Семинар «Подготовка и готовность детей к школе. Вопросы преемственности между детским садом и школой»

Марина Старцева
Семинар «Подготовка и готовность детей к школе. Вопросы преемственности между детским садом и школой»

Семинар «Подготовка и готовность детей к школе.

Вопросы преемственности между дошкольным образованием

и начальным общим образованием».

Цели и задачи: Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

План семинара:

Вводная часть – старший воспитатель.

Теоретическая часть

1 Доклад «Сравнение ФГОС дошкольного общего образования и начального общего образования. Требования к будущему первокласснику» - учитель начальных классов.

2 Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников через использование разнообразных форм организации работы по ФЭМП. Из опыта работы» - воспитатель.

3 Выступление «Адаптация первоклассников» - учитель начальных классов.

Практическая часть

1. Анализ педагогических ситуаций, связанных с предшкольным периодом.

2. Отметить верное высказывание…

3. Анализ детских работ – тестов на готовность детей к школе.

4. Составление методических рекомендаций для родителей.

Подведение итогов.

Ход семинара

-Уважаемые педагоги, еще раз здравствуйте. Мы пригласили Вас сюда для дискуссии «Что необходимо для успешной готовности ребенка к школе» и эпиграфом сегодняшнего разговора я предлагаю взять сказку Д. Соколова «Чайка Долли»

Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»

«Жила была чайка Долли. Она свила уютное гнездышко и села в него высиживать яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только очень редко вылетала из гнезда на море попить и схватить пару рыбок - и сразу спешила назад, к своим продолговатым крошкам.

И вот однажды,.

Старший воспитатель: Если Вы внимательно прослушали эту сказку, то согласитесь, что беспокойство чайки Долли присутствует в той или иной мере у каждого из нас, приглашенных на эту дискуссию. Каким должен ребенок прийти в школу, чего от него ожидают, чьи чаяния и надежды он рушит или оправдывает? На мой взгляд, противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» представителей различных социальных позиций.

Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность» понимают его чаще всего как стремление пораньше научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.

Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность- значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые приходят в школу не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.

И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Проблема преемственности в образовании не нова. Исторически постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. А то, что в настоящее время детские сады переименованы в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) можно считать практической реализацией и свидетельством безоговорочного принятия тезиса, что именно обучение ведёт за собой развитие. С учётом этого преемственность дошкольного и школьного звена подразумевается нами в области обучения детей.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Попытаемся сравнить ФГОС дошкольного общего образования и начального общего образования, и выяснить какие требования предъявляются сегодня к будущему первокласснику.

С этим вопросом нас поближе познакомит.

Доклад «Сравнение ФГОС дошкольного общего образования и начального общего образования. Требования к будущему первокласснику» - учитель начальных классов

- Как видно, требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы, также обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Конечно же, детский сад проводит большую работу в каждом из вышеозвученных направлений. Но нам хотелось бы остановится именно на первом пункте - развитие любознательности.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения.

Развивающая математика является той областью, где при условии систематического обучения, возможно, не только дать определённую сумму знаний, умений, навыков детям, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Доклад воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников через использование разнообразных форм организации работы по ФЭМП. Из опыта работы»

Это небольшая часть всей работы, которую организуют педагоги дошкольной группы по подготовке детей к школе, но к сожалению, не всегда получается на все 100% процентов проработать каждое направление, и нам бы хотелось узнать с какими проблемами сталкиваются наши выпускники, приходя в школу, на что нам педагогам детского сада следует обратить более пристальное внимание.

Выступление учителя начальных классов «Адаптация первоклассников. На что следует обратить внимание педагогам дошкольной группы»

Практическая часть

- К сожалению, в ни в штате школы, ни в штате детского сада нет педагога –психолога, и и поэтому именно перед нами с вами в первую очередь стоит задача – определить степень готовность ребенка к школе, мы должны быть компетентны с вами и в этом вопросе, во-первых, для того, что бы увидеть в какой области у ребенка есть пробелы и

на какие проблемы стоит обратить особое внимание, а во-вторых чтобы иметь возможность дать своевременные рекомендации.

1. Анализ педагогических ситуаций, связанных с предшкольным периодом.

Ситуация 1

Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Вопрос: Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого вопроса?

Решение: В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.

Ситуация 2.

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради, заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

Вопрос: Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться.

Вопрос: Какие ошибки часто допускают взрослые?

Решение. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.

Ситуация 3.

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

Вопрос: Как отреагировать маме?

Решение: 1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду. 2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки вызвала неуверенность в первых неудачах.

2. Отметить верное высказывание…

Практическое задание: выбрать утверждение, соответствующее портрету будущего первоклассника.

1. Во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается

2. Умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства

3. Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

4. не имеет представления о форме (не отличает круг от квадрата)

5. медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений

6. способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий

7. выделяет по слову геометрические фигуры

8. осуществляет простейшие классификации (по образцу или слову по разным признакам)

9. может поддержать разговор на интересную для него тему

10. соотносит предметы по величине

11. умеет делать самооценку себе и своим действиям

12. не подчиняться разным правилам и социальным нормам

13. тяжело дается заучивание стихотворений

14. умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

15. умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

3. Анализ детских работ – тестов на готовность детей к школе.

Задача – на основании предложенных работ, сделать заключение, готов ли ребенок к школе. На основании известного теста Керна – Йирасека.

4. Составление методических рекомендаций для родителей.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

n Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

n Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

n Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

n Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

n Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

n Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Запомните:

n При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

n Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!

n Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Важно: перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Подведение итогов семинара

ПЕДАГОГ. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы и семьи. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Решение

• Организовывать совместные проекты дошкольников и первоклассников.

• Проводить совместные мероприятия начальной школы и ДОУ.

• Обсуждать проблемы адаптации и развития УУД у детей.

• Проводить развивающую работу с дошкольниками по формированию готовности к школьному обучению по обозначенным направлениям: развитие фонематического слуха, ориентировка в пространстве и времени, умения классифицировать и группировать предметы, формировать умение слушать, слышать, удерживать и выполнять инструкции взрослого.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект в первой младшей группе «Знакомство с детским садом» Информационно – творческий проект в первой младшей группе «Знакомство с детским садом». Автор: Вернер Елена Сергеевна Срок реализации: (11.01.16.

Конспект НОД для детей второй младшей группы с ТНР «Знакомство с детским садом» «Знакомство с детским садом» Цель: обогащение представлений детей о детском учреждении. Задачи: 1. Способствовать углублению и обобщению.

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Отчет об организации работы по преемственности между детским садом и школойОтчет об организации работы по преемственности между детским садом и школой Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

План взаимодействия по преемственности со школой МБДОУ «Укырский детский сад» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Укырский д/с» ___Д. И. Григорьева «___»___2015г. Утверждаю:.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Сценарий мероприятия  «Прощание со старым детским садом» ПРОЩАНИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ Роли: ведущий Айболит Реквизит: костюм Айболита, стетоскоп детские музыкальные инструменты Маски Лисы, Зайца,.

Сценарий «Прощание с Детским садом» ПРОЩАНИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ Дети входят в зал под торжественную музыку «Полонеза» с цветами. В е Д у Щ а я. Дорогие дети, родители, сотрудники.

Сценарий выпускного вечера «Прощание с детским садом» «ПРОЩАНИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ» Звучат фанфары (аудиозапись, на середину зала выходят двое детей средней или младшей группы. Девочка: В этот.

Семинар-практикум «Вопросы преемственности — взгляд изнутри». Встреча с педагогами начальных классов Будит ли ребёнок успешным в школе, если в детском саду развивать такое качество личности как уверенность? Верно ли это утверждение? В каких.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семинар «Подготовка и готовность детей к школе. Вопросы преемственности между детским садом и школой»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 11:07
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...