Татьяна Мосеева
Семинар «Педагогическая этика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Педагогическая этика в ДОУ»
Цель: расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с партнером.
С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.
Публикация «Семинар „Педагогическая этика в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Этика – система норм нравственного поведения человека какой-либо профессиональной группы, в нашем случае педагогическая этика.
Сегодня мы поговорим об одной их составляющей этикет – речевое поведение, для корректировки в зависимости от условий ситуаций общения.
Основные правила при уважительном деловом общении:
- Количество информации (сообщать столько информации, сколько требуется для данной цели)
- Качество информации (она должна быть правдивой, истинной)
- Существенность (говорить о важном для данной ситуации)
- Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)
1. Педагогический тренинг.
Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
Задание 1. Выразительная речь
1-й команде:
Произнесите фразу «Иди сюда»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) таинственно.
2-й команде:
Скажите «Молодец»
1) тихо,
2) громко, ласково,
3) удивленно,
4) радостно.
2. Анкетирование педагогов
Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»/Н. В. Паниной/
Инструкция: В таблице приведены наиболее часто встречающиеся суждения людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прочитайте каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого на каждой строчке обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу.
№ П/П Суждение Согласен Не
согласен Не
знаю
1 Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания 1 2 3
2 Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю
1
2
3
3 Сейчас для меня наступили самые мрачные дни
1
2
3
4 Себе я пожелала бы больше счастья в жизни 1 2 3
5 Сейчас я почти так же счастлива, как и в прежние годы
1
2
3
6 Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны
1
2
3
7 Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни 1 2 3
8 Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела
1
2
3
9 Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня привлекает 1 2 3
10 С годами я ощущаю все большую усталость от жизни
1
2
3
11 Ощущение возраста не беспокоит меня 1 2 3
12 Когда я оглядываюсь на прожитые годы, испытываю чувство удовлетворения
1
2
3
13 Я ничего не стала бы изменять в своей жизни, даже если бы представилась такая возможность
1
2
3
14 Я наделала в своей жизни значительно больше глупостей, чем сверстники
1
2
3
15 Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников 1 2 3
16 У меня есть планы, которые я намерена осуществить в ближайшее время 1 2 3
17 Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустила в жизни
1
2
3
18 Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии
1
2
3
19 От жизни я получила довольно много из того, чего ожидала
1
2
3
20 Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее
1
2
3
Сумма баллов, подсчитанная с помощью «ключа»
«КЛЮЧ» : Ответы на вопросы с номерами 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 оцениваются следующим образом: за ответ «согласен» - 2 балла; «не согласен» - 0; «не знаю» - 1 балл.
Ответы на вопросы с номерами 2, 3, 4, 6, 10, 14, 18, 20 – оцениваются так: за ответ «согласен» - 0 баллов; «не согласен» - 2; «не знаю» - 1 балл.
Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью.
• 24 балла и выше – у вас все в порядке;
• От 20 баллов до 24 – вам есть о чем подумать и понять причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими;
• меньше 20 баллов – необходимо заняться собой
Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в различных ситуациях с родителями – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия.
Важно помнить: доброе слово очень ценно, поэтому действуйте уверенно, с любовью.
Саморегуляция – чтобы успокоиться в ситуациях раздражения, сделайте следующее: глубоко вздохните, задержите дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов
Самовнушение – положительные утверждения помогут справиться с трудной ситуацией: «Я умница», «У меня все получиться» Никогда не осуждайте себя.
Самоприказ – «Разговаривать спокойно!», «Молчать, надо молчать!»,
Самоодобрение – даже в случае незначительных успехов хвалите себя «Я сделала это!», «Я смогла!»
«Опоздание»
На одной из встреч с родителями воспитатель объяснил нежелательность опоздания детей к утренней гимнастики. Но, не смотря на это, Миша однажды опоздал, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста!» - мать обратилась к вам в категоричной форме.
Подумайте и спрогнозируйте варианты вашей речевой реакции.
Ситуация.
Мать пришла вечером за ребенком с большим опозданием.
Проиграйте варианты вашего речевого поведения в беседе с матерью, учитывая следующее условие – мать одна воспитывает двоих детей (второй- первоклассник, это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился.
Итоги семинара.
- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!