Папки-передвижки

Семинар «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду»

Лилия Гаврилова
Семинар «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»

с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития

«Познавательно – исследовательская

деятельность детей в детском саду»

Выполнила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Ларина Людмила Ивановна

г. Шарыпово п. Дубинино,

2015год

Публикация «Семинар „Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду“» размещена в разделах

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идиальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Пособие Николая Евгеньевича Вераксы, Олега Робертовича Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника» посвящено развитию важной составляющей творческих способностей дошкольников — способности к преобразованию в процессе экспериментирования и исследований.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное, и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов).

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

При использовании с дошкольниками метода экспериментирования важно учитывать следующие моменты, а так же поставленные цель и задачи.

Во-первых, нужно обратить внимание на тот словарь, который использует в процессе совместной с детьми деятельности взрослый, помня, что за каждым словом стоит определенная реальность. Современные исследования показывают, что дошкольники уже в 4–5 лет могут усваивать сложную терминологию. Это не значит, что их нужно перегружать физическими терминами, однако не следует бояться использовать адекватные слова, обозначающие физические явления («испарение», «нагревание», «твердое вещество» и т. д.).

Во-вторых, используемые в работе слова должны объединяться в пары. Желательно, чтобы дети усваивали антонимы, поскольку именно через них передается система изменений, происходящих с предметами и явлениями. Например, отношение «был маленький, стал большой» решает очень важную задачу раскрытия качественного своеобразия процесса преобразования как перехода от одного состояния к другому, противоположному.

В-третьих, нужно иметь в виду, что дети воспринимают преобразование объекта с помощью образа, поэтому по возможности следует обращаться к заданиям, предполагающим изображение наблюдаемых физических процессов т. е. важно зафиксировать исходное и конечное состояние в рисунках.

Не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Приведем простой пример. Когда ребенок слушает сказку «Красная Шапочка», он эмоционально переживает ситуацию встречи Красной Шапочки с волком. Эмоция выражает не только, то обстоятельство, что он боится волка и сопереживает Красной Шапочке, но и тот факт, что волк является источником реальной силы и угрозы (то есть передаются объективные свойства волка).

В предлагаемых в пособии Н. Е. Вераксы заданиях активно используются сказочные сюжеты, так как сказки и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования. Подчеркнем, что игра важна не только потому, что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний, но и потому, что ребенок совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира, например, сжимается, изображая лед, а затем и выполняет плавательные движения, изображая воду. Однако и в ситуации игры необходимо подчеркивать цикличность перехода от одного состояния к другому.

По методике Н. Е. Вераксы предлагается 31 тема игр – исследований, в которых первоначально знакомят детей с понятием «наоборот» (противоположностью, а затем различные свойства предметов и явлений, переходящих из одного состояния в другое. Например: «Тяжелее – легче», «Превращения», «Большой – маленький», «Морозко» и т. д.

Благодаря использованию такого рода игр предполагаются следующие результаты.

А. И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского пед. Университета, академик, предлагает педагогам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

Методики, предлагаемые А. И. Савенковым, позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности : от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Путь развития исследовательских способностей дошкольника А. И. Савенков предлагает проводить поэтапно: сначала – тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер и его нелегко использовать в образовании.

Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста это сложное, новое дело. Существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и понятны детям.

Рассмотрим подробнее этапы исследовательской работы.

На первом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем раскладываем на ковре по кругу. И все вместе выбираем предмет для исследования.

Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, и другим предметным сферам. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом выбранной проблемы.

1. Выбор темы. (Любой предмет, объект или явление)

2. Сбор материала: (описание папки)

«Подумать самостоятельно»

Сначала предложите детям подумать и вспомнить, что они знают об этом предмете. Дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко, свободно и заинтересованно.

«Спросить у другого человека»

Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

«Узнать из книг»

Можно посмотреть иллюстрации, надо заранее подобрать необходимую литературу. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух детям «исследователям». И помогите так же с помощью символов зафиксировать новые идеи.

«Наблюдение и эксперимент»

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты.

Сбор информации

Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно – можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Важно поддерживать темп, чтобы работа шла на одном дыхании.

3. Обобщение материала.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре листочки с записями так, чтобы всем детям было хорошо видно. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям, обобщать полученные разрозненные данные.

4. Сообщение

Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщения.

Естественно, что качество предоставленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве. Доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей.

Как убеждает нас педагогическая психология, «информация» становится «знанием» тогда, когда она вступает в контакт, с прежним опытом ребенка, когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит за что зацепиться. Чтобы систематизировать процесс учебных исследований, необходимо воспользоваться классификацией тем исследований. Она не является догмой и может быть дополнена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.

Публикации по теме:

«Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет». Видео Детский сад №2 "Ивушка" п. Гигант Сальского района "Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 15:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Гаврилова (УИ 302866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД