную педагогом.

Фоновая композиция – это «живая» композиция. Она включает силуэтно – схематические изображения несколько объектов, объединенных одним сюжетом, передает место (лес, сад, улица, время события в конструктивном варианте исполнения и обеспечивает освоение детьми действий. Понятные и интересные по теме фоновые композиции и нетрудоемкий процесс по их преобразованию позволяют каждому ребенку активно осваивают продуктивную деятельность на каждом занятии.

Сначала дети достраивают части предмета, а затем включают в неё изображения новых предметов, объектов, явлений действительности, ориентируясь на содержание фоновой картинки. В течение учебного года дети коллективно преобразуют несколько фоновых композиций, изменяя композиционное решение каждой из них на нескольких занятиях. Дети старшего возраста, как правило не используют в своей конструктивной деятельности готовые фоновые композиции, выполненные педагогом. Они самостоятельно конструируют все объекты коллективной художественной композиции по собственному замыслу или по теме, предложенной воспитателем, предварительно обсудив замысел, этапы его реализации и непосредственное распределение работы.

Система развития художественной конструктивной деятельности осваивается детьми постепенно. Сначала дети просто достраивают композицию. Далее происходит освоение ими действий по построению конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем – действий по построению обобщенного изображения, схематически отображающего структуру определенного класса предметов. В итоге работы по данной системе дети создают выразительный образна основе имеющихся у них знаний об отображаемом объекте. Иначе говоря, художественное конструирование предъявляет требования к развитию у детей определенных художественных способностей – в частности, умения символически выражать свое отношение к реальности.

Для создания художественного образа используют не только знаковые, но и символические средства, которые определенным цветом или подбором деталей большей величины помогают ребенку передать свои переживания в художественной композиции.

В предлагаемой методике смысл человеческих отношений ребенок постигает в непосредственном общении при ознакомлении с художественной литературой, а проживает их в опосредствованной форме – в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений. Сказка позволяет ребенку использовать небольшое количество обобщенных способов, имеющихся в конструктивном опыте детей, для моделирования сюжетной композиции, наделяя сказочных героев характерными признаками. Эмоциональные переживания, возникающие у ребенка, приводят его к новому видению изображаемого объекта и к передаче нового личностного представления изобразительными средствами.

Общие рекомендации к организации образовательной деятельности по художественному конструированию из бумаги и деталей конструктора Г. В. Урадовских.

Образовательная деятельность по конструированию организуется в соответствие с определенным алгоритмом, который реализуется педагогом с учетом возрастных особенностей детей.

Программное содержание:

1)образовательная задача,

2) развивающий задача,

3) техническая задача;

4)задача развития коммуникативных способностей,

5)задача речевого развития,

В конспекте занятия

-перечислен необходимый материал для организации и проведения формирования и развития художественного конструирования;

-отражен ход педагогического процесса в образовательной ситуации по заявленной теме, который имеет несколько частей.

На занятии педагог использует следующие методы и приемы:

- анализ образцов, выполненных одним или разными способами;

- объяснение задания, показ определенных приемов, действий техник, работа с материалом,

- игровые приемы, упражнения в совершенствовании выполнения действий;

- формирование обобщенных способов решения определенной задачи,

- переключение внимания ребенка с результата на способ действий и наоборот;

- самостоятельное экспериментирование детей с материалом :

- решение одной задачи разными способами или поиск нового варианта для ее решения;

Затем педагог дает всем детям посильное задание, требующее от них максимального напряжения сил. Он учит детей планировать процесс практической работы по выполнению конкретного задания, помогает им, не лишая их самостоятельности, руководит познавательной и практической деятельности детей.

В одной образовательной ситуации может быть одно или нескольких последовательных заданий, выполнение которых осуществляется под руководством педагога. Воспитатель учит детей планировать свою деятельность, только после завершения одного задания, приступать к другому, проговаривая алгоритм действий: сначала, потом, в завершении.

В конце работы педагог организует обсуждение результата, уважая эстетические предпочтения каждого ребенка, способствует получению всеми детьми удовлетворения от решения конструктивной задачи.

Конструктор состоит из стационарных стендов (фоновых рабочих поверхностей, которые прикреплены к стене под небольшим углом) и плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета, хранящиеся в открытом доступе стопочками, как блины, на полках под стендами.

Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета, по форме и величине.

Дети 2-7 лет конструируют художественные композиции на разноцветных фоновых поверхностях (стационарных стендах, обтянутых светлоокрашенной, хлопчатобумажной тканью белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового оттенков, из плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, ромб) и их сегментов (половинок, четвертинок) пяти градаций величины, 2*2, 4*4, 6*6, 8*8, 10*10, девяти цветов и оттенков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный, коричневый, фиолетовый, вырезанные из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани, по 20-50 штук каждой формы, цвета, величины.

Публикации по теме:

Формирование обобщённых способов конструирования для развития творчества детей старшего дошкольного возраста Путримова Наталия Юрьевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 142", г. Дзержинск I Международная заочная научно-практическая конференция.

Конспект ООД «Развитие творческих способностей в процессе художественного конструирования из природного материала» Цель: Развитие мелкой моторики рук, интереса к работе с природным материалом и развитие фантазии Задачи: -Образовательные задачи: продолжать.

Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета» Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть.

Музыкальная гостиная как средство формирования художественного вкуса студентов педагогического колледжа В Воркутинском педагогическом колледже с января 2006 года работает музыкально – литературная гостиная. Здесь проходят концерты, в которых.

Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Педагогические условия формирования математических представлений у детей в процессе конструирования. Согласно ФГОС, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное[1]. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Задачи художественно- творческого развития детей 3-4 лет 3. Перспективное тематическое планирование.

Семинар (обучающий) «Условия успешного речевого развития детей» Семинар (обучающий) для воспитателей Тема:«Условия успешного речевого развития детей» Подготовила: В. М. Ганюкова старший воспитатель МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Стратегия и тактика формирования и развития художественного конструирования детей 3–7 лет»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 19:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД